Гражданское общество предполагает хотя бы приближающееся к реальному представление об основных процессах за рубежом - без этого социум не может влиять на формирование внешней политики государства. Главными посредниками между национальным сообществом и внешним миром выступают СМИ. Для обозначения производимого ими "импортного" продукта прибегну к термину "международная информация", который подразумевает освещение зарубежной жизни любыми действующими в России СМИ во всех жанрах.
Из партера на галерку
Справедливость требует констатации: со времени окончания холодной войны удельный вес международной информации в зарубежных СМИ сократился. В условиях конфронтации двух сверхдержав страх за будущее подстегивал интерес к положению в мире даже там, где аудитория, особенно в глубинке, традиционно проявляла вялый интерес к событиям за пределами своего края. Не исключение и США.
Другое дело - Советский Союз, где средствами пропаганды формировалось политизированное мышление, стимулировалось недоверие к Западу. Международная информация являлась форточкой в неведомый, бичевавшийся партийной пропагандой, однако привлекательный для "невыездных", то есть для большинства населения, мир. В то время любой международник, даже малопрофессиональный, в глазах общества входил в номенклатурную элиту, считался носителем наиболее престижной и доходной профессии журналистского цеха.
В эпоху гласности самой привлекательной тематикой стала внутренняя с упором на поношение прошлого, международная информация оказалась на третьих ролях. С распадом СССР эта тенденция усилилась.
У российских СМИ резко поубавилось источников международной информации. Закрылись многие корпункты агентств ИТАР-ТАСС и РИА "Новости", практически всех газет. Одновременно непропорционально возрос объем международной информации из западных источников. Телевидение, радиовещание и пресса определили международной тематике место на обочине информационного поля.
Нагнетание катастрофизма
Сегодня в нашем сознании существует искаженный, однобокий образ внешнего мира, для значительной части аудитории (особенно женской) определяемый иллюзорными символами из телевизионных "мыльных опер". Российское общество не информировано о том, что происходит даже в ведущих странах. В 70-х гг. автор опубликовал исследование об отражении многотиражными газетами латиноамериканских стран внутренних и международных событий. Там возникла формула пяти "с": сенсации, скандалы, секс, сентиментальность, спорт. Именно эта тематика в основном присутствовала в многостраничной "большой прессе".
Нечто подобное происходит в российских СМИ. О всем многообразии событий и процессов в мире большинство из них вспоминает только в случае стихийных бедствий, катастроф, скандалов, особенно если в них обнаружен "российский след". В нашем и без того перегретом фобиями обществе нагнетается "катастрофизация" массового сознания и психологии.
Аудитория, особенно телевизионная, привыкает к уголовно-милитаристскому сленгу типа "информационный рэкет", "информационное убийство". Неискушенному человеку трудно отличить "киллера" от "дилера". Тем более что над нами тяготеют стереотипы прошлого с их лозунговой военизированной фразеологией: "битва за урожай", "фронт строительных работ" и т.п.
Контент-анализ международной информации в наших СМИ обнаруживает непрофессионализм, несуразности, не выдерживающие критики критерии отбора первоочередных объектов внимания. Это может быть чревато роковыми последствиями. Об одном из них рассказал Марк Ферро в статье "Средства информации и интеллект", опубликованной парижским журналом "Монд дипломатик". Автор писал: "Недавно были подняты и проанализированы номера газет за март 1917 г. Этот анализ показал, что тогдашние информационные агентства дали за один месяц около 60 сообщений о составе и деятельности Петроградского совета. Лондонская "Таймс" опубликовала только 5 из них, "Фигаро" - еще меньше, "социалистические" газеты - около десятка, в то время как информация, поступавшая от Временного правительства России, публиковалась почти вся - от 60 до 80%. Неудивительно, что в апреле 1917 г. общественность была застигнута врасплох сообщениями об организованных большевиками демонстрациях".
А каков ресурс зарубежных коммуникаторов на российском информационном поле?
Со своим уставом в чужой монастырь
В СССР зарубежное информационное присутствие определялось режимом взаимности. Например, в отношениях СССР со странами НАТО, Японией и "диссидентами соцлагеря" действовал квотный режим, определявший равное количество не только дипломатов, но и журналистов.
Особенно дотошно следили за соблюдением этого режима Москва и Вашингтон. Например, в СССР и США многие годы в соответствии с межправительственным соглашением на основе взаимности распространялись журналы "Америка" на русском языке и "Советская жизнь" на английском. Журналы издавали от имени посольств своих стран Информационное агентство США (ЮСИА) и АПН. Как запретный плод, журнал "Америка" был значительно более востребован в СССР, чем "Советская жизнь" в США. Тираж каждого издания не достигал 100 тыс. экз. и для нас поистине был "золотым". Официальная американская сторона на регулярных консультациях настойчиво, но безуспешно ставила вопрос о равном увеличении тиража журналов. Все это я знаю в деталях, так как в АПН курировал в том числе выпуск периодических изданий.
В канун распада СССР началась эрозия идеологического монолита, а в дальнейшем - его полное разрушение. Из одной крайности мы впали в другую, утратив в отличие от прочих стран элементарное государственное регулирование деятельности у нас зарубежных СМИ.
Для России международное сотрудничество в области информации имеет свои не просто разумные, но объективные пределы. Еще в 1996 г. был принят Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене". Закон этот, однако, не действует, ибо Запад руководствуется не принципом взаимности, а принципом свободного потока информации. Не прописаны национальные интересы в области информационного сотрудничества и в законе о СМИ. Недавно принятые дополнения к нему ограничивают возможности зарубежной стороны в организации теле- и видеопрограмм, однако содержат лазейки, позволяющие закон обойти. Неравенство возможностей усиливают новые информационные технологии, особенно интернет.
Запад использует разные правила игры на собственном и российском поле. Допустим, он закупоривает свои информационные каналы для российских радиокомпаний, а одновременно с этим "Свобода", "Голос Америки", Би-би-си, "Немецкая волна" вещают не только в прямом эфире, но и через российские радиостанции, в том числе государственные.
Показательна деятельность американской правительственной радиокомпании "Свобода", которая выполняет тройственную функцию: собирает информацию непосредственно в России, распространяет ее во всем мире и "возвращает" в наш радиоэфир часто в антироссийской интонации.
Понадобились трагические события 11 сентября 2001 г., чтобы высветить в западных СМИ подлинный образ нашей страны. Оказалось, что российские реалии - это не только война в Чечне, уголовный беспредел и коррупция. Сейчас Западу приходится признавать роль России в борьбе с международным терроризмом. Но долго ли сохранится это признание?
В отсутствие паритета
Возможности посольства США в Москве и российского - в Вашингтоне в формировании образа своей страны по-прежнему несопоставимы. В то же время традиционная дипломатия все больше уступает место "народной". На шахматном поле информационной войны появились самостоятельные фигуры. Российские просторы наводнили представители многочисленных неправительственных зарубежных, в основном американских, организаций, приоритетный объект внимания которых - перспективная в возрастном и профессиональном отношении творческая, особенно научно-техническая, интеллигенция и те, кто формирует духовный мир и общественное мнение. Разноликие фонды ищут таланты, стимулируют исследования ученых, "утечку умов", сеют "разумное, доброе, вечное" - в своем, конечно, понимании.
Кстати, в России нет не только паритета в отношениях с зарубежными неправительственными организациями (НПО), но даже законодательного упоминания о них. Есть федеральный закон об общественных объединениях. Но НПО как органы гражданской дипломатии, как альтернативные субъекты международного общения и равноправные партнеры аналогичных зарубежных организаций находятся в России вне правового поля.
Десять лет назад в ходе войны в Персидском заливе утвердилась "дипломатия Си-эн-эн" - эффектная демонстрация в прямом телеэфире победной мощи "на земле, в небесах и на море" впервые заявившей о себе единственной супердержавы. Если под руинами нью-йоркских небоскребов оказался погребен постсоветский самопровозглашенный миропорядок, то начало афганского похода эксклюзивно воспроизвела пунктиром на ночном небосклоне телекомпания маленького Катара. И это поставило под сомнение американскую монополию на формирование глобального общественного мнения.
Лишь после терактов против США повсеместно и многократно возрос интерес к событиям в мире. Мэтры пропаганды могут торжествовать - с невиданным результатом сбывается их наипервейшая заповедь: "Настоящая информация - только со знаком минус". И потому всемирный информационный поток обильно окрашивается пятном "катастрофизации".