0
1117
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.11.2001 00:00:00

Конвергенция - спасение человечества

Вадим Белоцерковский

Об авторе: Вадим Владимирович Белоцерковский - публицист.

Тэги: терроризм, талибы, третий, мир


Почва террора

Наверное, большинство мыслящих людей во всех странах понимают, что никакая самая эффективная силовая борьба нынешний террор не сможет ликвидировать - в лучшем случае на время его приостановит. Не сможет по той причине, что у этого терроризма огромные резервы - живущие в нищете, темноте и бесправии людские массы третьего мира. (Я имею в виду их бесправие прежде всего по отношению к собственным властям, "духовным" лидерам, предпринимателям.)

И пропасть между мирами третьим и первым продолжает увеличиваться. Последние экономические обвалы в Азии и Южной Америке показали, что так называемые развивающиеся, "догоняющие" страны догнать страны развитые не в состоянии. "Маленькие драконы" оказались бумажными.

Враги Запада в третьем мире обвиняют западные страны в том, что созданная ими в прошлом колониальная система задержала развитие остального мира, а теперь, воспользовавшись этим, ее сменил экономический империализм Запада.

Увы, экономический империализм действительно существует. Приведу мнение одного из самых больших знатоков мировой экономики и богатейшего финансиста Джорджа Сороса. Систему нынешнего мирового капитализма он сравнивает с империей и пишет, что "империя эта является более глобальной, чем какая-либо из существовавших ранее" ("Кризис мирового капитализма", М., 1999, с.114). Удар террористов по Всемирному торговому центру свидетельствует, что они видят своим врагом именно империю транснационального капитала. Что, разумеется, ни на йоту не смягчает чудовищности их преступления и его бессмысленности.

Вопрос вопросов

Правительства развитых стран Запада и спонсируемые ими фонды ООН пытаются смягчить ситуацию - помогают бедным странам, но средств этих недостаточно, чтобы компенсировать эксплуатацию со стороны мировой империи капитала. Главный же вопрос состоит в том, могут ли вообще, в принципе народы третьего мира выйти из-под гнета бедности и бесправия на путь процветания в условиях капиталистического уклада, смогут ли они в этих условиях перестать нуждаться в помощи извне.

А ведь кроме бедности, бесправия и их спутников миру надо ликвидировать еще и другую апокалипсическую угрозу - нарастающее разрушение и загрязнение окружающей среды, в том числе потепление климата. Причем проблема экологии тесно связана с социальными и демографическими. Возможно ли и ее решить в условиях капитализма?

Ответ на "вопрос вопросов" напрашивается, увы, негативный. Андрей Сахаров в 1968 г. в своей знаменитой статье "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" с тревогой писал и об усиливающемся обнищании третьего мира, и о надвигающейся экологической катастрофе, однако положение с тех пор не переменилось к лучшему.

Остановить нависающие над миром угрозы, очевидно, не способен строй, при котором главным мотивом экономической деятельности является максимизация прибыли, главной пружиной - агрессивная конкуренция в накоплении капиталов, направленная на ликвидацию или поглощение конкурентов и создание сверхмонополий.

Обуздание капитализма

Переломить критическую ситуацию, на мой взгляд, способно - или, по крайней мере, имеет шансы - проведение реформ (прежде всего в развитых странах), направленных к синтезу (или конвергенции) определенных элементов капитализма и социализма, к созданию строя, при котором субъектами в экономической и политической жизни смогут стать преимущественно трудовые коллективы, владеющие средствами и продуктами производства и осуществляющие расширение производства с помощью кооперативных инвестиционных фондов с участием государства. Сахаров постоянно подчеркивал, что такая конвергенция "в конечном итоге - единственная альтернатива гибели человечества". Все элементы "синтезной" системы уже существуют и успешно работают в западных странах в последние 40-50 лет. При этом возникает возможность корректировать развитие экономики (без подавления рыночной конкуренции!) в целях улучшения условий труда и жизни людей, а также аккумулировать в руках государства (общества) большие средства для помощи отсталым и бедным странам. Для нашей страны подобный уклад был бы особенно благотворным и спасительным, учитывая, что сейчас у нас установился синтез худших черт капитализма и социализма.

Те, кто не согласен с изложенным мнением, пусть ищут и предлагают другие решения. Дж.Сорос, к примеру, для обуздания мирового капитализма предлагает создание мирового правительства, которому существующие в мире страны передали бы часть своего суверенитета. "Рыночные силы, - считает он, - если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах вызывают хаос┘ и рыночный фундаментализм представляет сегодня большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология".

Однако, на мой взгляд, создание мирового правительства сегодня - дело нереальное. Мне могут напомнить, что эту идею предлагал и Сахаров (в своих "Размышлениях┘"), последователем которого я себя числю. Но Сахаров видел такое правительство в отдаленной перспективе как завершение процесса конвергенции. Сорос же считает, что оно должно быть создано как можно скорее.

Повторю, решения и реформы могут предлагаться различные, но важно сознавать, что господствующий ныне уклад без каких-либо радикальных преобразований, видимо, не способен остановить сползание человечества в пропасть.

Конфессиональная почва

ненависти

Богатую почву для произрастания ненависти в современном мире дает конфессиональная раздробленность. Сейчас она играет в этом отношении даже более злокачественную роль, чем разобщенность расовая. Межконфессиональная вражда, как правило, вступает в резонанс с какими-то другими мотивами для конфронтации - и именно в результате этого рождается непримиримая ненависть. Сейчас за противостоянием исламских фундаменталистов Америке и Европе стоит неприязнь бедствующих исламских масс к эксплуатирующему их богатому Западу. Не случайно Усама бен Ладен нашел поддержку в нищем, горемычном Афганистане, а не у себя на родине - в богатой Саудовской Аравии.

Люди доброй воли (неплохой был термин!) во всех конфессиях должны бы сегодня задуматься о том, как ослабить межконфессиональную рознь и усилить экуменическое движение. Это, на мой взгляд, одно из условий выживания человечества.

Злокачественную роль в разжигании межконфессиональной и межнациональной ненависти играют и посредники между богом и людьми - церковные структуры с их иерархиями. Во главу иерархий подчас выдвигаются религиозные фанатики и мракобесы, а то и бывшие сотрудники каких-нибудь спецслужб, которые способны благословлять свою паству на этнические чистки, империалистические и террористические войны, на геноцид или оправдывать эти преступления. При этом среди бедных и темных народов, живущих, как правило, в недемократических условиях, ограничивать влияние церковных мракобесов - дело малореальное.

И потому коренной проблемой для человечества остается ликвидация пропасти между богатыми и бедными людьми и странами, создание такого социально-экономического уклада, который способен будет эту пропасть засыпать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1307
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости