- Господин Ньюшлосс, считаете ли вы, что РАО "ЕЭС России" готово к тем серьезным реформам, которые запланированы в холдинге?
- Идеология, которую проповедуют менеджеры холдинга, безусловно, свидетельствует о моральной готовности компании к реструктуризации.
Но на самом деле ни одна компания по определению не может быть полностью готова к преобразованиям. РАО "ЕЭС" уникально тем, что команда холдинга сама является инициатором этих реформ. Обычно перестройка мира электричества в той или иной стране инициируется государством. Более того, это происходит при серьезной оппозиции со стороны существующих энергетических компаний, потому что они предпочитают оставаться в таком виде, в каком они есть.
- Напрашивается вопрос - почему РАО "ЕЭС России" ведет себя так нетипично?
- Сегодня существование сектора энергетики неэкономично. Он функционирует таким образом, что у хозяйствующих в нем субъектов нет никакой мотивации для сокращения расходов. Более того, оборудование устарело как морально, так и физически. По сути, энергосистема замерзла на технологиях 30-летней давности. Возрастает вероятность техногенных катастроф. Система ценообразования не привлекает инвестиции в отрасль. А это значит, что нет возможности восстанавливать имеющиеся мощности, не говоря уже о введении новых мощностей. В результате может сложиться ситуация, когда эта наиболее существенная инфраструктурная отрасль станет тормозить экономический рост в России.
- На ваш взгляд, та реформа, которая началась в энергетике, будет стимулировать ее развитие?
- Отрасли нужны деньги. В былые времена финансирование электроэнергетики шло из государственного бюджета. Но чтобы в казне появились деньги, надо увеличить налогообложение. Я не думаю, что это правильный путь развития отрасли. Также можно аккумулировать фонды за счет увеличения тарифов и вкладывать деньги на основе централизованных расчетов, как это делал Госплан. Но опыт всего мира доказывает, что централизованное планирование и решения людей, которые не отвечают собственным карманом за последствия этих решений, как правило, хуже решений, принятых предпринимателями, инвестирующими собственные средства из соображений будущей выгоды. Поэтому тот путь, по которому последние три года целенаправленно идет команда РАО, та программа реформ, которая легла в основу 526-го постановления правительства, - это выход из сложившейся ситуации в секторе.
- Не будут ли, на ваш взгляд, в ходе реформ ущемляться интересы миноритарных акционеров РАО "ЕЭС"?
- Не вызывает сомнения, что все действия, которые РАО будет производить по перемещению активов и операций с собственностью, будут с точностью соответствовать нормам российского законодательства. Когда только зашла речь о реформе, миноритарные акционеры были готовы заморозить ситуацию в том виде, в котором она была. А это, на мой взгляд, ошибочное решение. Акции на тот момент были в предприятиях, которые имели смешные дивиденды и капитальная стоимость которых не росла. Акционеры должны доверять руководству компании. К тому же мажоритарным акционером в РАО является государство. А я не думаю, что государство заинтересовано в том, чтобы его действия были расценены как залезание в карман частному акционеру. Это не в духе времени. Миноритарные акционеры с выходом постановления правительства сжились с фактом, что произойдут изменения, и теперь пытаются направлять эти изменения для своей наибольшей выгоды, что совершенно нормально.
- Какую роль в структурных изменениях играют кадры энергетического холдинга, и считаете ли вы оправданной ту замену руководящего состава, которая была проведена холдингом в последние три года? Ведь региональная составляющая команды РАО поменялась более чем на 70%.
- Давайте посмотрим на объективные показатели работы РАО в течение последних двух-трех лет. Какие принципиальные изменения произошли в отрасли?
Пропал бартер как система взаимоотношений, со всеми связанными с ним последствиями и злоупотреблениями. Практически больше не возникает ситуации, когда у электростанций нет средств на топливо. Им поступают теперь живые деньги - рублями, а не валенками или еще чем-то. По сути, произошла незаметная революция, которая принесла очень позитивные результаты. Очевидно, что во многом - это результат эффективной замены кадрового аппарата, привлечения в команду РАО "ЕЭС" энергичных профессионалов, готовых и способных участвовать в преобразовании электроэнергетического сектора.