0
997
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.11.2001 00:00:00

Политические кульбиты кремлевского политтехнолога

Борис Гершунский

Об авторе: Борис Семенович Гершунский - академик Российской академии образования.

Тэги: павловский, интернет


Комментировать сколько-нибудь обстоятельно и серьезно бесчисленные выступления главного кремлевского политтехнолога Глеба Павловского нелегко. Прежде всего потому, что обнаружить хоть какие-то намеки содержательной аргументации и убедительной логики в его витиевато-многословных сентенциях практически невозможно. Неизменно нахрапистый, предельно агрессивный стиль позволяет ему ловко подменять скудость мысли эмоционально насыщенной, откровенно популистской риторикой, создающей стойкую иллюзию безоговорочной компетентности и загадочной сверхинформированности автора буквально по всем вопросам. При этом совсем не важно, идет ли речь об идеологическом прикрытии очевидно антиконституционных действий президента по формированию так называемой вертикали власти или, скажем, об очередной охоте на ведьм, в роли которых могут выступать вполне легитимные региональные лидеры из уже не нужного президенту Совета Федерации (в формулировке Павловского - "дембароны"), опальные, избирательно "равноудаленные" олигархи, независимые журналисты или недостаточно послушные Кремлю правозащитники...

Павловский всегда на стреме.

Его гигантский информационный ресурс всегда в боевой готовности.

Последний из "перлов" неуемной зондирующей (чтобы не сказать - зомбирующей) общество активности Глеба Олеговича - небольшой по объему, но весьма показательный для нынешних российских реалий опус, появившийся в его интернетовском сайте "Страна.Ру" 13 ноября: "Глеб Павловский: "Тезис об "укреплении вертикали власти" должен быть скорректирован".

Можно было бы, конечно, в очередной раз не обращать внимания на словесные упражнения главного глашатая новых порядков в России. Но на этот раз объект его "анализа", надо признать, выбран конъюнктурно точно - еще не состоявшееся в России, но, судя по всему, уже попавшее в зону грядущей президентской узурпации гражданское общество. Ведь гражданское общество - единственный, по существу, последний шанс России на преодоление губительного для страны и уже вполне зримого сползания к тоталитаризму, полицейскому произволу, нацистскому мракобесию. Точно выбран и момент сенсационного выступления. Именно - сенсационного. Иначе не назовешь: как-никак, но в преддверии визита президента Путина в США заявлено о сомнительной ценности и необходимости корректировки оценок едва ли не главного достижения президента России за все время его правления - силового построения жесткой "вертикали власти"...

Что и говорить, имидж России, решившейся наконец на долгожданное сближение с Западом, с Америкой, необходимо срочно исправлять - страна, сползающая к диктатуре, вряд ли может рассчитывать на сколько-нибудь пролонгированное и устойчивое стратегическое сотрудничество с европейскими и американскими партнерами. Это - фактор внешнеполитический. Но существует и экстремальный внутриполитический фактор - грядет многолюдный Гражданский форум, от которого ждут - ни много ни мало - учреждения, легитимизации гражданского общества в России. За кем оно пойдет? Кто и как сможет воспользоваться столь конъюнктурно привлекательной акцией?

Могут ли эти события остаться вне зоны внимания штатного "властителя дум" народа российского?

Конечно, нет.

Павловский, как всегда, циничен и предельно откровенен - он с легкостью необыкновенной стриптизирует, обнажая даже самые потаенные до поры до времени замыслы своих сановных покровителей.

На этот раз, убежден, своими домыслами и бойкими откровениями Глеб Олегович оказал плохую услугу президенту...

Но обо всем по порядку.

И постараемся быть поближе к тексту, в связи с чем заранее прошу извинения за обилие цитат.

Итак, оказывается, "американский поворот - решительный шаг за рамки непроявленной политики в новую, открытую политику. Им Путин фактически прощается с эпохой высокой виртуальной маневренности, с эпохой "дракона в тумане". Он впервые явно действует вне рамок мандата "путинского большинства".

Вот тебе раз... Понадобилось почти два года, чтобы выяснилось, что народ российский и - уж во всяком случае - "путинское большинство" просто-напросто мистифицировали. Оно-то, это большинство, с энтузиазмом голосовало за одного Путина, а на поверку вышло, что Путин - совсем не тот, за которого себя выдавал! Что и говорить, хорош наш стабильно высокорейтинговый президент: "дракон", да еще "в тумане"...

Ну ладно, на то он и профессиональный чекист, чтобы с таким блеском и так долго играть сложнейшую роль "своего среди чужих" и "чужого среди своих". А мы-то думали... Но лишь бы во благо страны все это пошло: как поется, "жила бы страна родная, и нету других забот". Так что спасибо вам, Глеб Олегович, за откровенность.

Внушает.

Но "на какую политическую территорию" вышел наш президент? "Что может быть его опорой, кто его новые друзья и где его новые враги?" - вопрошает наш технологически оснащенный политолог и сам же отвечает на этот каверзный вопрос. Действительно, каверзный, ибо как же можно в самом деле править Россией без друзей, не говоря уже о врагах?

Так вот. Оказывается, что "в качестве электорального президента, лидера электорального большинства Путин победил. Теперь ему предстоит войти в новую роль общественного лидера".

Ну прямо что ни слово, то откровение...

Выходит, наш президент все это время опирался на некое не столь уж существенное, одним словом - маргинальное, "электоральное большинство", и только теперь, изрядно поморочив голову этому не искушенному в политтехнологических тонкостях второразрядному "большинству" и осознав всю ущербность и ненадежность такой опоры, решил опереться на настоящее - "общественное" - большинство и стать наконец "общественным лидером".

Не знаю, право, чего тут больше - заумного словоблудия или напористого цинизма.

Но на этом, по Павловскому, хитроумные политические интриги нашего президента не заканчиваются. Не будучи чрезмерно озабоченным такой мелочью, как нравственность в политике, он, оказывается, просто-напросто "кинул" лохов-коммунистов - вначале использовал на полную катушку их "голосовые связки" как "элемент думской реформистской машины", а затем, за дальнейшей ненадобностью, превратил хотя и в "крупную национальную партию", но "без реальных союзников и без потенциала их присоединения". Так что "положение КПРФ - это положение коммунистического меньшинства". Дело сделано. Кто же в России и когда считался с меньшинством? Тут и с большинством-то не слишком считаются.

Вот и выходит: "No passaran!", товарищи коммунисты... "No passaran!", приехали то есть. "Которые тут временные, слазь!"

Хороши демократия, многопартийность, политический плюрализм... И дело не в отношении к коммунистам. Истина, как говорится, дороже.

Ну а дальше - вообще несусветные по своей правдоподобности, но насколько же приятственные для... правого уха российского пассажи. Судите сами. Цитирую: "Теперь Путин начинает выполнять свою собственную политическую задачу - задачу правых" (здесь я уже просто не мог удержаться и с удовольствием, связанным с моими личными политическими предпочтениями, подчеркнул сказанное. - Б.Г.). "Прежнее "право-левое" путинское большинство, - продолжает Глеб Олегович, - не последует за ним на Запад - последует только новое, гражданское, сформированное правое большинство... В следующие 2 года Путин становится фактическим партийным президентом - президентом правого большинства, которое теперь предстоит сформировать и открыть для пополнения".

Все знает отечественная политтехнология и ее выдающиеся представители - и кто куда пойдет, и что "новое правое" больше прежнего "право-левого", и что президент наконец-то станет президентом правых... А я-то по простоте душевной всегда считал, что уж если бельгийский король - по их политическому недомыслию, наверное, - есть "король всех бельгийцев", то уж наш российский президент - это уж точно президент всех россиян: и правых, и левых, и даже тех, кто постоянно и смело жмется к центру. Ан нет - только правых, оказывается. С чем себя и поздравляю. Дожил-таки... Мои соболезнования, "Медведи", "Всероссийские отечественники" и, кажется, уже примкнувшие к ним "яблочники" и "СПСисты". В будущее берем только "новых правых"! Аминь.

Вот бред-то, господа читатели. Простите ради Бога...

Честно скажу, собирался написать серьезную статью, а сбиваюсь, увы, на фельетонный стиль. Каюсь. Но материал-то какой!

Ну, с друзьями вроде бы покончили.

Перейдем к врагам. Без них нам никак нельзя.

Читаем: "Тезис "Никакой идеологии, кроме личной верности президенту" должен быть политически забыт и сохранен только для круга личных друзей Путина. От служащих требуется просто бюрократическая дисциплина и некоррумпированность - верность государству, а чиновники-предатели должны исключаться из корпорации государственных служащих. Путин обязан ясно сформулировать идеологию, которой он придерживается; действия показывают, что это - правая национал-либеральная идеология".

Емкое высказывание. Любить Путина отныне запрещается (слышите, "Идущие вместе"? Плакали ваши бесплатные билеты в кино и талоны на мороженое...). Чиновников-бюрократов - потенциальных врагов президента - под "колпак" государства. Предательству - бой! Вплоть до исключения из корпорации госслужащих. "Винтик" - он и есть "винтик". Знай свое место и следуй трамвайному закону: "не высовывайся!"

И, наконец, домашнее задание президенту: "Пора сформулировать идеологию, понимаешь!" Лучше национальную. Не государственную, не общественную, но, обратим внимание, - национальную. Ну, в крайнем случае - национал-либеральную. Все-таки движемся на Запад. Там ведь идеи по большинству гражданские, а значит, демократические, либеральные. Не оплошать бы...

Теперь, что называется, "гвоздь программы".

Кто бы мог подумать, но, оказывается, запатентованный самим президентом "тезис "об укреплении вертикали власти" должен быть скорректирован". Ибо "вне системы прочных правовых институтов чиновник так же политически ненадежен, как и обыватель".

Как все это понять, г-н Павловский?

Не вы ли еще совсем недавно с таким рвением сражались именно за "вертикаль власти", за подавление региональных лидеров - злокозненных "дембаронов", за разгон Совета Федерации? Не вы ли подвергали грубейшим издевательствам Березовского - едва ли не единственного из известных российских политиков, осмелившегося выступить против антиконституционных силовых действий президента? Не вы ли пугали россиян "частными армиями", "частными спецслужбами" "частных губернаторов"? Не вы ли призывали к "демонтажу" некоего надуманного вами теневого "Государства-2", которое должна безжалостно сокрушить "партия Путина"? Заметим - партия одного человека. Лидера. Вождя... А ведь я напомнил лишь об одной из ваших убойных публикаций - явно подстрекательской статье "Я пишу тебе в альбом..." в "Русском журнале" и в "Независимой газете" (2 июня 2000 г.).

Что же сейчас? Достойное уважения, хотя и запоздалое прозрение, признание своей неправоты? Или очередной циничный разворот на сто восемьдесят градусов в угоду заведомо конъюнктурным тактическим соображениям? Ведь нельзя же не понимать, что речь шла и идет о коренном преобразовании государственного строя и политической системы России. Хотя, конечно, к Конституции лучше вернуться поздно, чем никогда.

Но отвечать-то за двухлетний путь "не туда" кому-то надо?

Не так ли?

Кому?..

Еще один враг - "придворные партии - охвостье вчерашней борьбы, силы новой аппаратной дестабилизации". Любопытно. Известная формула "бей своих, чтобы чужие боялись..." или что-то еще более изощренное? Но, судя по всему, бить надо... Правда, теперь уже не региональных "дембаронов", а "частные теневые коалиции, за которыми стоит высшее федеральное чиновничество, спонсируемое банками". И опять та же страшилка в виде "нового теневого Государства-2", только "вместо передела собственности - борьба за внутриаппаратный передел власти". А "передел власти, - настаиваете вы, - прямая угроза Владимиру Путину, потому что запускает тот единственный российский процесс "оппозиции внутри аппарата власти", который всегда приводил к государственным катастрофам".

Судя по всему, предполагаются нешуточные "зачистки". Ведь, по мнению Павловского, "окружение президента засорилось, застоялось и становится замедлителем государственного развития... Такое положение придворных партий, разумеется, непрочно и подстрекает их искать способ закамуфлировать конфликт и перенести его на улицу... Самые опасные для государства экстремистские коалиции либо имели внутриаппаратных союзников, либо прямо инициировали из кабинетов власти".

Ничего себе... А мы-то думали, что уж кто-кто, но ближайшее окружение нашего президента только и ждет того, чтобы вытянуться во фрунт и с громким кличем "одобрямс!!!" наперегонки броситься выполнять высокие указания вождя...

Не тут-то было - под маской трусливых зайцев прячутся, как выяснилось, свирепые львы...

Будем бдительны, господа!

На пороге кой-какой переворот государственный, что ли?

Во всяком случае, президенту рекомендуется дополнить "нынешнюю временную стабилизацию" "кадровой консолидацией". Что это означает, правда, не совсем понятно, но, по мнению Павловского, "в следующие два года президенту придется провести чистку в собственном окружении". И хотя, продолжает Глеб Олегович, "при этом не должно быть никаких расправ", а "лозунг кадровой консолидации не означает разгрома кадров", время для этих самых "кадров" наступает тревожное, а страх, как известно, вряд ли способствует ощущению защищенности и проявлению самостоятельности и независимости суждений, не говоря уже об элементарном уважении человеческого достоинства.

После столь жесткого предупреждения наш гуманист считает необходимым утешить обеспокоенных: "Путин по характеру, - пишет он, - является именно тем человеком, который способен оставлять загнанному противнику достойный выход - разумеется, пока тот не перешел черту невозврата". Итак, вначале "загоним" (а то и "замочим") противника, а затем, возможно, предоставим ему "достойный выход". Чего же в самом деле опасаться при столь "определенных" критериях "загнанности" и "достойности выхода"?.. Ведь даже "борьба с влиянием Березовского, сегодня уже мнимым, - рассуждает Павловский, - превращается в популистский пароль на неправовое применение силы против произвольно избранных коммерческих и политических конкурентов". При всей невразумительности этого высказывания все же как-то обнадеживает тезис о недопустимости "неправового применения силы", сопровождающийся признанием о "произвольном избрании" политических противников... Более того, как утверждает Глеб Олегович, "победа Путина требует отказаться от шельмования вчерашних противников и поиска несуществующих ведьм", а Березовский, видите ли, вкупе с некой таинственной "кремлевской партией аппаратной дестабилизации", оказывается┘ "сам заинтересован в конфронтации...".

Дальше - больше. "Нужны реформы, а не аресты, которые углубят передел власти", - многозначительно предупреждает Павловский. Как можно с этим не согласиться? Но интересно все-таки, выражает ли Глеб Олегович свою собственную оригинальную, как всегда, точку зрения на гуманитарные проблемы взаимоотношений власти и личности или что-то действительно меняется на высших этажах властной иерархии...

Теперь о гражданском обществе.

Тема, что и говорить, животрепещущая. Вот какие советы по этому поводу даются президенту России: "Путин обязан ясно понять, что вопиющее ослабление власти было во многом, если не в основном обусловлено запредельным ослаблением российского общества... Путину недостаточно самому перейти к открытой политике - за два оставшихся года Путину необходимо приучить власть и общество к открытой политике".

Вашими бы устами, Глеб Олегович...

А вот и главная задача, по Павловскому: "Речь идет о... восстановлении приоритетного развития, структурирования и демократической консолидации общества как основы российского национального государства... Итак, не "вертикаль власти", а - конституционное партнерство общества и властей, то есть государствующий народ".

Все предельно ясно. Все, как говорится, стало на свои места: в представлении влиятельного кремлевского политтехнолога гражданское общество призвано обслуживать власть... Ему изначально уготована незавидная, просто унизительная роль - быть конституционным политическим потенциалом Путина... Иными словами - верно и покорно служить Вождю.

Даже не государству.

Даже не правящей партии, что, в общем, для россиян привычно.

Вождю...

Разумеется, под аккомпанемент демагогических причитаний о некоем, доселе нигде не виданном и не слыханном - ни в теории, на практике - "государствующем народе". Вот, оказывается, как просто можно трактовать конституционный тезис о народном суверенитете как основе демократического строя России. Вот как можно трактовать и суть гражданского общества, которое создается, по Павловскому, вовсе не на основе самодеятельности и инициативы народа, инициативы общественных объединений граждан "снизу", а исключительно "сверху", по воле доброго и просвещенного вождя или, скажем, насквозь заорганизованного властью Гражданского форума.

Между тем гражданское общество - это наиболее действенный и, по существу, единственный гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Единственный и надежный общественный фильтр, позволяющий корректировать действия властных структур на всех уровнях, противодействовать неограниченной узурпации власти.

Апофеоз всей политтехнологической активности, а значит, и доказательство ее полезности для власти - это, как утверждает Павловский, выигрыш "президентских выборов, которые будут объявлены 14 ноября 2003 года".

При этом, разумеется, наш главный политтехнолог исходит из буквально аксиоматичной, не требующей, по его мнению, никаких доказательств посылки: именно нынешний российский президент - это бесспорное благо для России во всех случаях, абсолютное Добро, одним словом, "наше все"...

Интересно, посчитает ли народ российский эту цель своим высшим приоритетом или все же осознает, что перед Россией стоят куда более сложные содержательные задачи, решение которых обеспечит народу хотя бы элементарно достойный уровень жизни и подлинную свободу собственного жизнетворчества?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1729
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1078
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
784
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1061

Другие новости