0
1886
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.04.2002 00:00:00

Как усовершенствовать международный правопорядок

Вадим Балытников

Об авторе: Вадим Владимирович Балытников - кандидат юридических наук.

Тэги: международный правопорядок, реформа, оон


Звучит банально, но после 11 сентября 2001 г. мировое сообщество вступило в новую эпоху. Нью-Йорк, Афганистан и Палестина ясно показывают: третья мировая мятежевойна началась, и лишь Господь Бог знает, когда наступит ее конец и каким он будет. Ясно одно - мировой порядок уже никогда не станет прежним.

Международные политические и правовые институты, созданные для того, чтобы не допустить третью мировую войну, оказались ненамного эффективнее своих предшественников, призванных в свое время не допустить Вторую мировую. Бессилие Организации Объединенных Наций в сложившейся ситуации просто потрясает. Открытие ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи после разрушения ВТЦ было отложено (якобы из-за угрозы новых терактов), а Совет Безопасности не принял никаких существенных мер для поддержания международного мира и безопасности, то есть фактически продемонстрировал неспособность выполнить основную задачу, возложенную на него Уставом ООН. Сейчас ООН вполне можно сравнить с Лигой Наций, также бессильно взиравшей на раздуваемый Гитлером пожар мировой бойни. Миссию силового поддержания международного порядка взяла на себя, выражаясь языком Збигнева Бжезинского, "единственная оставшаяся сверхдержава" - Соединенные Штаты Америки. Понимая свою задачу примерно так же, как европейские колонизаторы некогда понимали "бремя белого человека", США действуют с присущими им изяществом и грацией слона, находящегося в посудной лавке.

Стабильность и справедливость в мире могут основываться только на совершенствовании международного правопорядка. Представляется несомненным, что ключевым звеном здесь должна быть реформа структуры, правомочий и методов деятельности важнейшей международной организации - ООН.

Целый ряд направлений реформы ООН был еще в середине 90-х гг. XX века достаточно детально разработан в рамках самой Организации Объединенных Наций и ряда других международных организаций. К числу этих направлений относятся:

1. Расширение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН и превращение его в подлинно представительный орган международного сообщества. Формат расширения при этом предлагается различный - от придания Германии и Японии статуса постоянных членов СБ (вариант превращения "пятерки" в "семерку", в свое время поддержанный Россией) до закрепления в этом качестве 15 наиболее значимых государств мира (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Нигерии, Пакистана, России, Франции, Японии). С точки зрения расширения представительства наиболее радикальный вариант реформы представляется в данном случае и наиболее целесообразным.

2. Необходимое для достижения реальной эффективности действий ООН изменение порядка голосования в СБ, а именно - ограничение и даже частичное исключение возможности применения так называемого права вето, принадлежащего постоянным членам СБ. Здесь тоже разрабатывались различные варианты - от непредоставления права вето вновь вводимым в СБ постоянным членам до установления правила о неприменимости права вето при принятии Советом Безопасности решений, не касающихся осуществления мер, связанных с использованием вооруженных сил, если за принятие указанных решений выскажется 4/5 (либо, при расширении состава СБ, более 4/5) постоянных членов. С точки зрения обеспечения реальной эффективности действий ООН и действенности ее решений наиболее радикальный вариант реформы и здесь представляется наиболее целесообразным. Опасения в отношении работоспособности СБ в условиях несогласия между его постоянными членами, существующие в настоящее время, с принятием такого варианта были бы в значительной степени устранены. Соответственно, во многом отпали бы и объективные основания для игнорирования возможностей СБ в деле поддержания международного мира и безопасности - по крайней мере в области принятия принудительных мер, не связанных с использованием вооруженных сил.

3. Крайне необходимое для обеспечения финансовой самостоятельности ООН установление источников финансирования этой организации, независимых от взносов государств-членов. В качестве таких источников предлагалось, в частности, ввести в странах - членах ООН специальный налог (сбор), которым бы облагались международные морские, железнодорожные и авиационные перевозки. Такой сбор даже в размере 1% от стоимости этих перевозок предоставил бы в распоряжение ООН неисчислимые средства, которых с лихвой хватит для ее гарантированного финансового обеспечения.

Перечисленных направлений реформы Организации Объединенных Наций, однако, вряд ли достаточно для того, чтобы эта реформа могла быть положена в основу совершенствования международного правопорядка. Необходимо выявление иных, более революционных направлений реформы. В качестве таковых, думается, могли бы быть рассмотрены идеи:

- закрепления в уставе положения о том, что страна - член ООН не вправе сроком более чем на один год размещать вооруженные силы за пределами своей государственной территории без согласия Совета Безопасности;

- учета при голосовании в Генеральной Ассамблее не только количества государств - членов ООН, но и численности их населения;

- усиления роли ООН в процессе мирного разрешения межгосударственных территориальных споров путем использования нетривиальных методов их разрешения.

Что касается первой идеи, влекущей за собой, в частности, предложения о ликвидации всех военных баз, находящихся за пределами национальной территории, то подобного рода революционные подходы рассматривались еще советскими международниками. В нынешних же условиях это вряд ли ущемит реальные нужды какой-либо державы. Блокового противостояния более не существует. Борьба с терроризмом, как показал опыт Афганистана, вполне может осуществляться без масштабного использования стационарных военных баз. Последние же сегодня способны выступать преимущественно в качестве механизма военно-политического давления и устрашения, а также, как показали недавние события на Аравийском полуострове, представлять собой удобные объекты для атаки все тех же международных террористов. При этом, безусловно, должны существовать исключения для вооруженных сил стран - членов региональных международных организаций, многонациональных воинских соединений (типа Еврокорпуса) и т.д.

Что же касается второй идеи, то для ее реализации достаточно установить, что каждое государство-член при принятии решений Генеральной Ассамблеи обладает количеством голосов, исчисляемых из расчета 1 голос на каждые полные или неполные 10 (вариант: 100) млн. жителей. При исчислении необходимого для принятия решений квалифицированного либо простого большинства в этом случае целесообразно учитывать соответствующее большинство как проголосовавших стран, так и поданных голосов.

Наконец, третья идея. Основной целью Организации Объединенных Наций на современном этапе должно оставаться мирное разрешение международных споров, в том числе и территориальных споров между государствами. При этом СБ в соответствии с Уставом ООН обладает правом рекомендовать участникам спора надлежащие методы урегулирования.

Используя это право, СБ ООН мог бы шире рекомендовать, к примеру, такой нетривиальный метод разрешения территориальных споров, как совладение (кондоминиум) спорящих государств в отношении реально или потенциально спорной территории. Сейчас в различных странах обсуждается вопрос о возможности установления кондоминиума для Гибралтара, Иерусалима, Калининградской области, Крыма, Нагорного Карабаха, Фолклендских (Мальвинских) островов, Южных Курил и т.д. СБ ООН мог бы оказывать реальное содействие в подобного рода мирном разрешении споров, для чего не всегда требуется даже обращение спорящих сторон.

Не секрет, что любое изменение устава ООН для своего вступления в силу требует ратификации всеми постоянными членами Совета Безопасности, в том числе и Соединенными Штатами, которые не горят желанием возложить на себя какие-либо дополнительные ограничения международно-правового характера. Это так же верно, как и то, что подобного рода позиция вряд ли устраивает другие государства, в том числе и европейских союзников США. А потому вполне возможно формирование (при активном участии России) массового международного движения за реформу Организации Объединенных Наций. Подобное движение наверняка в той или иной степени обретет поддержку большинства стран и народов мира. В этих условиях США вряд ли захотят превращаться в своеобразную "страну-изгоя", отстаивающую старые, "досентябрьские" принципы построения и деятельности ООН. Они неизбежно будут втянуты сначала в обсуждение, а потом и в решение проблемы реформы ООН и совершенствования ее роли в изменившемся мире. Именно таким образом может быть запущен процесс создания основы совершенствования международного правопорядка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2036
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4113
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3144
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2593

Другие новости