Многомесячные дебаты о том, нужны ли России заградительные пошлины на ввоз старых иномарок или нет, похоже, подходят к концу. В конце следующей недели должно состояться очередное заседание Федеральной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, на котором будет принято окончательное решение о введении новых ставок таможенных пошлин на подержанные автомобили. С определенной долей уверенности об исходе этого совещания можно говорить уже сегодня. Резкие безосновательные высказывания против введения новых пошлин на старые иномарки, появившиеся в прессе сразу после встречи автопроизводителей с президентом Путиным летом этого года, постепенно сошли на нет. Именно на той встрече директора отечественных автозаводов и специалисты профильных министерств и ведомств убедили президента в острой необходимости столь непопулярных мер.
Многие аналитики и простые граждане тогда расценили это событие как результат лоббирования со стороны автопромышленников, пытающихся расчистить рынок для своей продукции и создать для отечественных автозаводов "тепличные условия". Аргументы другого рода сводились к тому, что даже старая иномарка надежнее и качественнее отечественного автомобиля при прочих равных условиях. Мол, даже за тысячу или две тысячи долларов можно купить отличную импортную машину. Не правда ли, выглядит смешно?
Правда, в ходе более глубокого изучения проблемы большинство противников увеличения пошлин переменили свою позицию, основанную скорее на эмоциях, нежели на здравом смысле. Судите сами. В первом полугодии 2001 г. в Россию было ввезено почти 180 тыс. легковых автомобилей, более половины из которых - старше 7 лет. Именно такие машины, по данным специалистов, представляют наибольшую угрозу экологии и безопасности России. Дело в том, что большинство таких автомобилей не соответствуют современным нормам по токсичности выброса, да и ремонтируются кое-как из-за дороговизны оригинальных запчастей и сервисного обслуживания. Немаловажен и тот факт, что благодаря своей низкой стоимости такие машины составляют серьезную конкуренцию продукции отечественного автопрома. А если учесть, что объемы импорта старых иномарок постоянно растут, перед отечественными автозаводами встает перспектива резкого снижения объемов производства. Те, кто занят в автомобильной промышленности и в смежных с ней отраслях, в этом случае останутся без работы. Таким образом, судьба миллионов людей напрямую зависит от прихоти нескольких десятков тысяч маргинально настроенных любителей "автостарины".
Единое мнение по увеличению пошлин на старые иномарки сформировалось и среди чиновников, от которых зависит решение вопроса. Даже противники этих мер согласились с тем, что авторухлядь, срок службы которой перевалил за 7 лет, необходимо выделить в отдельную возрастную группу, к которой должны применяться "заградительные" ставки пошлин - 2 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя для моторов объемом до 2,5 л и 3 евро за "кубик" - для более вместительных двигателей. При этом для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет ставки пошлин предполагается увеличить незначительно - до 1,1 и 1,4 евро за "кубик" для двигателей объемом до 2,5 л и более 2,5 л соответственно. Это еще раз подчеркивает, что предлагаемые специалистами меры направлены исключительно на ограничение импорта в Россию отработавшего свое автомобильного хлама.
Если члены Федеральной комиссии на следующей неделе проголосуют наконец за введение новых пошлин, то уже к январю следующего года это решение, оформленное в постановление правительства РФ, скорее всего, вступит в силу. И не стоит по этому поводу переживать и стараться запастись импортными автомобилями впрок. Лучше обратиться к столь популярному в России западному опыту. Опыт этот говорит о том, что любой нормальный европеец не станет покупать подержанный автомобиль, если у него есть деньги на новую машину, пусть даже более низкого класса или качества. Ведь в этом случае он получает законное право на гарантийное обслуживание - инструмент цивилизованного рынка. Пора бы и нам приобщаться к цивилизации.