C какой главной трудностью может столкнуться Всероссийская перепись населения, намеченная на осень нынешнего года? С нехваткой средств? С нежеланием людей сообщать о себе объективные данные и впускать счетчиков в свои дома? Неприятность номер один, уверяют иные политики, грозящая исказить демографический портрет страны, исходит от властей некоторых республик в составе РФ. Они, по мнению оппонентов, твердо вознамерились идти на любые подтасовки, чтобы увеличить хотя бы на бумаге численность "титульной" нации.
Неудивительно, что среди таких "подозрительных" территорий оказался Башкортостан - одна из самых многонациональных в РФ. Там проживают представители 113 наций и народностей, а "титульные" башкиры составляют всего пятую часть населения - около 800 тыс. человек. Сколько ни приписывай, по численности башкиры смогут обогнать в лучшем случае местных татар (23%), но все равно никак не сравняются с русскими (40%).
Подобные слухи подозрительно близки к фигуре бывшего депутата двух прежних созывов Госдумы РФ, ныне директора Института федерализма и гражданского общества (ИФГО), учредителя фонда "Личность", доктора политических наук, академика РАЕН Александра Аринина. Институт, надо заметить, известен тем, что время от времени помещает на разных сайтах в Интернете статьи и заметки со своим виртуальным грифом. Ни в одном же официальном справочнике его адрес и телефоны не фигурируют. Точно так же куда-то запропастилась газета-однодневка "Отечество", специально подгаданная под бывшие выборы президента Башкортостана.
Специалисты о самом Аринине что-то слышали, но на вопросы об ИФГО лишь недоуменно разводят руками. Впрочем, в России в последние годы был изобретен целый сонм "академических учреждений", весь штат которых - от директора до уборщицы - представляет единственная персона. Возможно, "контора" Александра Аринина - как раз один из таких фантомов.
"Главным для меня, - говорит академик, - остается наше дело в Башкирии, где мы добьемся и честных выборов, и справедливого решения всех экономических и социальных проблем". Тяжба Аринина с руководством республики имеет давнюю предысторию. Началась она в 1998 году, когда депутат Госдумы решил баллотироваться на вторых выборах президента Башкортостана. Ему отказали в регистрации из-за неправильного заполнения подписных листов. Потом восстановили и тут же снова сняли с дистанции за преждевременное начало агитации. Схожие проблемы возникли полтора года спустя при третьей попытке пройти в Госдуму. Сам Аринин, естественно, усматривает за всем этим коварную руку президента республики Муртазы Рахимова. Но, честно говоря, их политический вес слишком разнится. На эти обвинения Рахимов в своих интервью отвечает просто: "Работы в республике по горло, и нет времени отвлекаться на глупости".
Александр Аринин не первый год выступает за "эволюционное развитие Российского государства в территориальную федерацию, за реформу национальной политики, которая должна развивать экстерриториальный принцип решения национальных проблем путем развития национально-культурной автономии". Те же идеи он излагает в самом характерном печатном труде "Федерализм власти и власть федерализма". Укреплению российской государственности, по Аринину, препятствуют национальные проблемы, порожденные двухуровневым государственным устройством. Подписание же федеративных договоров, согласно этим понятиям, положило начало "дезинтеграционным процессам в России". То есть причины межнациональной напряженности он видит в дурном устройстве государства. Конституция России, по его словам, содержит в скрытой форме призыв к этническому экстремизму. А будь страна поделена на однородные губернии, по Аринину, столкновений не случалось бы.
Такова в общих чертах его теория. А на практике на президентских выборах 1998 года Аринин выступил под лозунгом: "Я единственный русский кандидат!" Предвыборную атмосферу в республике, где русские многочисленнее других наций, это явно не улучшило. Да и сами русские не были замечены в симпатиях к кандидату.
Историк по образованию, Александр Аринин в советские годы преподавал "научный атеизм". Работал и в отделе идеологии Башкирского обкома КПСС. Сейчас во всех интернетовских объективках скрупулезно указывает: "православный". Потом, как водится, стал демократом. Сменил не одну партию по мере того, как менялись политические моды, однако всегда старался держаться поближе к центристам из "партии власти" (сегодня, разумеется, выражает безоговорочную поддержку Владимиру Путину). А в конечном итоге сблизился с национал-патриотами: возглавил в Башкирии общественное объединение "Русь". Как раз к выборам 1998 года. Соответственно стали меняться и его речи. Если раньше вопросам либерализма и исконных русских традиций Аринин не уделял первоочередного внимания, сосредоточиваясь на "этнократии титульных наций", то теперь вдруг открыл, что "под либеральной маской в сегодняшней России прячется самый настоящий средневековый феодализм..."
Вроде бы пока эти игры, по крайней мере в Башкирии, остаются безобидными в силу своей бесплодности. Но стоит вспомнить, что с таких же внешне благих намерений начинались все кровопролитные конфликты последних лет на постсоветском пространстве. Там тоже на словах ставилась цель исправить "неправильную" систему федерализма. И там главные теоретики удалились под сень укромных институтов и денежных фондиков, оставив поверивших им простаков на руинах. К слову, около 30 тыс. беженцев приютил именно Башкортостан.
Создается впечатление, что и Башкортостан сейчас пытаются "обломать" на национальном вопросе. На его территории, кстати, военные действия не велись 80 с лишним лет, а уж что касается межнациональных противоречий, то они проявлялись в последний раз, вероятно, еще в эпоху монгольских завоеваний. И за все бурные постсоветские годы их не было в отличие, допустим, от Северного Кавказа.
Сейчас Александр Аринин, судя по многим признакам, вновь собирается включиться в президентскую гонку. И опять, похоже, начинает агитацию преждевременно. Кстати, юристы, представлявшие республиканские инстанции на тяжбах без малого четырехлетней давности, вспоминают, что Аринин, выступая в суде, обращался к ним так, словно привычно читал лекцию от обкома: "Видно было, что ему хочется обозвать нас последними словами, как когда-то церковников и империалистов. Но удержался, вместо этого заявил так: "Я представитель народа, а вы... вы исполняете социальный заказ!"
Действия, которые в статье УК именуются разжиганием межнациональной вражды, увы, готова поддержать значительная часть избирателей в любой точке России. Конечно, только до первой крови, но после нее уже теряют значение все прочие соображения.