Этот человек производит сильное впечатление. Он не похож на сухого американца, хотя читает курс "Корпоративные финансы". Профессор, выпускник Гарвардского университета, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, получивший степень МВА в Европейском институте делового администрирования (INSEAD), один из руководителей предвыборной кампании Дж.Картера. Человек, который в конце перестройки приехал в Россию и специально выучил русский язык, чтобы преподавать нашим студентам. После работы в Школе бизнеса МГУ он поехал в Китай - опять учить, теперь уже китайских студентов. И на китайском языке, который он по случаю освоил. Человек, к которому проникаешься искренней симпатией. Его зовут Дуглас Коултер.
Сегодня профессор Коултер вновь преподает в стенах Высшей школы бизнеса МГУ для студентов магистратуры. В перерыве между занятиями профессор согласился ответить на ряд наших вопросов.
- Уважаемый профессор Коултер! В прошлом вы уже преподавали в Высшей школе бизнеса МГУ, после чего уехали преподавать в Китай. А сейчас вновь ведете курс на Воробьевых горах. Произошли ли за это время какие-то изменения?
- Я думаю, что да, хотя мне очень трудно делать какие-то значительные выводы после недельного преподавания в Высшей школе бизнеса МГУ. Но кое о чем хочется сказать. Во-первых, студенты стали больше обсуждать разные проблемы, более открыто и свободно и более, что ли, профессионально. Они не боятся высказывать свое мнение, свое видение проблемы. И это очевидно. Ну и, во-вторых, они, конечно, стали значительно лучше понимать все тонкости экономики, разбираться в сложных проблемах бизнеса. Они решают вопросы практического характера, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе. Раньше, конечно, все это находилось в зачаточном состоянии.
- Вы несколько лет проработали в Китае. Можно ли сравнить - с учетом национальной и культурной специфики - бизнес-образование в Китае и в России?
- Китайские студенты более сдержанные, они больше тяготеют к детальному рассмотрению вопросов. Они больше ориентируются на изучение каких-то мелких подробностей. Русские же студенты гораздо охотнее, легче и серьезнее сравнивают, проводят анализ, делают выводы по каким-то общим вопросам. Вообще же я думаю, что бизнес-образование все больше приобретает международный характер. И сам характер обучения, его содержание и т.д. носят общие черты. Независимо от страны, где обучаются студенты.
- Какие вопросы, на ваш взгляд, вызывают наибольший интерес у российских студентов?
- Я читаю курс, связанный с решением проблем и вопросов в сфере финансов. Ведь не секрет, что финансовый менеджмент вызывает у студентов наибольший интерес. Это справедливо для США, Англии, Китая, России. Ну и, конечно, проблема человеческих отношений в бизнесе. Например, в Китае этот вопрос не был столь заметен - в силу известных черт национального характера. В России он более очевиден. И человеческая составляющая в менеджменте сейчас привлекает к себе особое внимание, поэтому можно говорить не только о простом интересе к ней, но и о том, что, например, в Высшей школе бизнеса этот аспект изучается достаточно пристально.
- Соответствует ли опыт и уровень российских преподавателей тем тенденциям в бизнес-образовании, о которых вы говорите?
- На этот вопрос нельзя ответить кратко. С одной стороны, могу вполне определенно заявить - да. Но, с другой стороны, исходя из своего опыта должен сказать, что сегодня в мире - везде, в Америке, Европе, странах Азии, - уровень, а точнее, готовность преподавателей всегда отстает на один шаг от потребностей времени. Действительность их опережает. И студенты всегда хотят большего. С этим мы сталкиваемся у нас в США, в наших бизнес-школах. Но я знаю, что руководство Высшей школы бизнеса МГУ постоянно работает над решением этой задачи, а преподаватели школы учитывают и международный, и российский опыт. Естественно, что я делюсь своим опытом, которым обладаю как американец. И, конечно, сами студенты по-разному отвечают на вопросы, которые задают русские преподаватели и я.
Вообще я смотрю в будущее оптимистически. Конечно, я знаю о тех трудностях, которые переживает Россия, и сейчас мне не очень легко делать какие-то долгосрочные прогнозы. Но я думаю, что усилия людей, таких, как мои коллеги из Высшей школы бизнеса МГУ, это самое положительное, это реальный показатель движения вперед. Здесь очень много способных преподавателей и студентов, которые, как я представляю, способны обеспечить это развитие. Я уверен в них.
Вместо послесловия
После разговора с этим действительно неординарным американцем я обратился за дополнительным комментарием к директору Высшей школы бизнеса МГУ, профессору Олегу Виханскому.
"Профессор Коултер - выдающийся педагог, - подчеркнул господин Виханский. - При этом он настоящий подвижник. Когда мы решили начать специальную программу регулярного приглашения для преподавания известных профессоров ведущих западных школ бизнеса, то первым, к кому обратились, был профессор Коултер. Его занятия проходят по классической "Гарвардской схеме" с разбором Гарвардских конкретных ситуаций. Студенты оценивают этот курс как один из самых лучших, хотя и требующих очень большого объема самостоятельной работы.
Мы ожидаем, что и другие западные профессора также внесут существенный вклад в обучение наших студентов".