В последнее время Приморье в массовом сознании воспринимается негативно и довольно однозначно. Набор ассоциаций примерно таков: города в сосульках, лицо Наздратенко (ныне - Дарькина) и большие социальные проблемы, требующие больших трансфертов.
И уже появляется мысль: а не стоит ли избавиться от этого края, продать его тихо и незаметно китайцам или американцам?
Российское освоение здесь шло стихийно и в сравнительно короткие сроки (менее двухсот лет). Первыми поселениями были казачьи и солдатские остроги, которые имели в основном военное назначение и не учитывали требований длительного мирного проживания. На местах острогов в дальнейшем стали появляться населенные пункты.
У первых переселенцев и их проводников отсутствовали какие-либо знания и опыт выбора мест для постоянного проживания в таежных условиях приморской природы. Таежный труднопроходимый ландшафт ограничивал свободное расселение мигрантов. В результате участки, изначально выбранные исключительно для военных целей, существуют до сих пор как гражданские поселения.
Так, например, город Владивосток, расположенный на скалистых сопках у морских бухт, имеет важнейшее функциональное значение в военном плане и вряд ли вполне пригоден для мирной жизни, а уж тем более в качестве столицы региона.
Столицей Владивосток является всего лишь в силу "привычки" - просто так сложилось в процессе короткой истории российского Приморья. Город был основан солдатами в 1860 г. как военный пост. Удобная морская бухта стала стимулом для развития портовой инфраструктуры, что обусловило здесь деловую активность (в основном торговую). Приток отечественного и иностранного капитала в портовый Владивосток определил резкий отрыв в развитии города от всех поселений края, в большинстве своем аграрных. Рост цивилизации на берегах бухты Золотой Рог долгое время стимулировал здесь миграционный приток. Владивосток и сейчас самый населенный город Приморья (более 700 тыс. жителей). Здесь, как и подобает региональному центру, сосредоточена вся инфраструктура региональных органов власти, штаб Тихоокеанского флота, административные ресурсы основных отраслей экономики края, другие социально-экономические учреждения.
Во Владивосток по инерции продолжают вкладываться огромные финансовые средства. При этом затраты, уходящие на его развитие, несоизмеримы с отдачей от них. Скалистый рельеф города определяет большие расходы в сфере капитального строительства, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в транспортной сфере. Транспортная проблема вообще не представляется разрешимой при дальнейшем развитии города - ввиду все тех же ландшафтных факторов.
Кстати, часть горожан считают Владивосток из-за рельефа и тяжелого сырого климата непригодным для жизни. К тому же постоянные перебои с водой связаны не только с кризисом топливно-энергетического комплекса, но и со скудостью ее запасов и прогнившей канализационной системой.
Августовский тайфун подтвердил неудачный выбор главной точки региона. Стихия парализовала сообщение с внешним миром, в том числе и со всем Приморьем, чему способствовало и территориальное расположение города.
Владивосток значительно удален от основного узла важнейших сухопутных транспортных коммуникаций Приморья и России, который находится в Уссурийске. Безусловно, этим во многом определяется низкая эффективность административной деятельности города на сопках.
Перечисленные обстоятельства вряд ли оставляют Владивостоку перспективы существования в качестве столицы Приморского края. Это "славный город моряков" - таким он был, таким и должен оставаться.
История российского Приморья действительно слишком коротка, чтобы окончательно утверждать, где на самом деле находится главный жизненно важный центр региона. Однако более давнее прошлое Дальнего Востока свидетельствует, что существовавшие до появления русских на территории Приморья крупные социальные системы концентрировались в районе современного Уссурийска и прилегающих к нему земель. Даже древнейшая для этих мест стоянка человека обнаружена археологом А.П. Окладниковым у деревни Осиновка под Уссурийском. В начале эпохи Средневековья здесь появилось государство Бохай (698-926 гг.) - первое, как указывают историки, раннеклассовое образование на современной территории российского Дальнего Востока. К середине IX века Бохай стал общепризнанным центром культуры и просвещения в Азии. Вряд ли можно предположить, что бохайцы нерационально осваивали окружающее пространство. В западной части современного Приморья располагалась одна из крупных бохайских областей Шуайбинь, охватывавшая в основном территории Хасанского и Уссурийского районов.
Фактом, указывающим на территориальные преимущества западного Приморья, в частности, района Уссурийска, является расположение прямо на месте современного города развитого губернского центра Сюйпинь Золотой империи Чжурчженей (1115-1234 гг.).
При взгляде на карту края даже непосвященному станет заметно выгодное геополитическое расположение города Уссурийска. Здесь пересекаются Транссиб, железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие Россию с Китаем и Северной Кореей, проходит большая часть основных автотрасс Приморья. Это делает город удобным для внутреннего и международного социально-экономического обмена. Близость к Китаю (не более 100 км) определяет важнейшее стратегическое значение его местоположения. Ценность Уссурийска особенно возрастает с оживлением транскорейской магистрали, которая выходит на город.
Плоскогорный ландшафт Уссурийского района, наличие больших ресурсов пресной воды (в том числе огромного подземного водного источника), более умеренный и сухой, чем на морском побережье, климат и ряд других факторов наглядно демонстрируют стратегические возможности пока второго по значению города Приморья.
Превращение со временем Уссурийска в главную точку Приморского края представляется очевидным и необходимым еще и в силу перспективного развития западной части региона, которая сейчас находится под пристальным вниманием представителей сопредельных государств. Особый интерес у соседей вызывает неосвоенная территория вдоль российско-китайской границы между реками Туманной и Раздольной. Она тянется от западного побережья озера Ханка вдоль российско-китайской границы до устья реки Туманной, впадающей в Японское море, и охватывает Ханкайский, Хорольский, Пограничный, Октябрьский, Уссурийский, Надеждинский и Хасанский районы.
Здесь, где проходят границы трех государств (КНР, КНДР, РФ), налажена система транспортных международных коммуникаций, существует уникальная экологическая зона, а равнинная территория пригодна для застройки. В ближайшее десятилетие представители США, Южной Кореи и КНР планируют делать в этом районе крупные инвестиции. Уссурийск является единственным городом на всем этом участке.
Планы и схемы заселения и развития западного Приморья должны быть оперативно реализованы российской стороной. В противном случае хозяевами здесь, а в дальнейшем во всем Приморье, станут китайцы или американцы.
Быстрое развитие Уссурийска, к чему уже есть существенные предпосылки, даст толчок к освоению всего запада региона и, следовательно, позволит укрепить важнейший участок государственной границы, сейчас фактически открытый для нелегальных визитов.
Вряд ли будет разумным моментальный механический перенос столицы из Владивостока в Уссурийск (другие города Приморья мы не рассматриваем в качестве потенциальной столицы, поскольку они не соответствуют всем упомянутым выше параметрам). Безусловно, на это потребуется время (5-10 лет). Однако уже сейчас в ряде направлений социальной сферы и экономики Уссурийск является главным городом края, и нужно создать условия для развития и закрепления такого статуса.
Резюмируя, отметим, что исторический опыт российского Приморья указывает на необходимость пересмотра административно-территориального деления края в соответствии с современными геополитическими требованиями. Становление новой столицы Приморского региона в его западной части, в районе Уссурийска, является объективным процессом, направленным на превращение региона в один из полюсов цивилизационного развития России.