"ПРОБЛЕМА 2003 года" - не изобретение досужих политиков. Энергетический кризис - это лишь предвестие вступления страны в стадию жестких, тотальных ресурсных ограничений. Сегодня потребность реального сектора в средствах на замену оборудования, исчерпавшего не только моральные, но во многом и физические сроки эксплуатации, многократно превышает внешний долг страны.
НАРАСТАЮЩИЙ КОМ ПРОБЛЕМ
Истощенные более чем за 10 лет инвестиционной паузы резервы требуют возмещения. На этом общем фоне энергетиками было принято решение о повышении тарифов. Хотя реальная необходимость этого далеко не очевидна, тем не менее начиная с мая прошлого года тарифы на электроэнергию повышались трижды. При этом принципиальных изменений в экономическом положении отрасли не произошло. Но руководители РАО "ЕЭС России" считают, что тарифы выросли недостаточно, и сегодня требуют не только нового их повышения, но уже и права на "свободное" ценообразование для части объемов электроэнергии. И это несмотря на то что маятник экономического благополучия пошел резко вниз. В наибольшей степени от роста тарифов пострадала черная и цветная металлургия. Поскольку в этих отраслях велик удельный вес затрат на энергию и перевозку сырья, повышение тарифов привело к снижению прибыли, которая составила соответственно 57 и 63% от уровня первого полугодия прошлого года.
В дополнение к росту тарифов на энергию фактически началась реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве, сроки осуществления которой, как выяснилось, оказались нереальны. Греф был вынужден признать, что повысить долю коммунальных услуг, оплачиваемых населением, вряд ли удастся. Причина все та же. Хотя население уже стало платить за жилье и отопление гораздо больше, но из-за роста цен на энергию затраты в этой энергоемкой сфере тоже стремительно повышаются. Увеличившиеся темпы инфляции обеспокоили президента, и он потребовал принять меры...
Что бы сейчас ни говорили аналитики об увеличении денежной массы, но основная причина ускорения роста цен - в повышении их на товары и услуги естественных монополий.
ДАМОКЛОВ МЕЧ
Прошлая зима обнажила энергетические проблемы в наиболее уязвимых регионах страны и помогла Чубайсу захватить инициативу. В мае правительство принимает постановление, в котором наряду с жесткими требованиями к поставщикам топлива для РАО "ЕЭС России" предусматривалось повышение тарифов на электроэнергию для компенсации затрат, включая расходы на восстановление сожженных резервов топлива. Развивая успех, руководители энергомонополии добиваются принятия своего варианта реформирования энергетики. О силе нажима можно судить по составу противников принятого решения.
Однако обратимся к экономическим реалиям. Когда три года назад масштабная девальвация рубля нанесла сильнейший удар по внутреннему рынку страны, правительство Примакова смогло предотвратить катастрофу во многом благодаря замораживанию тарифов на энергию и грузовые перевозки. Это позволило реальному сектору справиться с самой острой фазой финансового кризиса.
Таким образом, положительный опыт в регулировании цен на энергию с целью сохранения жизнеспособности экономики имеется. Но сегодня ситуация осложняется прямым шантажом со стороны энергетических монополий, требующих повышения тарифов, но пока радикально не решающих инвестиционных проблем своих отраслей. Никто не связал этот факт с длительными отключениями электроэнергии, которой не хватало и для замерзающего населения, и для промышленности.
Премьер Михаил Касьянов распорядился принять необходимые меры по сохранению до конца года тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на экономически обоснованном уровне, не стимулирующем рост инфляции. Таким образом премьер дал понять, что правительство не согласно с тем, чтобы монополисты решали свои проблемы преимущественно за счет потребителей. Теперь осталось выяснить, устоит ли правительство и его глава под закулисным напором руководителей энергетической монополии.
В стране нарастает гигантский ком проблем, связанный с фактическим отсутствием у правительства сколько-нибудь ясной политики в области цен и доходов. Если оно не начнет всерьез наводить порядок в хозяйственном законодательстве и не вернет себе право реально решать проблемы в данной стратегической сфере, этот ком сомнет его, порождая еще больший хаос и социальную сумятицу в и без того погрязшей в неразберихе стране.