АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества.
Настоящее исследование проводилось по итогам сентября текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "КоммерсантЪ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, С.Яковлев - "КоммерсантЪ-деньги", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (М.Делягин - Институт проблем глобализации, В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину "лидер групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это первые лица коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело использует их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов тех или иных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования у представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Результаты настоящего исследования показали заметное увеличение рейтинга главы "Газпрома" Алексея Миллера. К его аппаратному успеху в сентябре наблюдатели относят то, что Федеральная энергетическая комиссия внесла в правительство предложение повысить тарифы на газ. Кроме того, Миллеру удалось убедить президента Владимира Путина в необходимости отложить реформирование "Газпрома" как минимум на год - на период после инвентаризации активов компании. Путин также одобрил предложения по либерализации рынка акций "Газпрома", подготовленные рабочей группой под руководством первого заместителя главы администрации президента Дмитрия Медведева, что привело к улучшению позиций последнего.
С завершением интриги вокруг реформирования банковской системы, очевидно, связано возрастание рейтинга главы Центробанка Виктора Геращенко и уменьшение "веса" Александра Мамута, возглавлявшего в сентябре совет директоров МДМ-банка. Дело в том, что последний лоббировал радикальный проект реформы, однако правительство одобрило "Стратегию развития банковской системы России", которая оказалась гораздо ближе к концепции Центробанка. По-видимому, это привело также к ухудшению позиций Аркадия Вольского, поскольку возглавляемый им Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил и "продвигал" проект Мамута.
Рост рейтинга главы "Сибала" Олега Дерипаски мог стать следствием сообщений ряда СМИ о покупке холдингом крупных пакетов акций Автобанка, "Ингосстраха" и "Носта". Очевидно, что для подобных стратегических приобретений требуется не только финансовый, но и лоббистский ресурс.
В этой же номинации обращает на себя внимание положительная динамика рейтинга двух министров - путей сообщения Николая Аксененко и энергетики Игоря Юсуфова. Причиной улучшения позиций первого может быть заявление вице-премьера Виктора Христенко, возглавляющего правительственную комиссию по тарифной политике на железнодорожном транспорте, что кабинет примет решение о реструктуризации задолженности МПС в федеральный бюджет в размере 25 млрд. руб., при этом пени и штрафы будут списаны. Юсуфов "заработал очки" на сессии ОПЕК в Вене. Во-первых, глава Минэнерго отстоял право России оставаться в этой организации наблюдателем; во-вторых, на неофициальных встречах ему удалось убедить ключевых министров нефти государств ОПЕК в необходимости сохранения ценового коридора.
В "региональной" номинации возросли рейтинги президента Северной Осетии Александра Дзасохова и новгородского губернатора Михаила Прусака. Первый стал единственным региональным лидером, избранным в совет директоров ОРТ. Второй возглавил Демократическую партию России, которая, как полагают некоторые эксперты, пользуется поддержкой Кремля.
Позиции губернатора Красноярского края Александра Лебедя, наоборот, ухудшились. По-видимому, это связано с тем, что депутаты Законодательного собрания края утвердили Владимира Демидова в должности краевого прокурора, тогда как Лебедь ранее отказался поддержать его кандидатуру. Также понизился рейтинг у губернатора Орловской области, председателя Совета Федерации Егора Строева. Велика вероятность того, что по инициативе влиятельной группы "Федерация" скоро будет принят проект регламента, лишающий спикера значительной части полномочий, которые перейдут к совету палаты. Так как у Строева есть неплохие шансы сохранить пост председателя СФ, новый регламент ему крайне невыгоден.
В номинации "профессионалов" лидерство вернул министр экономического развития и торговли Герман Греф. Его заметным аппаратным успехом в сентябре стало то, что он возглавил межведомственную комиссию, которая будет заниматься федеральной целевой программой "Электронная Россия". Эта программа направлена на широкое внедрение интернет-технологий, ее бюджет составит примерно 80 млрд. руб. Любопытно, что на пост председателя комиссии претендовал также министр связи Леонид Рейман.
В сентябре усилилась конкуренция среди аграрного лобби. Виктор Семенов, бывший член Центрального совета Аграрной партии России, предпринимает шаги для создания политической структуры аграрной направленности на основе союза "Отечества" и "Единства". Это могло стать причиной снижения рейтинга лидера АПР Михаила Лапшина, который покинул список ведущих лоббистов.
|
Ф.И.О. |
Данные за |
|
сентябрь 2001 г. |
август 2001 г. |
||
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,15 |
4,12 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО ЕЭС России ) |
4,12 |
4,08 |
3 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,10 |
4,00 |
4 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,08 |
4,05 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК Система ) |
4,00 |
4,02 |
Очень сильная эффективность |
|||
6 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,91 |
4,02 |
7 |
Алекперов В.Ю. ( ЛУКОЙЛ ) |
3,87 |
3,81 |
8 |
Дерипаска О.В. ( Сибирский алюминий , Русский алюминий ) |
3,85 |
3,75 |
9 |
Фридман М.М. (холдинг Альфа групп ) |
3,83 |
3,90 |
10 |
Миллер А.Б. ( Газпром ) |
3,81 |
3,67 |
11 |
Потанин В.О. (группа Интеррос ) |
3,76 |
3,71 |
12 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,72 |
3,69 |
13 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,57 |
3,53 |
14-15 |
Вайншток С.М. ( Транснефть ) |
3,28 |
3,17 |
14-15 |
Каданников В.В. (АвтоВАЗ) |
3,28 |
3,57 |
16 |
Гуцериев М.С. ( Славнефть ) |
3,12 |
3,10 |
17 |
Прохоров М.Д. (ГМК Норильский никель ) |
3,07 |
2,99 |
18 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания Новые программы и концепции ) |
3,04 |
2,96 |
19 |
Аксененко Н.Е. (Министерство путей сообщения) |
3,03 |
2,94 |
Сильная эффективность |
|||
20 |
Столяренко В.М. (АКБ Еврофинанс ) |
2,96 |
2,93 |
21 |
Юсуфов И.Х. (Минэнерго) |
2,95 |
2,86 |
22 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,91 |
2,88 |
23-24 |
Окулов В.М. ( Аэрофлот Российские авиалинии ) |
2,85 |
2,96 |
23-24 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,85 |
2,85 |
25 |
Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) |
2,82 |
2,70 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,48 |
3,45 |
|
Ф.И.О. |
Данные за |
|
сентябрь 2001 г. |
август 2001 г. |
||
1 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,52 |
4,57 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,48 |
4,43 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,32 |
4,37 |
4 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
4,14 |
4,02 |
Очень сильная эффективность |
|||
5 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
3,93 |
4,04 |
6 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия Алания) |
3,92 |
3,82 |
7 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,90 |
3,96 |
8 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,87 |
3,98 |
9-10 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,71 |
3,67 |
9-10 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,71 |
3,93 |
11 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,70 |
3,67 |
12 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
3,67 |
3,64 |
13 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
3,59 |
3,51 |
14 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,56 |
3,62 |
15 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,42 |
3,33 |
Сильная эффективность |
|||
16-17 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,83 |
2,74 |
16-17 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,83 |
2,58 |
18 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,77 |
2,74 |
19 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,61 |
2,55 |
20 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
2,52 |
2,61 |
21 |
Катанандов С.Л. (Республика Карелия) |
2,42 |
2,37 |
22 |
Кадыров А. (Чеченская Республика) |
2,38 |
2,41 |
23-24 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,34 |
2,37 |
23-24 |
Чуб В.Ф. (Ростовская область) |
2,34 |
2,25 |
25 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) |
2,28 |
2,32 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,35 |
3,34 |
|
Ф.И.О. |
Данные за |
|
сентябрь 2001 г. |
август 2001 г. |
||
1 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,57 |
4,48 |
2 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,47 |
4,51 |
3 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,40 |
4,35 |
4 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,35 |
4,35 |
5 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,15 |
4,12 |
6 |
Клебанов И.И. (федеральное правительство) |
4,10 |
4,08 |
Очень сильная эффективность |
|||
7-8 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
3,85 |
3,69 |
7-8 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
3,85 |
3,93 |
9 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
3,83 |
3,96 |
10 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
3,76 |
3,71 |
11 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,63 |
3,60 |
12-13 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы) |
3,55 |
3,51 |
12-13 |
Федун Л.А. ( ЛУКОЙЛ ) |
3,55 |
3,60 |
14 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
3,23 |
3,15 |
15 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
3,21 |
3,57 |
16 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,12 |
3,10 |
17 |
Зеленин Д.В. (Ассоциация менеджеров, Норильский никель ) |
3,06 |
3,08 |
Сильная эффективность |
|||
18 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,91 |
2,97 |
19 |
Невзлин Л.Б. (Российский еврейский конгресс) |
2,87 |
3,05 |
20 |
Котенков А.А. (представитель президента РФ в Госдуме) |
2,77 |
2,70 |
21 |
Егоров С.Е. (Ассоциация российских банков) |
2,68 |
2,60 |
22 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
2,65 |
2,91 |
23 |
Кулик Г.В. (депутат Госдумы) |
2,62 |
2,51 |
24 |
Сосковец О.Н. (Ассоциация финансово-промышленных групп России) |
2,58 |
2,63 |
25 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков, РСПП) |
2,55 |
2,77 |
Средняя эффективность |
|||
Средний рейтинг |
3,45 |
3,48 |