27 ноября правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика", согласно которой производство электроэнергии предприятиями атомной энергетики к 2005 г. возрастет до 174 млрд. кВт.ч, а к 2010 г. - до 212 млрд. кВт.ч. Программа очень полезная для экономики страны, поскольку ее реализация позволит снизить энергоемкость валового внутреннего продукта и, следовательно, увеличить конкурентоспособность. Однако увеличению эффективности работы атомной энергетики и Единой энергосистемы страны препятствуют диспетчерские ограничения работы АЭС.
Такая дискриминация атомной энергетики в ущерб повышению энергоэффективности экономики практикуется, похоже, только в России. Например, на Украине в отличие от России за последние несколько лет при росте потребления электроэнергии и увеличении ее выработки АЭС уменьшается энергоемкость продукта, а следовательно, и затраты на его производство. Одним из эффективных путей энергосбережения в России должно стать полное использование атомной энергии, которая замещает дорогостоящее органическое топливо.
Эта мера оправданна вдвойне. Во-первых, электроэнергия, вырабатываемая на АЭС, значительно дешевле вырабатываемой на тепловых электростанциях. Стоимость 1 кВт.ч на выходе с АЭС в среднем по европейской части России составляет 19,2 коп., а средняя стоимость 1 кВт.ч по всем ТЭС европейской части России составляет в среднем 36,6 коп. Разница для потребителя, как видно, весьма ощутимая. Во-вторых, "атомная" энергия замещает дорогостоящее органическое топливо - газ, мазут, уголь. Стоимость этих видов топлива растет с космической скоростью, а стоимость ядерного топлива стабильна и жестко регулируется Министерством экономического развития и торговли. С точки зрения нормальных рыночных отношений нет нужды вырабатывать дорогую электроэнергию из дорогого топлива, если без всяких затрат мы можем вырабатывать дешевую электроэнергию из недорогого топлива. За последние три года рост выработки электроэнергии на АЭС составил более 30 млрд. кВт.ч в год, что позволило высвободить из топливного баланса более 16 млн. тонн мазута, самого дорогого топлива в энергетике.
Но некоторые организации, не принимая во внимание интересов потребителей и всей российской экономики в целом, способствуют тому, что атомные электростанции недовырабатывают значительное количество электроэнергии, хотя готовы вырабатывать. При этом органическое топливо, которое можно было бы сберечь, сжигается в топках. Увеличивается, соответственно, и стоимость электроэнергии для потребителей. Все это происходит постоянно в результате диспетчерских ограничений на работу атомных станций со стороны РАО "ЕЭС России", которое, загружая свои тепловые станции, работающие на мазуте и газе, заставляет снижать нагрузку АЭС.
За 11 месяцев 2001 г. диспетчерские ограничения на работу энергоблоков атомных станций со стороны РАО "ЕЭС России" увеличились в сравнении с 2000 г. на 24%. Масштабы ограничений растут из года в год. Если за весь 2000 г. диспетчерские ограничения АЭС привели к недовыработке около 4 млрд. кВт.ч электроэнергии, то уже с января по ноябрь 2001 г. - уже свыше 5 млрд. 200 млн. кВт.ч. Для получения такого количества электричества требуется сжечь более 1650 млн. куб. м газа, стоимость которого превышает 726 млн. руб.
По причине диспетчерских ограничений Кольская АЭС недовыработала за 11 месяцев более 3 млрд. кВт.ч электроэнергии, Балаковская АЭС - свыше 1 млрд. 90 млн. кВт.ч, Ленинградская АЭС - более 550 млн. кВт.ч, Курская АЭС - около 190 млн. кВт.ч, Смоленская АЭС - более 205 млн. кВт.ч.
Режим загрузки генерирующих мощностей в электроэнергетике, когда независимо от колебаний верхнего уровня объемов потребления электроэнергии электростанция работает в одном, максимальном режиме, называется базовым. Для обеспечения необходимых параметров электроэнергии в сетях при скачках и падениях объемов потребления используются так называемые маневровые мощности. Для этих целей технологически и, следовательно, экономически наиболее приспособлены тепловые электростанции и ГЭС. Они могут быстро набирать и сбрасывать мощность. АЭС же технологически гораздо труднее это делать из-за физических параметров реакторов и свойств ядерного топлива, которое не может храниться в резервуарах, как нефть или газ, без потери своих качеств. Поэтому атомные станции выгодно использовать в базовом графике нагрузки мощностей для Единой энергосистемы страны и для целей энергосбережения и эффективного топливообеспечения.
Как правило, за рубежом для регулирования нагрузки используются наименее эффективные генерирующие мощности. АЭС России таковыми не являются.
Очередность загрузки мощностей электростанций определена правительством России и ФЭК России. В соответствии с правилами отбора поставщиков на ФОРЭМ в первую очередь должны загружаться именно атомные станции. Такое решение обосновано постановлением ФЭК России от 17 апреля 1998 г., оно необходимо для обеспечения нормальной работы Единой энергосистемы России и позволяет наиболее эффективно использовать ядерное топливо.
Перезагрузка нового топлива на атомных станциях и регламентные ремонтные мероприятия производятся всегда летом. Связано это с тем, что потребление электроэнергии в летнее время значительно падает. В период осенне-зимнего максимума несения нагрузки электрогенерирующими мощностями атомные станции должны быть уже готовы работать на полную мощь. Единые энергосистемы всех стран, где есть атомная энергетика, построены на соблюдении этого принципа в целях максимально эффективного топливообеспечения и снижения затрат на покупку всех видов топлива. Дешевая атомная электроэнергия вытесняет более дорогую электроэнергию тепловых станций. Кроме того, работающее в режиме максимальной загрузки ядерное топливо функционирует дольше, чем при постоянных изменениях уровней мощности реактора. Выходит, что, работая в оптимальном режиме нагрузки, ядерное топливо будет служить и вырабатывать энергию дольше, чем при режиме периодических диспетчерских ограничений. То есть утвержденную правительством программу энергосбережения можно в огромной мере выполнять без всяких финансовых затрат из бюджета. Нужно только рационально выстроить загрузку атомных мощностей.
И еще один немаловажный аспект, о котором не хотят думать незадачливые диспетчера-менеджеры из РАО, - обеспечение безопасности эксплуатации ядерных энергоблоков. Это задача первейшей важности как для атомной энергетики, так и для сторонних организаций, имеющих отношение к ней. РАО как организация, формирующая нормальные режимы работы АЭС, также должна соблюдать установленные нормативы и по Закону "Об использовании атомной энергии", отвечая за безопасность, обязана эти режимы соблюдать. Но этого не происходит. Поскольку такое положение длится уже несколько лет, то поневоле задумываешься о профессионализме нынешнего менеджмента РАО в энергетической сфере. Если им все говорят, что надо делать для обеспечения энергетической безопасности страны, а они это игнорируют, то какие цели преследуют эти менеджеры?