0
978
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.03.2002 00:00:00

Есть ли у России проект для Украины?

Тэги: украина, выборы


Чем ближе дата выборов в Верховную Раду, тем заметнее примечательная черта американской и европейской политики в отношении этой страны: Украина буквально бомбардируется влиятельными делегациями. За последние два месяца в стране побывали Хавьер Солана, Пола Добрянски, Мадлен Олбрайт - и это только политики, чьи фамилии на слуху. Прочие же делегации - как официальные, так и неофициальные, но оттого не менее влиятельные, прибывают в Киев чуть ли не еженедельно. Все высокопоставленные визитеры декларируют одну и ту же благую цель: помочь стране провести выборы "по-настоящему открыто и демократично". Именно для этого они встречаются с представителями избирательных объединений, с журналистами, с руководством Избиркома. Декларациями и встречами дело не ограничивается: на Украину уже прибыли передовые миссии ОБСЕ и ПАСЕ, которые будут следить за ходом выборов, те же задачи выполняют рабочие группы американского Центра стратегических и международных исследований, многие другие влиятельные институты, открывшие на Украине свои миссии и представительства.

Вся эта активность ведется с дальним прицелом: для Запада нынешние выборы в Верховную Раду - это, по сути, первый тур предстоящих президентских выборов. Этим и объясняются два основных направления усилий западных эмиссаров.

С одной стороны, делается все возможное для того, чтобы не допустить переизбрания Леонида Кучмы на следующий срок. США сегодня фактически стали главным действующим лицом в скандале по поводу причастности президента Украины к смерти журналиста Г.Гонгадзе. Именно там проводятся экспертизы пленок беглого майора службы безопасности Н.Мельниченко, осуществлявшего, по его словам, тайные записи переговоров в кабинете Л.Кучмы. Западные СМИ широко тиражируют выступления лидеров президентской оппозиции, заявляющих о диктаторском режиме на Украине, а также заявления различных организаций, призывающих оказать давление на президента и правительство Украины.

С другой стороны, эксперты отмечают, что США и ЕС разворачивают на территории Украины собственную избирательную инфраструктуру, своего рода неформальный "центризбирком", который, разумеется, не прекратит своего существования 31 марта, в день голосования. К примеру, различными, в том числе и западными, фондами финансируется "Украинский мониторинг для свободных выборов", структура, ставящая своей целью отслеживать количество и качество публикуемой в СМИ информации о различных политических движениях. Ссылки на данные этого мониторинга становятся почти обязательными в выступлениях американских и европейских вояжеров - как официальных, так и неофициальных. Свои системы наблюдения за ходом кампании и за голосованием строят ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС, американский конгресс, государственный департамент США, различного рода полуофициальные организации.

"Делегационное давление" на Украину столь усилилось в последнее время, что тема выборов обсуждалась даже во время последнего визита премьер-министра А.Кинаха в НАТО. А министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко во время встречи с членами миссии ПАСЕ счел необходимым сделать заявление, что "выборы в Верховную Раду Украины - это дело исключительно украинского народа и любое влияние на его волеизъявление с какой-либо стороны является недопустимым".

На этом фоне активность Российской Федерации в украинских выборах 2002 г. почти незаметна. Если судить по действиям в публичном пространстве, то Москва только реагирует на украинские инициативы. Впрочем, реагирует на самом высоком уровне: Владимир Путин встретился с Леонидом Кучмой во время его визита в Тюменскую область, принял его приглашение посетить Киев в марте. В Кремле был принят В.Литвин, лидер пропрезидентского избирательного блока "За единую Украину!". А вот В.Ющенко, лидеру умеренно оппозиционной "Нашей Украины", которого многие прочат в следующие президенты Украины, во встрече с президентом России было отказано - что интенсивно обсуждали украинские СМИ.

Правда, есть еще российские "думцы". Они яростно сражаются за права коммуниста Л.Грача, председателя Верховного Совета Крыма, проводят слушания по поводу статуса русского языка в украинском государстве. Но сути российской реакции на украинские выборы это не изменяет. За сегодняшними коллизиями мы не видим будущего, даже и такого близкого, как президентские выборы. Мы сориентированы не на приходящие на политическую сцену новые силы, а на покидающих ее украинских "левых", которые спекулируют на русской теме и теме русского языка, продлевая себе политическую жизнь, но совершенно губя какие-либо возможности позитивного развития этой темы. Судя по всему, опыт Молдовы нас ничему не научил.

Ставя себя в такую позицию в отношении украинских выборов, мы - Россия - напрочь проигрываем во влиянии на них и на развитие будущих внутриполитических процессов нашего ближайшего соседа, страны, самой близкой нам в мире по истории, языку, ментальности. Запад ведет свои сегодняшние игры с прицелом на завтра - мы погружены в сегодняшний день, а на самом деле смотрим на него из советского "вчера". Запад ищет тех, кто завтра будет старшим на Украине, отстраивает с ними диалог, помогает пробиться к власти - мы по-прежнему ставим на аутсайдеров. Запад строит самые разнообразные формы взаимодействия, от визитов официальных лиц и парламентских делегаций до неформальных контактов, - мы старательно сужаем свое пространство маневра, отстраняясь от всех и всяческих контактов за исключением официально-дипломатических. Запад стремится воздействовать на украинские политические приоритеты, определять повестку дня - мы же почти механически реагируем на устоявшийся набор ключевых слов: "газ", "НАТО", "Севастополь", "русский язык"┘

Почему украинские выборы важны для России, Европы и мира?

Украина - одно из самых крупных государств Европы по площади и по количеству населения. Однако в экономическом и политическом пространстве мира и континента она представлена весьма слабо. Доля Украины во внешнеторговом обороте ЕС, как правило, не превышает одного процента. Отказ от обладания ядерным оружием автоматически перевел страну в разряд держав регионального значения. Недавно была опубликована статья, написанная Стивеном Пайфером и Карлосом Паскуалем, соответственно бывшим и нынешним послами США на Украине. Статья озаглавлена весьма претенциозно: "Заявка Украины на решающее место в истории", однако сегодняшняя историческая роль Украины сводится в ней в основном к региональному сотрудничеству и участию в борьбе с терроризмом.

Все это позволяет экспертам регулярно заявлять о том, что в глобальной мировой игре Украина является только "буфером" между Западной Европой и Россией, а значит, всегда будет зависеть от политики, проводимой ее большими соседями. В этой логике легко найти и объяснение высокой заинтересованности Запада в выборах на Украине: для контроля над "буфером" важна не столько приватизация расположенного в нем имущества, сколько "приватизация" элит, а главное, высших должностных лиц.

Самое печальное, что такие представления о роли Украины распространены и в среде российских экспертов. Это означает, что западное и российское отношение к Украине рисуется в логике взаимного противоборства, сражения за контроль над "буфером".

Таким образом задается определенный тип российской реакции на текущие выборы на Украине. Она - пассивна: "Украине все равно ближайшие 10-20 лет "не светит" стать полноценным участником НАТО и ЕС, а значит, можно и подождать, никуда Украина от России не денется". Она - конфликтна, если не сказать агрессивна, по отношению к Западу: "Те, кого поддерживает Запад, не могут быть нашими верными и искренними партнерами; антизападную позицию демонстрируют коммунисты, стало быть, они и есть наши основные партнеры". Она - непродуктивна: "Прежде всего политические и языковые проблемы, а потом культурные и экономические; поддержка не реформаторов, а нынешних бюрократов и спекулирующих на языковом вопросе коммунистов".

Рассуждать так - значит не видеть главного: Украина после 10 лет освоения независимости и отстраивания собственной государственности медленно, но поступательно движется к обретению собственного места не только в геополитическом, но и в геоэкономическом пространстве. Формируется новый общенациональный проект страны. Все это не замечается и не учитывается Россией и оформляется при минимальном ее участии.

Позиция Запада здесь гораздо гибче. Уже сегодня ясно, что для Запада Украина не столько "буфер" между Европой и Россией, сколько огромный транспортный узел, часть инфраструктурного каркаса, на который будет опираться жизнь глобального мира следующие несколько десятилетий.

Украина за последние годы инвестировала около 500 млн. долл. в реконструкцию своих автодорог, стремясь вписаться в европейские транспортные стандарты. Огромные усилия предпринимаются по реконструкции портового хозяйства на Черном море. Уже сегодня Украина - самый большой в мире транзитер природного газа, обладающий газотранспортной системой с высокой пропускной способностью - 290 млрд. куб. м на входе и почти 170 млрд. куб. м на выходе. В этом году вводятся в действие нефтяной терминал "Южный" в Одесском порту и 673-километровый нефтепровод Одесса-Броды, украинский участок евразийского нефтяного коридора для транспортировки каспийской нефти через Украину в Европу, способный пропускать до 9 млн. тонн нефти в год (пропускная способность может быть увеличена после проведения ряда дополнительных работ до 40 млн. тонн).

Страна сегодня выстраивает новую систему управления своим нефте- и газотранспортным хозяйством. В 2001 г. два госпредприятия - "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (Львов) и "Приднепровские магистральные нефтепроводы" (Кременчуг) - преобразованы в принадлежащее государству ОАО "Укртранснафта", которое должно стать единственной структурой, ответственной за транспортировку нефти по местным трубопроводам, по образцу российской "Транснефти". По мнению украинских экспертов, это значительно усилит позиции страны в отношениях с Россией и Европой на рынке углеводородов.

Игра, в которую включена Украина сегодня, - это битва за инфраструктурное освоение природного и экономического потенциала России, прикаспийского региона, Ближнего Востока. Поэтому американцы и западноевропейцы, понимая, что от выборов 2002 и 2004 гг. зависит, как будут выглядеть проектные действия Украины в течение двух следующих президентских циклов, активно вовлекают страну в разного рода проекты - прежде всего связанные с развитием транзитного потенциала страны. США заняли наиболее активную позицию по освоению украинского инфраструктурного узла: Агентство торговли и развития США уже предоставило Украине грант на создание Международного консорциума по эксплуатации Евразийского нефтетранспортного коридора; создана американо-украинско-польская рабочая группа по подготовке строительства второй очереди трубопровода Броды-Гданьск; в 2002 г. на встрече А.Кинаха с советником госсекретаря США А.Мана прозвучало предложение о привлечении Украины к строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Не сильно отстают от американцев и европейцы. В 2000 г. президент Еврокомиссии Романо Проди заявил в Киеве, что "Украина имеет жизненно важное значение для надежного и безопасного обеспечения Европы энергоносителями". На V саммите "Украина-ЕС" в Ялте в 2001 г. первоочередное внимание уделялось сотрудничеству в сферах энергетики, торговли и транспорта.

Разумеется, для того чтобы Украина могла адекватно участвовать в этих проектах, необходим качественно иной уровень ее политической и экономической элиты. Именно поэтому западные политики ищут среди украинской элиты тех, кто готов к проектному действию, чтобы сделать ставку на этих людей как в ходе избирательной кампании, так и за ее пределами.

Если оценить всех участников нынешней избирательной кампании в Верховную Раду по этому критерию, то станет ясно, что партнерами Запада не могут быть откровенно "левые" (Симоненко, Мороз, Витренко), так как они не несут никаких самостоятельных проектных целей - в лучшем случае "отсвечивают" угасающим светом советского проекта, прекратившего свое существование десять лет назад. Не годятся на эту роль и политические "маргиналы" ("Партия зеленых Украины", "Женщины за Будущее" или "Яблоко") в силу их проектной бессодержательности.

До сих пор пространство для выбора включало в себя лишь два политических движения - "Нашу Украину" Ющенко и пропрезидентский блок "За единую Украину!". Только они до недавнего времени претендовали на то, чтобы обсуждать управление страной. Лозунг кампании "Нашей Украины" - "Не словом, а делом!", она строится на воспоминаниях о макроэкономической политике правительства Ющенко, проведенных под его началом банковских и финансовых преобразованиях. "ЗаЕдУ" сосредоточился в основном на перечислении оперативных планов нынешнего правительства Кинаха. При этом если Ющенко эксплуатирует в основном тему "европейского выбора Украины" и рассчитывает на электоральную поддержку в западных областях и в Киеве, то "ЗаЕдУ", делая центральным пунктом своей программы единство страны, вполне может опереться на стремящийся к России восток Украины и попытаться найти поддержку в Центре и Крыму.

Но какой-либо внятной позиции по поводу будущего Украины ни "НУ", ни "ЗаЕдУ" тем не менее не формулируют, пытаясь разыграть лишь пунктиром намеченные сценарии: одни - "европейской смены Кучмы", другие - выборов по российскому образцу с формированием местного аналога "Медведя" и назначением "преемника". Причем в экономической сфере и те и другие, стремясь завоевать как можно более широкую электоральную поддержку, скатываются в популистские обещания - чудесным образом поднять производство, расширить занятость, увеличить пенсии и зарплаты. Это в значительной степени блокирует их возможные проектные действия, так как перегружает невыполнимыми социальными обязательствами.

Учитывая, что все остальные избирательные объединения - еще большие популисты и "социалисты", можно констатировать, что в ходе выборов страна начала "сползать" влево. Понятно, что в этой ситуации западные эмиссары на Украине чувствуют себя свободно, а позиция, которую они занимают, представляется нравственно оправданной: стране необходим реализм; стране необходима проектная культура действия, пусть даже и заимствованная из-за рубежа; стране необходимо отказаться от популистских мечтаний и войти в "основное течение" мирового развития; в стране должна быть обеспечена демократия и законность┘ Наиболее предпочтительным партнером для Запада в такого рода диалоге становится тот, кто примет предложенные правила политической игры.

Однако нынешние выборы для Украины становятся особенными в силу того, что на них впервые за десять лет истории независимой страны была отчетливо заявлена правая позиция. Эту миссию приняла на себя созданная известными украинскими политиками, предпринимателями и журналистами "Команда озимого поколения" во главе с Валерием Хорошковским. Естественно, что задача пробиться в украинской политике с проектом, свободным как от популистской, так и от националистической риторики, достаточно сложна. Посмотрим, смогут ли новые украинские правые удержать свою позицию┘

Что делать России в отношении выборов на Украине?

России срочно нужно изменить свое отношение к украинским выборам. Во-первых, необходимо перестать ориентироваться исключительно на крайних левых. Они фактически являются не союзниками России, а нахлебниками, забалтывая русскую тему на Украине, превращая ее в призыв реанимировать коммунистический Советский Союз и затаптывая публичное пространство представления новых проектов сотрудничества. Как только мы оценим роль Украины не в геополитических реалиях "буфера", а в геоэкономических понятиях "инфраструктурного узла", окажется, что мы можем уйти от политического соперничества с Западом во влиянии на Украину, а также найдем новых партнеров для сотрудничества.

Во-вторых, открыто признать, что выборы 2002 г. являются прологом к решению вопроса о направлении развития Украины на следующие 10-12 лет. Следовательно, должен быть повышен уровень и расширен круг контактов в ходе предвыборной кампании.

В-третьих, следует срочно выделить пусть пока и тихие сигналы о проектах развития Украины, понять, кто может считаться носителями этого развития и постараться установить с ними связь, понимая, что самым большим дефицитом на Украине в ближайшие 10 лет будет дефицит оригинальных и реалистичных общенациональных проектов, а также инициаторов и носителей этих проектов, включенных в реальные политические и государственные процессы. Россия сама должна срочно расширить свои проектные предложения для Украины. Последний саммит глав государств СНГ в Казахстане позволил обсудить отдельные из этих предложений, но пока окончательно не сформировал пространство, в котором развитие России и Украины могло бы координироваться.

В марте предстоит официальный визит президента России Владимира Путина в Киев. Очень важно, чтобы этот главный (а может быть, уже и единственный) ресурс влияния России на украинскую избирательную кампанию был использован максимально эффективно. А для этого нам придется расширить перечень обсуждаемых тем, опробовать новые формы контактов, искать новых партнеров в украинском политическом мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1815
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2851
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2324

Другие новости