Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам марта текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Е.Лашкина - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и др.), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования".
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Прошедший месяц был удачным для Евгения Примакова и Аркадия Вольского, возглавляющих соответственно Торгово-промышленную палату и Российский союз промышленников и предпринимателей. Первый стал инициатором создания новой лоббистской организации - Общественного консультативного совета российского бизнеса по ВТО, второй реанимировал находившуюся в "летаргическом сне" Российскую объединенную промышленную партию, съезд которой состоялся в марте. Но куда больший общественный резонанс имела победа возглавляемого ими "Медиа-социума" в конкурсе на телевизионную частоту "шестой кнопки". В состав "Медиа-социума" вошло ЗАО "Шестой канал", учрежденное Евгением Киселевым и поддерживающими его олигархами. По мнению многих экспертов, идею альянса "политических тяжеловесов", журналистов и предпринимателей лоббировал министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин. Все это привело к улучшению позиций Примакова, Вольского и Лесина.
Очередной цикл слухов об отставке привел к снижению рейтинга главы "Газпрома" Алексея Миллера. Они, очевидно, стали следствием заявления Федеральной службы налоговой полиции о готовности возбудить в отношении "Газпрома" уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах. Вероятно, слухи распространялись в брокерской среде, для того чтобы заработать на падении курса акций компании. И действительно, капитализация "Газпрома" упала в течение одного дня более чем на миллиард долларов.
Положительная динамика рейтинга Андрея Бородина в этой же номинации может быть следствием того, что возглавляемый им Банк Москвы стал основным участником программы "Социальная карта москвича", которая позволит банку привлечь на обслуживание свыше 2 млн. пенсионеров. Улучшились также позиции Алексея Мордашова ("Северсталь"), которому удалось пролоббировать введение защитительных пошлин на экспорт некоторых видов проката с Украины и из Казахстана.
Рейтинг главы Министерства по антимонопольной политике Ильи Южанова, наоборот, снизился. В марте министерство преследовали неудачи - оно проиграло иски в арбитражных судах, касающиеся Федеральной комиссии по ценным бумагам и Московской страховой компании. Но больше всего имидж МАПа и его руководителя пострадал из-за скандала, разразившегося вокруг предложений министерства по ограничению прав крупных акционеров российских банков.
В региональной номинации возрос рейтинг губернатора Новгородской области Михаила Прусака. В последнее время он является одним из наиболее активных лоббистов идеи назначения глав администраций субъектов Федерации президентом России. Отметим также снижение рейтинга президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Дело, возможно, в том, что Счетная палата подтвердила свое решение о перечислении в федеральный бюджет крупных средств, израсходованных республикой нецелевым образом.
В номинации "профессионалов" впервые на второе место вышел вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Этому, очевидно, способствовали громкие кадровые назначения - как Сергей Игнатьев, возглавивший Центробанк, так и Федор Андреев, ставший вице-президентом компании "АЛРОСА", считаются членами "команды Кудрина". Кроме того, в актив главе Минфина можно занести то, что он убедил депутатов Госдумы принять в устраивающем правительство виде законопроект о повышении денежного довольствия военнослужащих до уровня федеральных госслужащих. Рейтинг министра экономического развития и торговли Германа Грефа также возрос. Об увеличении его аппаратного "веса" говорит то, что правительство разрешило министру увеличить штат своих заместителей до беспрецедентного количества - 18.
Интересно, что переход депутата Александра Шохина в компанию "Ренессанс-Капитал" привел к снижению его рейтинга. Наверное, это стало следствием того, что бывшему главе комитета по финансовым рынкам Госдумы, несмотря на прогнозы некоторых аналитиков, не удалось занять пост главы Центробанка.
B>Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
В марте2002 г. |
В феврале 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,30 |
4,32 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,28 |
4,19 |
3 |
Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") |
4,17 |
4,17 |
4 |
Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) |
4,11 |
4,15 |
5 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) |
4,09 |
3,89 |
6 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
4,07 |
4,02 |
7 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,04 |
4,02 |
Сильная эффективность |
|||
8 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа-групп") |
3,83 |
3,78 |
9 |
Потанин В.О. (группа "Интеррос") |
3,75 |
3,78 |
10-11 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,63 |
3,65 |
10-11 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,63 |
3,34 |
12 |
Миллер А.Б. ("Газпром") |
3,47 |
3,59 |
13 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,44 |
3,60 |
14 |
Гуцериев М.С. ("Славнефть") |
3,42 |
3,37 |
15 |
Мордашов А.А. ("Северсталь") |
3,40 |
3,32 |
16 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
3,36 |
3,31 |
17 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
3,17 |
3,12 |
18 |
Бельянинов А.Ю. (Рособоронэкспорт) |
3,07 |
2,87 |
19 |
Юсуфов И.Х. (Минэнерго) |
3,05 |
3,03 |
20 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
3,02 |
2,85 |
Средняя эффективность |
|||
21-22 |
Бендукидзе К.А. ("Объединенные машиностроительные заводы") |
2,82 |
2,81 |
21-22 |
Йордан Б.А. (инвестиционный фонд "Спутник", НТВ, "Газпром-медиа") |
2,82 |
2,73 |
23 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,70 |
2,81 |
24 |
Мельниченко А.И. (МДМ-банк, "Группа МДМ") |
2,68 |
2,57 |
25 |
Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) |
2,66 |
2,75 |
Средний рейтинг |
3,48 |
3,50 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
В марте 2002 г. |
В феврале 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,41 |
4,47 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,36 |
4,43 |
3-4 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
4,19 |
4,12 |
3-4 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,19 |
4,26 |
Сильная эффективность |
|||
5 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,97 |
3,89 |
6 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,95 |
3,91 |
7 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
3,92 |
4,07 |
8 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,87 |
4,00 |
9 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,81 |
3,78 |
10 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,78 |
3,80 |
11 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,75 |
3,78 |
12 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,57 |
3,51 |
13 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,46 |
3,51 |
Средняя эффективность |
|||
14 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,96 |
2,92 |
15-16 |
Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) |
2,70 |
2,61 |
15-16 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,70 |
2,75 |
17 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,67 |
2,73 |
18 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,58 |
2,53 |
19 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
2,55 |
2,71 |
20 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
2,51 |
2,53 |
21 |
Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) |
2,36 |
2,40 |
22-23 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
2,28 |
2,16 |
22-23 |
Собянин С.С. (Тюменская область) |
2,28 |
2,39 |
24 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,23 |
2,29 |
25 |
Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) |
2,07 |
2,14 |
Средний рейтинг |
3,24 |
3,32 |
Лоббисты-"профессионалы"
# |
Ф.И.О. |
В марте 2002 г. |
В феврале 2002 г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,61 |
4,54 |
2 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,57 |
4,23 |
3 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,55 |
4,48 |
4 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,20 |
4,22 |
5 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,11 |
4,07 |
6 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
4,06 |
3,94 |
7 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,03 |
4,00 |
Сильная эффективность |
|||
8 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
3,82 |
3,79 |
9 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
3,71 |
3,73 |
10 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,67 |
3,70 |
11-12 |
Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) |
3,28 |
3,23 |
11-12 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы - "Ренессанс Капитал") |
3,28 |
3,54 |
13-14 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,25 |
3,37 |
13-14 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,25 |
3,20 |
15 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,23 |
2,73 |
16 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,17 |
3,19 |
Средняя эффективность |
|||
17 |
Гордеев А.В. (федеральное правительство) |
2,80 |
2,73 |
18 |
Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) |
2,79 |
2,66 |
19 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов России) |
2,77 |
2,91 |
20 |
Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ, депутат Госдумы) |
2,75 |
2,63 |
21-22 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,67 |
2,64 |
21-22 |
Торшин А.П. (Совет Федерации) |
2,67 |
- |
23 |
Логинов А.В. (представитель правительства РФ в Госдуме) |
2,61 |
2,58 |
24 |
Кулик Г.В. (депутат Госдумы) |
2,58 |
2,64 |
25 |
Боос Г.В. (депутат Госдумы) |
2,51 |
2,55 |
Средний рейтинг |
3,40 |
3,36 |
Агентство экономических новостей, 2002