Средства для избавления от любого руководителя всегда находятся на благодатном поле противоречий между существующими экономическими, социальными канонами и частными эпизодами работы человека, ставшего неугодным кому-то из высокопоставленных чиновников. Подсудным может оказаться любой, кто работает творчески и без шаблонов. Особенно страдали такие люди в коммунистические времена, когда тотальное причесывание общества под одну гребенку было идеологической нормой. Наступили, кажется, новые времена, а методы избавления от инакомыслящих на всех ступеньках властных структур остаются неизменными. Странно, что ими без оглядки пользуются и в большой политике, в частности в такой стране, как Казахстан, с таким дальновидным и осторожным лидером, как Нурсултан Назарбаев.
Видимо, стремясь погасить скандал, разразившийся при обнародовании фактов коррупции в высших эшелонах власти, президентское окружение "вычислило" главного виновника неприятностей и заключило его под арест. Зачинщиком скандала, который привел к кризису власти, определен - и, наверное, не без основания - председатель политсовета движения "Демократический выбор Казахстана" Галимжан Жакиянов, в прошлом аким (губернатор) Павлодарской области, один из самых известных и влиятельных казахских политиков. Хотя поступки оппозиционеров, лидером которых Жакиянов и является, вполне вписываются в рамки политкорректности. Был подан обычный депутатский запрос премьер-министру с требованием приоткрыть тайну обнаруженных генеральным прокурором кантона Женева секретных валютных счетов в Швейцарии, принадлежащих гражданам Казахстана, в том числе и ближайшим родственникам президента. И не вина депутатов, входящих в руководящие органы "Демвыбора", что премьер И.Тасмагамбеков решил обнародовать еще и факты существования секретного валютного фонда Казахстана, что вызвало эффект разорвавшейся бомбы.
Скорее всего этот инцидент переполнил чашу терпения властей, на Жакиянова было в срочном порядке заведено уголовное дело за превышение им в бытность губернатором Павлодарской области должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия. Для задержания политика были предприняты замысловатые силовые и политические ходы с прямым обманом дипломатических миссий ведущих западных стран, вступившихся за опального оппозиционера. Вместо того, чтобы содержать Жакиянова, как это было обещано, под домашним арестом до выяснения обстоятельств дела, арестованного этапировали в Павлодар и поместили в барак фирмы "Павлодарсоль", приставили к нему вооруженных бойцов ОМОНа и на том успокоились, считая, что движение ДВК обезглавлено и беспокойств больше не доставит. По сообщению адвокатов Жакиянова, никаких следственных действий с ним не проводится. Вероятно, и следователям стало известно, что состава преступления по данному уголовному делу как такового не существует.
Лидеру оппозиционеров вменяется в вину принятие двух решений о продаже государственных пакетов акций АО "Песчанский ремонтно-механический завод" и предприятия по добыче и переработке золотоносной руды "Торт-Кудук". Каждому в Павлодаре известно, что оба эти предприятия ко времени реализации акций оказались по существу в банкротах, что реанимировать производство на них было невозможно по многим причинам. Главная состоит в том, что ремзавод был лишен заказов от села на ремонт техники. Находится предприятие в небольшом селе, инвестиционной привлекательности не имеет.
Хозяйственная деятельность на нем к 1997 г. была полностью парализована. Новый хозяин таки нашелся, сумел расширить профиль предприятия, которое в период массовых процедур банкротства удержалось на плаву, да и сейчас работает достаточно ритмично. Другой объект - "Торт-Кудук", расположенный на краю степи, свой ресурс более чем за 70 лет эксплуатации почти полностью выработал, переработке могли подлежать только вскрышные породы, уложенные прежде в отвалы, так называемые хвосты. Но и до них руки не доходили, так как для их переработки требовалось новое технологическое оборудование, а в кассе денег не было, долги не давали возможности обратиться в банк за кредитом.
Покупатели за таким товаром в очередь, естественно, не выстраивались. И не случайно, а именно под давлением этих обстоятельств спустя месяц после продажи акций в Павлодаре правительство страны специальным решением наделило губернаторов полномочиями полноправно распоряжаться госсобственностью, переведя ее в собственность муниципальную. Как раз для того, чтобы найти умирающим предприятиям хозяев, способных их возродить. Разрешалось также устанавливать цены гораздо ниже "теоретических".
Словом, чуть опередил Жакиянов события. Но и не в этом даже прокол правоохранительных органов. А в том, что объекты, по которым возбуждены уголовные дела в отношении бывшего акима, были переданы в доверительное управление с последующей адресной продажей еще до декабря 1997 г., задолго до того, как губернатором области был назначен Жакиянов. При нем терком, занимавшийся управлением госсобственностью, лишь доводил до конца начатые прежде процедуры. Причем, как утверждают адвокаты подследственного, документы доказывают, что работа велась в строгом соответствии с установленным порядком. Да и цены на пакеты акций, оказывается, установила специальная аудиторская компания, направленная на предприятия республиканским Департаментом госимущества и приватизации. Там же и было принято решение об адресной продаже предприятий. Может, в этом департаменте и надо искать источник зла?
Да и зло ли это, если в результате проведенного тендера и продажи госпакета акций на предприятиях восстановлена производственная деятельность, люди вернулись на рабочие места, погашены долги по зарплате и налогам?
Очевидно, что суд на Жакияновым, если он состоится, обещает обернуться очередным громким политическим скандалом, которых в последнее время в Казахстане и так немало.