На прошлой неделе Госкомстат подсчитал среднюю зарплату в стране в первом квартале текущего года. Оказалось, что среднемесячная зарплата в России перевалила за 4 тыс. руб., или в долларовом эквиваленте - около 135 долл.
По мировым меркам по-прежнему немного. И это рождает вопрос: почему, если у нас такая дешевая рабочая сила, мы еще не завалили мир своими товарами, как это делает, например, Китай? Но если внимательно разобраться, то оказывается, что общепринятые представления о низкой стоимости рабочей силы в России являются не более чем мифом. Или скорее полумифом.
Действительно, если сравнивать чистые доходы рабочих в России с доходами их коллег за рубежом, то среднестатистический российский рабочий получает гораздо меньше. По данным международной исследовательской компании в области металлургии Brook Hunt, на иностранных алюминиевых заводах среднемесячные затраты на одного работника колеблются от 1425 долл. на венесуэльском заводе Venalum до 4200 долл. на канадском Becancour"е. При этом на нашем самом современном предприятии - Саянском алюминиевом заводе - общие затраты на одного работника составляют незначительные (по сравнению с другими странами) 866 долл. В эту сумму, разумеется, входит не только заработная плата, но и премии, социальные расходы, затраты на обучение, наконец, социальный налог, который составляет 38%.
Можно задаться вопросом: неужели с такой высокой себестоимостью труда западные производители умудряются находить потребителей на свои дорогие, но ничем не отличающиеся от наших алюминиевые заготовки? Теперь понятно, почему правительства промышленно развитых стран ставят барьеры на пути на собственные рынки для российской продукции.
Но оказывается, что западный алюминий продается по той же общемировой цене, а общие затраты на рабочую силу на иностранных предприятиях не выше, а то и ниже, чем на СААЗе. Фокус в том, что при невысокой зарплате общая численность рабочих, занятых на российских предприятиях, гораздо больше, чем на Западе. И получается, что в целом затраты на персонал в России сопоставимы с мировыми, если не превышают их.
Помните старый анекдот о визите японского предпринимателя на советский завод аналогичного профиля? Японец, проинформировав, что у него на таком же производстве работают 9 человек, поинтересовался, сколько же человек работает на советском заводе. Директор, чтобы не называть фактические тысячи, с ходу сфантазировал: десять. Наутро японец ему перезвонил с просьбой объяснить, где именно работает этот лишний, десятый человек. По штатному расписанию восточного соседа ему не находилось ни должности, ни - главное - участка для работы.
С тех пор ситуация в отечестве не сильно изменилась. Если на канадском заводе Alma с годовой мощностью в 400 тыс. тонн алюминия работают 650 человек, то на аналогичном по производительности Саянском алюминиевом заводе - почти 6 тыс. При этом численное превосходство сибирякам дают не менеджеры (их примерно поровну) и даже не административный аппарат, а работники низшего и среднего звена.
И это - Саянский алюминиевый завод, с наименьшей численностью рабочего коллектива среди аналогичных ему российских промышленных гигантов. На Братском и Красноярском алюминиевых заводах численность персонала вообще превышает 10 тыс.
Конечно, современные директора, управляющие российскими заводами, отдают себе отчет в том, что эту ситуацию прогрессивной не назовешь. Но иного выхода у них сегодня нет. О сокращениях рабочих на крупных предприятиях, большая часть которых является градообразующими, и речи не может идти. Предприятия в России, особенно гиганты индустрии, оставшиеся в наследство от советских времен, - это не просто бизнес-единицы, которые на Западе предназначены для зарабатывания денег с наименьшими издержками. Так сложилось, что заводы у нас существуют не только для собственников, но и для народа. И современные хозяева вынуждены с этим считаться. Фактически это компромисс бизнеса не только с населением, но и с властями. Бизнес идет навстречу их стремлению обеспечить социальную стабильность, жертвуя при этом частью прибыли. Повторять эксперимент с массовыми увольнениями, как было в середине 90-х гг., сегодня не рискнет ни один олигарх. Это чревато социальным взрывом. Скорее, наоборот, большинство из них сегодня старательно и нередко в ущерб себе поднимают социальную сферу: детские сады, больницы и профилактории, начинают формировать новую корпоративную культуру. И сегодня изменение настроя жителей таких городов отмечают даже иностранцы, приезжающие в провинцию.
Интересно, что социальная ответственность предприятий не только не позволяет проводить сокращения, но и не дает повысить заработную плату рабочим. Как ни странно, это опять чревато социальными последствиями. Сегодня рабочие типичного экспортно ориентированного предприятия в одном из регионов получают в среднем 10 тыс. руб., некоторые - до 20 тыс. Если предприятие градообразующее, то уровень зарплаты оказывает прямое влияние на уровень цен товаров и услуг во всем городе. Социологи обращают внимание, что уровень цен в таких поселках превышает средний в регионе на 10-20%. Но живут там не только работники центрального предприятия, но и учителя, и врачи. И для них повышение зарплаты на заводе-гиганте обернется резким повышением цен и снижением уровня жизни. Местные власти компенсировать им разницу в уровне жизни не смогут и поэтому очень рассчитывают, что завод не будет повышать зарплату.
Получается, что сегодня владельцы крупных предприятий попали в ловушку, став одновременно и капиталистами, и социалистами, очень часто принимая на себя обязанности государства и выполняя за него функции по социальной защите не только своих рабочих, но и населения прилегающей к предприятию территории. И пока сохраняется такое положение, мнение, что в России дешевая рабочая сила, является просто мифом.