Нам уже приходилось писать ("НГ", 22.02.02), что Россия стоит на пороге качественно новых взаимоотношений между бизнесом и властью. Бизнес теперь стремится конструктивно взаимодействовать с властью, а общество относится к предпринимательству более адекватно. Однако кремлевские политтехнологи как будто не заметили произошедших перемен.
Прежняя стратегия "равноудаленности" власти по отношению к представителям бизнеса была совершенно правильно выбрана на первом этапе президентства Путина. Любое излишнее внимание к тем или иным предпринимателям могло моментально вызвать синдром "семьи". Политика "равноудаленности" позволила отлучить олигархов от коридоров Кремля, сохранить власть президента не запятнанной ничьими личными интересами. А самое главное - стало возможно проводить правительственный вариант либерализации экономики, опираясь на понимание со стороны людей.
Но в условиях, когда укреплена вертикаль власти и наведен порядок в региональном законодательстве, когда общество, включая политические партии и общественные движения, и парламент поддерживают курс президента, - должна быть изменена и политика власти по отношению к бизнесу. Теперь стоит вопрос о новых формах взаимодействия бизнеса с властью, а не о его "равноудаленности".
Ельцинское правление было временем "разноприближенности". Тогда концепция сдержек и противовесов распространялась и на бизнес-сообщество. Все это было объективно закономерно. В тот период не работал еще никакой иной механизм взаимодействия бизнеса и власти, кроме личных договоренностей. Более того, это была единственно возможная тактика обороны власти Ельцина от полного поглощения ее бизнесом.
Сейчас ситуация изменилась. Время теневых лоббистских схем прошло, и бизнесу гораздо выгоднее поддерживать сильного, независимого, предсказуемого лидера, нежели получить кратковременные и незначительные преимущества перед конкурентами.
Это также объективно закономерный процесс, поскольку теперь бизнес в России стал долгосрочным. Его успех больше зависит от знания перспектив развития страны, чем от приближенности к коридорам власти.
Изменилась и лоббистская деятельность. Бизнес все больше стремится лоббировать интересы предпринимательства в целом, а не отдельных компаний или отраслей. Он начинает конструктивно взаимодействовать с властью, а не влиять на нее.
О том, что Кремль готов менять свое отношение к бизнесу, можно судить по регулярным встречам президента Путина с представителями общественных организаций крупного, среднего и мелкого бизнеса. Однако стратегией эти посиделки в Овальном зале Кремля назвать трудно.
От равноудаленности к равноприближенности - такой вектор новой стратегии взаимодействия бизнеса и власти можно предложить кремлевским политтехнологам.
Равноприближенность - это не серия встреч представителей бизнеса с президентом страны. Встречи демонстрируют только готовность власти к общению, но не являются формой конструктивного взаимодействия. Кроме того, "встречи избранных" несут ложный сигнал бизнес-сообществу, так как демонстрируют, кто среди предпринимателей "равнее всех". Участие в таких встречах зачастую является предметом сделки.
"Встречи избранных" проводяся исключительно в формате общения власти с представителями общественных организаций российского бизнеса. Встречаясь с бизнесменами в людных местах и при свидетелях, власть как будто чего-то боится. Страх кривотолков и синдром "семьи" все еще тяготеют над ней. Стратегия "равноприближенности" поможет власти избавиться от "бизнес-фобии".
Новая стратегия подразумевает новые формы взаимодействия бизнеса и власти:
1. Организация "российского Давоса" - регулярных больших форумов представителей бизнеса и власти, на которых следует выяснять не претензии друг к другу, а программу взаимных действий.
2. Создание Совета, возглавляемого лично президентом, - совещательного органа власти и бизнеса. Представительство по отраслям предпринимательской деятельности и ротация кадров позволят максимально учесть позицию бизнеса страны при реализации правительственных программ.
3. Нужны критерии "равноприближенности" бизнеса к власти. Власть должна сформулировать характеристики российского бизнеса, с которым она готова сотрудничать. Например, такие, как инвестиции в экономику страны, развитие производства, высокие темпы развития и т.д.
И тогда термин "российский бизнес" станет почетным званием, признанием заслуг предпринимателя перед своей страной.