0
1106
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Американская трагедия и будущее человечества

Тэги: сша, теракт


Как и следовало ожидать, на теракт 11 сентября Америка отреагировала стереотипно. Военно-политические задачи решаются в рамках привычных для нее шаблонов поведения. Однако эти шаблоны уже изначально несут в себе потенциал глобальной дестабилизации. Дело в том, что конфликт разворачивается в совершенно иной системе координат, нежели та, к которой привыкли политики, а именно - в сфере столкновения мировоззрений, образов жизни.

Война без линии фронта

Главная трудность для Соединенных Штатов в этой войне - отсутствие линии фронта, расплывчатость целей. Разбомбить идеологию с самолетов невозможно. Со временем военная машина будет давать все больше и больше сбоев. Неэффективность широкомасштабных военных действий, поглощающих огромные средства и дающих обратные результаты, рано или поздно заставит американцев отказаться от избранных ими методов. Вслед за осознанием бесперспективности ведения войны придет время всерьез переосмыслить свое прошлое и задуматься над будущим. Тот факт, что в качестве целей террористы выбрали главные символы государственного, экономического и военно-политического могущества Америки, вызывает много вопросов, требующих глубокого анализа. Несомненно одно - через кровь и страдания человечество вступает в новую фазу своей истории. На смену идеологиям ушедшего столетия приходит новая парадигма. Мир начинает двигаться в сторону "третьего пути" развития. 11 сентября 2001 года начался отсчет новой эпохи и для США. Американский народ ждут, по всей видимости, большие перемены.

Новая альтернатива

В последние годы о серьезных недостатках американской модели развития говорилось много. Крупные ученые из разных стран не без основания отмечали, что модель эта, на протяжении десятилетий считавшаяся локомотивом прогресса, терпит крах. Из этого и проистекала наблюдавшаяся в последние годы агрессивность Соединенных Штатов в геополитике и геоэкономике. Такая ситуация вызывала тревогу даже среди самих американских аналитиков. Так, Збигнев Бжезинский, известный у нас больше как советолог и антикоммунист, а на Западе как ведущий теоретик развития, еще несколько лет назад писал, что современная постиндустриальная система унаследовала все черты общества потребления: вседозволенность, эгоизм и неспособность к моральному самоограничению. Это общество "рога изобилия", подчеркивал он, является ориентиром вовсе не стабильности, а дестабилизации и ведет не к миру, а к конфликту, не к удовлетворению, а к росту неудовлетворенности.

Обращу внимание на еще более важную мысль, высказанную в последнем обращении ушедшего от нас в прошлом году академика Никиты Николаевича Моисеева к коллегам. Она многое объясняет в сегодняшнем положении дел. По мнению этого крупного русского мыслителя, планетарный миропорядок, называемый PAX AMERICANA, рушится. "Вследствие этого мир надолго потерял стабильность, хотя это обстоятельство не всеми пока осознается. Но в отличие от того, что произошло с Советским Союзом, разрушение PAX AMERICANA происходит пока без видимых катаклизмов. Однако "под ковром" уже идет жестокая война, и исход ее неотвратим". К сожалению, эта скрытая война все же вырвалась на поверхность.

Глобальный кризис появился не после 11 сентября 2001 года. Мы уже жили в нем. Но с этой трагической даты его очертания стали более рельефными. Суть этого масштабного кризиса в том, что индустриально-потребительские модели развития, практиковавшиеся в ушедшем столетии по всей планете, в том числе и у нас, завели человечество в тупик. Выстроенные на технико-материалистической идеологии безграничного потребления, они ведут к исчерпанию последних соков земли, к производству ненужной, а то и просто вредной для человека продукции. В недрах этой идеологии родилась система ценностей, которая считается универсальной для всего человечества и очень часто навязывается другим народам насильственно. Накладываясь на матрицу устоявшихся веками социальных и хозяйственных отношений других народов, эта идеология зачастую тормозит общественное развитие, а то и порождает конфликты. В ходе грандиозных социально-экономических экспериментов резкой ломке подверглась традиционная культура, извечные человеческие ценности теряют смысл. Более того, впервые за всю историю нарушилась относительная гармония человека с окружающей средой. На мировой авансцене возникает главное противоречие нового времени - между разрушительной для человека и природы индустриальной (постиндустриальной) потребительской системой и новой идеологией развития, идеологией "третьего пути". На Западе новая альтернатива проявляется, например, в социал-демократическом, антиглобалистском и "зеленом" движениях, в мусульманском мире - в теориях "исламского государства". В мировом научном сообществе эту альтернативу именуют "устойчивым развитием", среди наших ученых - "эпохой ноосферы". Каждый идет к ней своим путем, и тенденция обращения к ней проявляется все отчетливее.

Время системных кризисов

Поскольку трагедия в США случилась в фазе нарастания деструктивных процессов планетарного характера, одними военно-политическими шагами желаемой цели не достичь. Борьба будет вестись с последствиями, но не с причинами, порождающими нестабильность и конфликты. А причины эти надо устранять, и чем быстрее, тем лучше. Необходимо прежде всего менять сложившееся положение, когда 20% населения Земли, живущих в богатых странах, потребляют 80% всех мировых ресурсов. В такой ситуации шансов на благополучие у бедных стран не остается. К тому же в развивающиеся страны в обмен на ресурсы закачиваются грязные технологии, ввозятся крайне опасные отходы.

Сегодня можно с уверенностью говорить о возникновении во многих ареалах планеты системных кризисов нового поколения, в основе которых лежат взаимоотношения общества и культуры с окружающим миром.

Подобные системные кризисы охватывают, в частности, подавляющую часть мусульманского мира, порождают лавину региональных конфликтов. Конфликты эти в последнее время все чаще вспыхивают из-за растущего дефицита водно-земельных, продовольственных и энергетических ресурсов. Мощные исламские движения появляются там, где жить становится тяжело не только в материальном, но и в духовно-психологическом плане, где творится насилие над природой и над самим человеком, его духовно-культурным миром. В традиционном сознании все эти беды обычно связываются с современной западной цивилизацией, и в первую очередь с ее символом - США.

Надо признать, что в этом есть своя правда, поскольку мусульманским народам пришлось крайне болезненно ощутить издержки индустриальной модернизации ХХ века. В аграрных и традиционных в своей основе обществах она сопровождалась игнорированием сложных природно-климатических условий и демографической ситуации. Индустриализация по западному образцу вступила в противоречие с исламским строем жизни. Все это в конечном итоге привело к разрушительным последствиям как для окружающей среды, так и для самих обществ, обернулось деградацией во многих сферах жизни. В мусульманском обществе обострилось ощущение творящейся в мире несправедливости. Процессы деградации в биосфере и социуме вызвали повышенный уровень конфликтогенности, социальной агрессивности, направленной вовне и вовнутрь.

Слово - за учеными

Мир раскололся на полюса в мировоззренческом плане. Для одних Соединенные Штаты олицетворяют прогресс, для других они символизируют разрушение мироздания. Выходить из такого конфликтного биполярного состояния придется прежде всего через фундаментальные внутренние перемены в самих развитых странах. В этой связи возникает потребность в социальном управлении рыночными механизмами, так что в будущем они уже не будут занимать доминирующего места в развитии общества.

Облик мира в нынешнем веке определят три глобальных фактора: рост населения, истощение невозобновимых природных ресурсов и деградация окружающей среды. В такой системе координат неизбежен вынужденный отказ от приоритета экономики над социальным развитием и экологией, что повлечет кардинальные изменения в способах производства и потребления. Соответственно усилится регулятивная деятельность государства, имеющая целью ужесточение контроля над потреблением и производством и даже сокращение их ради сохранения окружающей среды и предотвращения региональных конфликтов. Скорее всего модели либерально-демократического устройства с приоритетом личного над общественным сменятся социально ориентированными, уравновешивающими интересы личности и общества. При необходимости придется поступиться отдельными демократическими нормами и личными свободами в их нынешнем западном проявлении в пользу коллективных прав и обязанностей. Другая, не менее важная задача - содействие развивающимся государствам в новых технологиях (возможно, в обмен на сырье).

Рано или поздно постиндустриальный мир вынужден будет, как это ни трудно для него, перейти к более умеренному потреблению. Придется направлять огромные средства и интеллект в экономику бедных стран. В свою очередь, те вынуждены будут уходить от подрывающих их изнутри индустриально-сырьевых схем развития. Таков вкратце прогноз будущего, дающий нам шанс жить в мире с самими собой, природой и Творцом.

Другой вариант - продолжать двигаться по накатанным рельсам технократической цивилизации ХХ века, провозглашающей первостепенной целью материальный комфорт. Тогда идея безудержного экономического роста и производства максимального количества товаров будет, как и прежде, ломать гармонию жизни, разрушать культуру, разум, природу, что в конце концов вызовет планетарную катастрофу, с которой нынешние беды не сравнить. В таком случае встанет вопрос о выживании человека как вида. По прогнозам специалистов, времени для решения сложнейших глобальных проблем нам отведено не так уж много - 40-50 лет.

11 сентября 2001 года в США прозвучал набатный колокол для всего человечества. Сейчас политики слышат в основном голоса военных. Но прислушаться следует в первую очередь к мировому научному сообществу. За ним главное слово в ХХI веке. Передовая фундаментальная наука, занимающаяся проблемами устойчивого развития, уже давно вскрыла глубинные причины нынешних несчастий и обозначила принципиальные направления новой альтернативы. n

Азиз Ниязи - старший научный сотрудник отдела сравнительно-теоретических исследований Института востоковедения РАН, директор Института проблем развития Центральной Азии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1323
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
939
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1097
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1110

Другие новости