Второго апреля министр обороны США сообщил, что Саддам Хусейн учредил стипендии (25 000 долл.) для террористов-самоубийц. Как должен отнестись цивилизованный мир к этому новому виду террора и циничному афишированию метода его финансирования?
Миру известны заказные убийства, организуемые мафией. Это ужасное преступление. Обычно заказчик старается остаться неизвестным, чтобы избежать правосудия. В данном случае заказчик оповещает весь мир о том, что убийство заказано именно им, в уверенности, что правосудия не последует. Людей убивают не по одиночке, а по принципу чем больше, тем лучше. Единственным мотивом для убийства является политическая, религиозная или расовая принадлежность невинных жертв.
Если сегодня кому-то кажется, что новый вид оружия - заказное убийство, совершаемое террористом-смертником, - можно территориально локализовать, молчаливо поддерживая убийц-самоубийц, то они заблуждаются. Совершенно очевидно, что если не попытаться поставить заслон этому новому оружию, то очень скоро самоубийцы будут взрываться не только в Иерусалиме. Они будут взрываться на Елисейских Полях, на Красной площади, на Бродвее, на Пикадилли, на улицах Пекина, Каира, Багдада и Дамаска - в зависимости от того, кто заказал и оплатил взрыв и каковы его цели. При этом самоубийцы могут использовать не только несомые на себе бомбы, но и куда более опасные и разрушительные виды оружия.
Терроризм не всегда является оружием массового поражения. Но он всегда разрушает массовое сознание, лишает людей так необходимого им чувства безопасности и уничтожает основы частного, государственного и международного права - фундамента современной цивилизации.
Террористы-самоубийцы, безусловно, совершают преступления. Но еще большее преступление, которое должно быть квалифицировано как преступление против человечества, совершает тот, кто направляет их, кто заказывает преступление. В уголовном праве есть статьи о принуждении к самоубийству. При внешне кажущейся добровольности действий террористов-смертников - это всегда действие по принуждению, и ответственность за них в полной мере должны нести заказчики этих преступлений, те, кто идеологически обрабатывает террористов, часто несовершеннолетних, вооружает и посмертно оплачивает.
Уверенность в том, что сегодня это оружие используется в отношении нескольких государств и не применяется в отношении других, является временной и иллюзорной. Невозможно избежать участи БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ АЛЛИГАТОРОМ, скармливая ему по очереди своих соседей. С огромным опозданием это увидели те, кто прославлял Мюнхенские соглашения в надежде, что они принесут мир. Но принесли они Вторую мировую войну...
Террористы-самоубийцы были всегда, однако это были хоть и трагические, но одиночные случаи. Тот факт, что сегодня это поставлено на поток и становится почти привычным явлением, перевел этот вид терроризма в новое качество, опасное для всего человечества.
Парадоксальным образом эти, казалось бы, очевидные истины не обостряют чувство опасности, которое несет новое оружие массового поражения, направленное в основном против мирного населения. Террористы-самоубийцы, взрывающие башни-близнецы или дискотеки Тель-Авива, бесспорно, являются таким оружием. И нет большой разницы, воспитаны ли они и направлены бен Ладеном или Арафатом.
Напротив, в Европе и в Америке под лозунгом защиты палестинского народа разгорается антиизраильская истерия, хотя Израиль ведет необходимую и оправданную войну не с палестинским народом, а с мировым терроризмом, синдикатом терроризма, объединившим "Аль-Каиду", ХАМАС, "Фатх", "Исламский джихад" и другие организации. И эта война Израиля никак не менее справедлива, чем та, которую ведет антитеррористическая коалиция во главе с США. Размах этой истерии впечатляющий - от американских студентов и голливудских звезд до европейских ученых и норвежских парламентариев, от Европарламента до правозащитных организаций. Ученые додумались до призыва к бойкоту израильских коллег. Европарламент принял 269 голосами антиизраильскую резолюцию. Члены комитета по Нобелевским премиям мира сочли, что Перес не достоин премии - ее достоин только Арафат.
Коротка память у этих политиков. Они сумели забыть, как черный сентябрь Арафата чуть не разрушил Иорданию, забыли Мюнхенскую олимпиаду и многое другое. Эта истерия ставит Израиль в трагическую ситуацию изолированности, но она куда опасней для Европы и Америки, где уже поднялась мутная волна антисемитизма. А антисемитизм, как известно, легко воспламеняется (нет ничего легче!), да трудно тушится. И никто не знает, каких новых политических лидеров - каких новых Гитлеров - он ведет за собой. "Бей жидов, спасай Россию" - был лозунг российских черносотенцев. Похоже, к чему-то подобному сегодня катятся Европа и Америка. И это не бедные страны Африки и Азии, а центры мировой демократии.
Когда-то мы удивлялись, говорили: "Не может быть: Германия - и вдруг Освенцим? Такая история, такая культура!" Все может быть, когда отшибает память! Возможно, со временем ООН, Европарламент, Совет Европы, Европарламент и даже Нобелевский комитет поймут (только не было бы поздно!), что нельзя на основании словесных и даже договорных обещаний требовать немедленного создания палестинского государства или давать премии.
Поймут, что после принятия резолюции Совета Безопасности ООН о его создании первым этапом должно быть уничтожение всех террористических организаций на территориях и в приграничных к Израилю землях. Именно это сейчас делает Израиль.
Вторым этапом, ответственность за который должна нести ООН или страны, отвечающие за мирный процесс, должно быть создание на территориях на определенное и значительное время демилитаризованной зоны, создание или выборы новой администрации, не связанной в прошлом с террористическими организациями. Милицейские функции при ней должны нести силы ООН или НАТО.
Только после этого может начаться следующий этап - переговорный. Мир на Ближнем Востоке может быть достигнут только поэтапно и с неизбежным применением силы против всех групп террористов на первом этапе. Без этого все усилия миротворцев будут тщетны, а резолюция Совета Безопасности останется в истории как документ, не приближающий мир, но провоцирующий насилие.
Необходимы четкие решения ООН и европейских организаций и в проблеме борьбы с терроризмом. Они уже потеряли много времени, не создав международного трибунала, не дав четкого юридического определения терроризму вообще и новому оружию массового поражения - террористам-самоубийцам. Не сделали и многое другое, и это делает возможным двойной подход к проблеме и, безусловно, сказывается на взаимодействии стран - участниц антитеррористической коалиции, сводя на нет ее первоначальный успех.
Или терроризм, подпитываемый антиизраильскими действиями, антисемитизмом, антиамериканизмом и личными амбициями некоторых политиков, победит в мире, или наш общий человеческий разум победит его. Третьего не дано!
12 апреля 2002 года