Насколько серьезно следует относиться к результатам исследования на полиграфе и можно ли обмануть "машину правды"? Задавшись этими вопросами, корреспондент "НГ" отправился во Владимирский юридический институт (ВЮИ) Минюста РФ, где, если верить словам столичных специалистов-психологов, трудятся одни из наиболее компетентных в России полиграфологов.
┘Детектор лжи, которым пользуются во Владимире, - не самая новая, но вполне рабочая машина: аппарат "Эпос" уже несколько лет исправно применяется для различных проверок в органах ФСБ и МВД. Внешне полиграф представляет собой небольшой металлический ящик, из которого тянутся несколько разноцветных проводов, соединенный с обыкновенным ноутбуком.
"Ну что, Андрей, вы готовы к испытанию?", - обращается к корреспонденту "НГ" молодой человек, один из полиграфологов владимирского института (имена специалистов держатся в секрете. - Прим. авт.). Меня посадили на обычный стул, под ножки которого подложили два датчика - "треморы" (они должны фиксировать двигательную активность). После этого на груди поместили еще два датчика - нижнего и верхнего дыхания, а на пальцы правой руки одели регистраторы кожно-гальванического рефлекса (измеряет сопротивление кожного покрова) и плетизмограммы (фиксирует деятельность сердечно-сосудистой системы).
В идеале при тестировании полиграфолог должен находиться один на один с испытуемым. Но в нашем случае в комнате находился один из ведущих психологов ВЮИ Сергей Хачатурян. Первый тест - координационный: аппарат должен "настроиться" на конкретного человека. Мне предлагается отвечать отрицательно на все предлагаемые вопросы.
"Вас зовут Алексей?" - "Нет". - "Андрей?" - "Нет". - "Антон?" - "Нет".
Затем - основной тест. Полиграфолог предложил мне загадать цифру от одного до пяти, написать ее на листе бумаги сначала правой рукой, затем левой и спрятать бумагу в карман. При этом специалист пообещал в течение нескольких минут безошибочно решить задачу. Я написал цифру "четыре", после чего свернул листок в трубочку и, полностью расслабившись, сообщил, что готов к эксперименту. Про себя я решил, что на все вопросы снова буду отвечать отрицательно.
"Вы загадали цифру пять?" - "Нет". - "Цифру три?" - "Нет". При ответе я усиленно напрягаю левую руку. "Разожмите, пожалуйста, кулак", - неожиданно говорит молодой человек. При этом я вдруг понимаю, что он сидит спиной и не может видеть сжатый до синевы кулак.
"Вы загадали цифру четыре?" - "Нет" (я, конечно, соврал). - "Цифру два?" - "Нет". - "Цифру один?" - "Нет". Полиграфолог молчит несколько секунд и, оборачиваясь ко мне, говорит: "Отдохните немного, сейчас продолжим". Перечень вопросов повторяется еще трижды. Всякий раз паузы между вопросами полиграфолога различны по продолжительности. Минуты через три я начинаю терять бдительность, но снова стараюсь сбить оппонента с толку, потихоньку напрягая то ногу, то руку. "Андрей, успокойтесь и не играйте в разведчика, - с улыбкой обращается ко мне полиграфолог. - Я уже все понял, но давайте попробуем еще раз. Так, на всякий случай". Через минуту молодой человек сообщает, что готов дать ответ. Тут в разговор вмешивается Сергей Хачатурян: "Я тоже могу попробовать ответить. Хотите, положу в карман количество монет, соответствующее загаданной цифре?" При этом психолог неспешно отсчитывает на ладони монеты.
"Колитесь, Андрей. Вы загадали цифру "четыре"? - полиграфолог смотрит на меня с видом победителя. - Не переживайте, обмануть полиграф не может никто: он регистрирует симптомокомплексы, управлять которыми без специальной подготовки человек не может".
В этот момент Сергей Хачатурян достает из кармана четыре монеты. "Я разгадал число, ориентируясь на наклон головы", - утверждает психолог. Оказывается, обычный человек может в среднем контролировать лишь семь собственных состояний, например, двигательную активность, напряжение мышц или частоту дыхания. Стараясь уследить за всем этим, я постоянно наклонял голову, когда звучало "четыре"┘
Специалисты ВЮИ утверждают, что в принципе научиться противодействовать полиграфу можно. Правда, для этого необходим сам детектор лжи и опытный психолог. Подготовка профессионального "обманщика" стоит десятки тысяч долларов, и в России этим занимаются только в СВР. А как показывает практика, ввести в заблуждение полиграф удается лишь двум процентам неподготовленных людей...