Порт в Бутинге (Литва) давно беспокоит жителей стран Балтии в экологическом отношении. Новым поводом для тревоги стало техническое несовершенство его нефтеналивного терминала, которое привело недавно к значительным выбросам нефтепродуктов в воды Балтийского моря. Еще летом группа экологов предприняла попытку приостановить деятельность порта. На угрозу уголовного преследования со стороны властей литовские экологи грозят ответить созданием Бутингского фонда для финансирования борьбы за нормальную окружающую среду. В средствах массовой информации стран Балтии часто высказывается мнение, что терминал в Бутинге представляет собой явную опасность для жителей. Что думают по этому поводу российские экологи и эксперты? Есть ли альтернативы Бутинге, не несущие странам Балтии экологической угрозы?
Сергей Шашурин, член комитета Государственной Думы РФ по экологии:
Прибалтийские порты перехватывают российскую нефть и хотят экспортировать максимальные ее объемы. Отсюда и многочисленные экологические нарушения. Они торопятся, потому что скоро их монополии придет конец. Конец монополии, как и экологическому беспределу, положит только скорейший выход на проектную мощность нефтеналивного терминала в Приморске. Там более современные технологии закачки, к тому же будут использоваться суда соответствующего класса. При соблюдении мер предосторожности ничего страшного произойти не должно. Многие мировые порты перекачивают миллионы баррелей нефти, и никакого вреда окружающей среде при этом не наносится. Порт в Бутинге принадлежит американской компании, которую заставили бы строжайшим образом соблюдать экологические требования в Америке или Европе, а здесь - руки развязаны, потому что все заинтересованы только в деньгах. Пора российским транспортировщикам нефти брать балтийский экспорт под свой контроль.
Яков Паппэ, ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
Бутинге - традиционный маршрут экспорта нефти. Поскольку Литва заинтересована в сохранении максимальных объемов перевозки, она создает там комфортные условия, и многие нефтедобытчики не торопятся переводить на Приморск это экспортное направление. Конечно, это комфорт не для местных жителей. Важно прекратить монополизм стран Балтии на транспортировку нефти. Ввод Приморска в строй на полную мощность сделает и Литву, и другие прибалтийские страны более сговорчивыми в переговорах. Это выгодно и с политической точки зрения. Есть порт поважнее Бутинге - это Вентспилс, который, несмотря на иностранное название, русский город, и вентспилский порт - это русский бизнес. Но Приморск ему не помешает. БТС с Приморском в конце начинается на Печоре, в новом перспективном нефтеносном районе. Мы стратегически должны поддерживать БТС и максимально ее загружать, чтобы "Транснефть" могла строить вторую нитку спокойно.
Владимир Лукашов, исполнительный секретарь межфракционного депутатского объединения "Российские инвестиции":
Постоянные экологические проблемы из-за выбросов нефти не могут радовать никого. Однако прежде всего Приморск предпочтительнее Бутинге потому, что это наша территория. Надо стимулировать развитие бизнеса в России, а не за рубежом. Приморск - порт более перспективный и в экологическом отношении, туда вкладывается гораздо больше денег именно в экологическую безопасность. Масштабы Приморска будут расти, намечено вложить туда очень большие средства. Российские власти планируют сделать Приморск одним из самых современных в Европе, причем, разумеется, основное внимание будет уделяться нефтеналивному терминалу. Судя по всему, экологическая обстановка вокруг Приморска будет куда лучше, чем в других местах, хотя бы потому, что он новый и современный.