Пора бы, кажется, привыкнуть к воинствующей некомпетентности наших народных избранников в делах заморских. Но один пассаж, когда, маясь дурью в глобальном масштабе, вслух мечтают о помыве сапог наших солдат в Индийском океане, и другой - когда указывают, с каким государством надо дружить, а какого сторониться. Вот и думский первый вице-спикер Любовь Слиска, выражая перед телекамерами заботу об экономии бюджетных средств, возмутилась поездками представителей Госдумы в Уругвай и Чили, с которыми, оказывается, у России вообще нет никаких связей.
Со своей стороны, автор, будучи в прошлом президентом общества дружбы с Уругваем, вправе уточнить: страна "нон грата" - первое государство Южной Америки, установившее дипломатические отношения с Москвой, причем за семь лет до США; многие годы - наш главный торговый партнер в регионе (кстати, за нами числится немалый должок); парламентские связи имеют почти полувековую традицию. Что касается Чили, то для нас эта страна - знаковая, уже более десяти лет по почину парламента - образец политического благоразумия и межпартийной терпимости. Крикливое невежество высших должностных лиц не просто оборачивается конфузом, но сводит на нет многолетние наработки по развитию отношений с дружественными государствами.
Но "думская дипломатия" - цветочки в сравнении с ягодками, преподнесенными Советом Федерации. Его спикер разом опрокинул и без того хрупкую конфигурацию нашей ближневосточной политики, основанной на равноудаленном подходе к Израилю и арабскому народу Палестины. Впервые российский курс воспринимается более антиарабским, нежели американский. По почину Сергея Миронова впредь каждый назначенец в Совете Федерации сможет озвучивать в собственном толковании внешнеполитические приоритеты России.
Как хочется верить, что верховная власть не даст себя объегорить, а за уступками последует щедрая компенсация. Когда неожиданно было объявлено о закрытии РЛС на Кубе и уходе из вьетнамской Камрани, то наши СМИ тешили аудиторию фантазиями о размере отступного. Когда поступило сообщение о военной инфильтрации США в Грузию, некоторые наши политики и политтехнологи утверждали вопреки здравому смыслу, что в порядке сатисфакции Россия получит свободу рук в Абхазии и Южной Осетии.
Предельно недопустима разноголосица в оценках судьбоносных явлений со стороны главы государства и руководителей силовых ведомств. Как было принято решение о демонтаже РЛС в Лурдесе - реально единственном источнике развединформации о США, в том числе о запуске там ракет? Имело ли место недостоверное предложение начальника Генштаба Верховному главнокомандующему, его поспешное или продуманное решение? Каждый волен толковать по-своему.
Еще более непредсказуемы последствия при разбросе оценок ключевых событий на постсоветском пространстве. Вслед за антитеррористической акцией США министр обороны Сергей Иванов поспешил категорически исключить возможное американское военное присутствие в государствах Центральной Азии. Позднее Владимир Путин дал противоположную оценку военного обустройства США в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. То же можно сказать и о фактическом дезавуировании президентом реакции министра иностранных дел на ввод в Грузию "ограниченного военного контингента" США. Особенно унизительны глумливые комментарии Шеварднадзе по поводу отчего дома российского министра в Грузии. Стоит напомнить, что сам будущий президент Грузии не только обретался в высотке на Смоленской площади, но и обитал в элитном доме в нескольких метрах от здания Министерства иностранных дел.
Если россиянину затруднительно отслеживать хитросплетения отечественных политиков, то что говорить о зарубежной аудитории - она по-прежнему в плену многих стереотипов времен холодной войны. Их изживанию не способствует стремление на волне антитеррористических настроений после 11 сентября поставить все человечество "к ноге" в соответствии с афористическим императивом президента Дж. Буша: "Кто не с нами, тот против нас". Чистый большевизм, только с обратным знаком.
Пусть в иных формах, чем прежде, но информационная война против России продолжается. Уже после терактов в США влиятельнейшая газета "Вашингтон пост" в редакционной статье обусловила партнерство с Россией "ее поведением в собственной стране", осуждая нас за войну в Чечне и покушение на свободу слова. Никогда столь пристрастно СМИ, да и власти США не придерживались политики двойного стандарта, как в оценке собственных антитеррористических действий и, по существу, аналогичных акций вокруг Чечни.
Надо признать, что Россия лишена инструментов информационного влияния на зарубежное общественное мнение, необходимых для этого государственных регуляторов. Недавно президент подписал указ о передаче в лоно МИД Российского центра международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр). Эта давно назревшая мера призвана способствовать популяризации за рубежом образа России как великой державы в сферах науки и культуры. Логична передача под опеку МИДа информационного агентства "Новости" и вещающей за рубеж госрадиокомпании "Голос России". Сегодня первая из упомянутых организаций подотчетна одному из подразделений ВГТРК (и это агентство печати!), а вторая - Минпечати. Заметим, что руководители радиостанций "Свобода"/"Свободная Европа" назначаются президентом США.
После 11 сентября американское воздействие на мировое общественное мнение стало целенаправленнее. Перевооружается аппарат внешнеполитической пропаганды. Почти полвека назад создан его главный механизм - Информационное агентство США (ЮСИА), ставшее в 1999 г. структурой госдепа. Сейчас деятельность всех силовых ведомств по "улучшению имиджа Америки за рубежом" координируется президентской администрацией.
Наиболее амбициозные замыслы вынашивает Пентагон. "НГ" уже писала о планах создания в его структуре "Отдела стратегического влияния". Из-за разразившегося скандала манипуляции новорожденного остановлены, надо полагать - временно, как и начало вещания Радиостанции "Свобода" на языках народов Северного Кавказа, включая чеченский. Использование Пентагоном методов "черной пропаганды" для обработки зарубежной аудитории, в частности, путем подбрасывания заведомо ложных сведений иностранным журналистам, в том числе из дружественных и союзных США государств, имеет свою предысторию.
Ныне Пентагон воспользовался домашними заготовками ЦРУ 25-летней давности. Тогда выяснилось, что общественное мнение США и зарубежных стран стало жертвой систематической и массовой дезинформации. ЦРУ фабриковало фальшивки и внедряло их в местные СМИ, попутно "системой раннего предупреждения" рекомендуя собственным посольствам в конкретных странах препятствовать распространению дезинформационных сообщений в самих США. Компрометирующую ситуацию, когда фальшивка оказывалась изобличенной, ЦРУ именовало жаргонным словом "флэп" ("удар", "хлопок крыльями"). Сейчас все обстоит, как и раньше, только опекавшее бен Ладена и проморгавшее теракты ЦРУ уходит в тень и его место занимает всесильный Пентагон.
В США сравнимое только с послевоенным периодом начала холодной войны усиление аппарата психологического, информационного противоборства лукаво мотивируется нуждами борьбы с международным терроризмом. Пущенный в оборот президентом Рональдом Рейганом антидевиз "империя зла" перелицован в "ось зла". В интерпретации Вашингтона зло было, есть и будет, и борьба за его искоренение - вечная историческая миссия США. Потому двоедушен эквивалент внешнеполитической пропаганды - "публичная дипломатия", подразумевающая, что ее источник - американские официальные лица, обращающиеся к зарубежному общественному мнению за поддержкой своих политических установок. Между тем ткань информационной войны - это поставленная на конвейер "черная пропаганда", которая столь же отлична от публичной дипломатии, как публичная женщина от монахини.