Звучит банально, но после 11 сентября 2001 г. мировое сообщество вступило в новую эпоху. Нью-Йорк, Афганистан и Палестина ясно показывают: третья мировая мятежевойна началась, и лишь Господь Бог знает, когда наступит ее конец и каким он будет. Ясно одно - мировой порядок уже никогда не станет прежним.
Международные политические и правовые институты, созданные для того, чтобы не допустить третью мировую войну, оказались ненамного эффективнее своих предшественников, призванных в свое время не допустить Вторую мировую. Бессилие Организации Объединенных Наций в сложившейся ситуации просто потрясает. Открытие ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи после разрушения ВТЦ было отложено (якобы из-за угрозы новых терактов), а Совет Безопасности не принял никаких существенных мер для поддержания международного мира и безопасности, то есть фактически продемонстрировал неспособность выполнить основную задачу, возложенную на него Уставом ООН. Сейчас ООН вполне можно сравнить с Лигой Наций, также бессильно взиравшей на раздуваемый Гитлером пожар мировой бойни. Миссию силового поддержания международного порядка взяла на себя, выражаясь языком Збигнева Бжезинского, "единственная оставшаяся сверхдержава" - Соединенные Штаты Америки. Понимая свою задачу примерно так же, как европейские колонизаторы некогда понимали "бремя белого человека", США действуют с присущими им изяществом и грацией слона, находящегося в посудной лавке.
Стабильность и справедливость в мире могут основываться только на совершенствовании международного правопорядка. Представляется несомненным, что ключевым звеном здесь должна быть реформа структуры, правомочий и методов деятельности важнейшей международной организации - ООН.
Целый ряд направлений реформы ООН был еще в середине 90-х гг. XX века достаточно детально разработан в рамках самой Организации Объединенных Наций и ряда других международных организаций. К числу этих направлений относятся:
1. Расширение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН и превращение его в подлинно представительный орган международного сообщества. Формат расширения при этом предлагается различный - от придания Германии и Японии статуса постоянных членов СБ (вариант превращения "пятерки" в "семерку", в свое время поддержанный Россией) до закрепления в этом качестве 15 наиболее значимых государств мира (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Нигерии, Пакистана, России, Франции, Японии). С точки зрения расширения представительства наиболее радикальный вариант реформы представляется в данном случае и наиболее целесообразным.
2. Необходимое для достижения реальной эффективности действий ООН изменение порядка голосования в СБ, а именно - ограничение и даже частичное исключение возможности применения так называемого права вето, принадлежащего постоянным членам СБ. Здесь тоже разрабатывались различные варианты - от непредоставления права вето вновь вводимым в СБ постоянным членам до установления правила о неприменимости права вето при принятии Советом Безопасности решений, не касающихся осуществления мер, связанных с использованием вооруженных сил, если за принятие указанных решений выскажется 4/5 (либо, при расширении состава СБ, более 4/5) постоянных членов. С точки зрения обеспечения реальной эффективности действий ООН и действенности ее решений наиболее радикальный вариант реформы и здесь представляется наиболее целесообразным. Опасения в отношении работоспособности СБ в условиях несогласия между его постоянными членами, существующие в настоящее время, с принятием такого варианта были бы в значительной степени устранены. Соответственно, во многом отпали бы и объективные основания для игнорирования возможностей СБ в деле поддержания международного мира и безопасности - по крайней мере в области принятия принудительных мер, не связанных с использованием вооруженных сил.
3. Крайне необходимое для обеспечения финансовой самостоятельности ООН установление источников финансирования этой организации, независимых от взносов государств-членов. В качестве таких источников предлагалось, в частности, ввести в странах - членах ООН специальный налог (сбор), которым бы облагались международные морские, железнодорожные и авиационные перевозки. Такой сбор даже в размере 1% от стоимости этих перевозок предоставил бы в распоряжение ООН неисчислимые средства, которых с лихвой хватит для ее гарантированного финансового обеспечения.
Перечисленных направлений реформы Организации Объединенных Наций, однако, вряд ли достаточно для того, чтобы эта реформа могла быть положена в основу совершенствования международного правопорядка. Необходимо выявление иных, более революционных направлений реформы. В качестве таковых, думается, могли бы быть рассмотрены идеи:
- закрепления в уставе положения о том, что страна - член ООН не вправе сроком более чем на один год размещать вооруженные силы за пределами своей государственной территории без согласия Совета Безопасности;
- учета при голосовании в Генеральной Ассамблее не только количества государств - членов ООН, но и численности их населения;
- усиления роли ООН в процессе мирного разрешения межгосударственных территориальных споров путем использования нетривиальных методов их разрешения.
Что касается первой идеи, влекущей за собой, в частности, предложения о ликвидации всех военных баз, находящихся за пределами национальной территории, то подобного рода революционные подходы рассматривались еще советскими международниками. В нынешних же условиях это вряд ли ущемит реальные нужды какой-либо державы. Блокового противостояния более не существует. Борьба с терроризмом, как показал опыт Афганистана, вполне может осуществляться без масштабного использования стационарных военных баз. Последние же сегодня способны выступать преимущественно в качестве механизма военно-политического давления и устрашения, а также, как показали недавние события на Аравийском полуострове, представлять собой удобные объекты для атаки все тех же международных террористов. При этом, безусловно, должны существовать исключения для вооруженных сил стран - членов региональных международных организаций, многонациональных воинских соединений (типа Еврокорпуса) и т.д.
Что же касается второй идеи, то для ее реализации достаточно установить, что каждое государство-член при принятии решений Генеральной Ассамблеи обладает количеством голосов, исчисляемых из расчета 1 голос на каждые полные или неполные 10 (вариант: 100) млн. жителей. При исчислении необходимого для принятия решений квалифицированного либо простого большинства в этом случае целесообразно учитывать соответствующее большинство как проголосовавших стран, так и поданных голосов.
Наконец, третья идея. Основной целью Организации Объединенных Наций на современном этапе должно оставаться мирное разрешение международных споров, в том числе и территориальных споров между государствами. При этом СБ в соответствии с Уставом ООН обладает правом рекомендовать участникам спора надлежащие методы урегулирования.
Используя это право, СБ ООН мог бы шире рекомендовать, к примеру, такой нетривиальный метод разрешения территориальных споров, как совладение (кондоминиум) спорящих государств в отношении реально или потенциально спорной территории. Сейчас в различных странах обсуждается вопрос о возможности установления кондоминиума для Гибралтара, Иерусалима, Калининградской области, Крыма, Нагорного Карабаха, Фолклендских (Мальвинских) островов, Южных Курил и т.д. СБ ООН мог бы оказывать реальное содействие в подобного рода мирном разрешении споров, для чего не всегда требуется даже обращение спорящих сторон.
Не секрет, что любое изменение устава ООН для своего вступления в силу требует ратификации всеми постоянными членами Совета Безопасности, в том числе и Соединенными Штатами, которые не горят желанием возложить на себя какие-либо дополнительные ограничения международно-правового характера. Это так же верно, как и то, что подобного рода позиция вряд ли устраивает другие государства, в том числе и европейских союзников США. А потому вполне возможно формирование (при активном участии России) массового международного движения за реформу Организации Объединенных Наций. Подобное движение наверняка в той или иной степени обретет поддержку большинства стран и народов мира. В этих условиях США вряд ли захотят превращаться в своеобразную "страну-изгоя", отстаивающую старые, "досентябрьские" принципы построения и деятельности ООН. Они неизбежно будут втянуты сначала в обсуждение, а потом и в решение проблемы реформы ООН и совершенствования ее роли в изменившемся мире. Именно таким образом может быть запущен процесс создания основы совершенствования международного правопорядка.