ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ баланса поставок электроэнергии на четвертый квартал в Сибирском регионе "Иркутскэнерго" удалось получить почти желаемое: из заявленных 2,4 млрд. кВт.ч федеральная энергетическая комиссия утвердила поставки в объеме 2,3 млрд.
Начиная с весны один из крупных продавцов на ФОРЭМе, обладатель самой дешевой в отрасли электроэнергии - "Иркутскэнерго" пыталось ежеквартально увеличивать поставки на оптовый рынок. Цена - бросовая: 10,96 копейки за кВт.ч. Однако в первом полугодии за счет искусственных ограничений иркутская энергосистема поставила за пределы региона лишь 37 млн. кВт.ч. Заметим, что во времена советской плановой экономики объемы поставок иркутской электроэнергии доходили до 13 млрд. кВт.ч в год. Однако уже к 1997 году объем перекачки на федеральный оптовый рынок сократился до 7 млрд., а по итогам прошлого года составил лишь 1,7 млрд. кВт.ч. Дешевая электроэнергия иркутской компании была "вымыта с рынка" благодаря слаженным действиям конкурирующих АО-энерго, которым в итоге удалось максимально загрузить свои мощности, как правило, тепловые электростанции, поставляющие на ФОРЭМ 1 кВт.ч по 40 копеек.
И только через 5 лет экономические власти страны обратили внимание на колоссальные ресурсы ОАО "Иркутскэнерго", которое получило доступ на внешний рынок. В следующем же году ОАО "Иркутскэнерго" планирует поставить на ФОРЭМ 6.4 млрд. кВт.ч и предлагает правительству значительно снизить цены на ФОРЭМе с действующего тарифа в 26 копеек до 14-15 копеек за счет увеличения поставок электроэнергии с ГЭС Ангарского каскада. В настоящий момент загрузка мощностей ГЭС компании составляет 65%, из них 58% - Братской ГЭС, 64% - Усть-Илимской ГЭС, 73% - Иркутской ГЭС.
Совершенно понятно желание менеджмента ОАО "Иркутскэнерго" увеличить сбыт продукции и повысить рентабельность энергокомпании, 40% акций которой принадлежат государству. Как заявил вчера первый заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии Вячеслав Овченков, увеличение загрузки генерирующих мощностей "Иркутскэнерго" с государственной точки зрения очень выгодно, но при этом возникает конфликт между государственными и региональными интересами.
Что выигрывает государство?
Мощности "Иркутскэнерго" позволяют вырабатывать до 4% от всего объема электроэнергии, генерируемой энергосистемой страны, а при рекордно низкой себестоимости своей продукции энергокомпания может значительно сократить цену электроэнергии на оптовом рынке. Энергоемкая промышленность Сибирского региона получит мощнейший стимул для развития, что в итоге повысит конкурентную способность многих отраслей экономики страны.
Низкий энерготариф позволит значительно снизить издержки производства, а соответственно, повлиять на темпы инфляции. Судя по публичным заявлениям руководителей Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, экономические власти уже полгода как признают, что инфляция носит не только монетарный характер, но значительно зависит от издержек производства и роста тарифов.
Увеличение поставок электроэнергии, генерируемой ГЭС "Иркутскэнерго", позволит значительно сократить расход топлива, сжигаемого ТЭС, а соответственно снизить стоимость мазута и угля на рынке, что чрезвычайно важно в условиях наступающей зимы. Кроме того, снижение цены на уголь позволит государству, дотирующему коммунальное хозяйство, значительно сократить расходы при выполнении своих социальных обязательств. И прежде всего это актуально в Приморье, на Камчатке, Сахалине, Кольском полуострове┘
Кто может пострадать?
Сибирские АО-энерго, тепловые станции которых сжигают миллионы тонн угля и мазута для генерации электроэнергии, поставляемой на ФОРЭМ, разумеется, не в восторге от иркутского энтузиазма, поскольку могут лишиться своей доли на ФОРЭМе. О чем власти этих регионов уже заявили. Однако реально пострадают интересы региональных угольных баронов, которые зарабатывают на спекулятивных увеличениях спроса на топливо и от деятельности которых и в РАО "ЕЭС" далеко не в восторге. Пострадают всевозможные посредники, работающие на взаимозачетах между бюджетами.
Что делать?
Разумеется, государство не может игнорировать ни здравый рыночный смысл, который сводится к тому, что необходимо максимально использовать ресурсы "Иркутскэнерго", ни проблемы, с которыми могут столкнуться соседние регионы. И федеральному Центру необходимо заново выстраивать "энергетические" отношения с регионами. Законы, которые готовит МЭРТ в рамках реформы электроэнергетики, вступят в силу нескоро, а проблема требует оперативного решения. Необходимы промежуточные варианты разрешения ситуации и договоренности, достижение которых без федерального Центра невозможно. К примеру, власти Иркутской области, как это было в советские времена, при максимальной загрузке своей энергосистемы, возможно, могли бы компенсировать соседним регионам потери от недополученной прибыли. К тому же многим АО-энерго при цене на ФОРЭМе в 14-15 копеек было бы выгоднее покупать электроэнергию на рынке, чем производить самим, поскольку себестоимость собственной генерации выше. К примеру, себестоимость кВт.ч, вырабатываемого ТЭС "Кузбассэнерго", порядка 16 копеек, а в "Новосибирскэнерго" около 24 копеек. Соответственно, при снижении затрат на производство АО-энерго смогли бы увеличить прибыль от продаж региональным потребителям. При этом местные бюджеты лишь увеличили бы поступления с налога на продажи. Плюс к этому экономия топлива, что в условиях сибирской зимы дорогого стоит┘