СЕГОДНЯ, 25 сентября, от нефтеналивного терминала Шесхарис в Новороссийске отойдет первый танкер с нефтью, доставленной в этот черноморский порт по новому нефтепроводу Суходольная-Родионовская. Как сообщили "НГ" в пресс-службе "Транснефти", в торжественной церемонии, посвященной этому событию, примет участие вице-премьер Виктор Христенко. На днях со значительным опережением графика началось заполнение этой трубы сырьем. Нефтепровод построен "Транснефтью" за счет собственных средств и долгосрочного инвестиционного кредита, взятого в Сбербанке России.
Новый трубопровод, строительство которого началось в марте нынешнего года, близок к полному вводу в эксплуатацию. Начало его работы кардинально изменит ситуацию с прокачкой российской нефти на западном направлении. Суходольная-Родионовская - еще один шаг России по снижению транзитной зависимости страны от сопредельных государств.
Украинские транзитные тарифы на прокачку российской нефти, действующие в направлениях на Новороссийск (2,35 долл.) и на Одессу (4,90 долл.), в расчете за тонну на 100 км намного выше, чем внутрироссийские. Кроме того, Украина - единственная страна, до сих пор не присоединившаяся к средневзвешенным европейским тарифам на проектируемом нефтепроводе Дружба-Адрия, который должен вывести российскую нефть к порту Омишаль на Адриатике.
Переговорный процесс, направленный на снижение украинских транзитных тарифов, шел несколько лет. В нем принимали участие высшие российские и украинские чиновники и даже президенты обеих стран. Однако позиция Украины осталась неизменной. Осенью 2000 г. государственная компания "Транснефть" подготовила всю проектно-сметную документацию по участку Суходольная-Родионовская, гарантирующему транспортировку российской нефти в обход Украины. А работы начались сразу после принятия в начале этого года президентом Путиным политического решения о строительстве нефтепровода.
Участок магистрального нефтепровода на Новороссийск Суходольная-Родионовская - это труба длиной 254 км и диаметром 1020 мм. Тариф на транспортировку нефти по этому участку, по предварительным расчетам, составит 1,2 долл. за тонну в период окупаемости проекта и 0,5 долл. за тонну после достижения окупаемости. Это более чем в 4 раза дешевле маршрута до Новороссийска через территорию Украины.
Кроме собственно нефтепровода, построены две перекачивающих станции. Нормативный срок сооружения участка - полтора года, однако опыт реконструкции нефтепровода Баку-Новороссийск, в ходе которой был сооружен новый участок в обход Чечни, позволил "Транснефти" сильно сократить его.
Новый трубопровод, который минует территорию Украины, не только короче существующего, но и построен на прогрессивной технологической основе. По мнению специалистов "Транснефти", применение новейших средств автоматики, телемеханики и информационных систем позволяет гарантировать надежность и безопасность. Поставщиками нефти для новой ветки стали крупнейшие российские нефтяные компании, добывающие сырье в поволжском регионе.
Как публично заявил глава "Транснефти" Семен Вайншток, Россия не будет отказываться от эксплуатации нового трубопровода, даже если Украина радикально понизит действующий тариф на прокачку российской нефти. "Транснефть" создала систему гарантий поставок сырья нефтяными компаниями, которая должна исключить обратную переориентацию нефтяников на украинский маршрут. Вторая очередь нефтепровода строиться не будет: мощностей первой должно быть достаточно. В "Транснефти" надеются, что к концу ноября загрузка трубы Суходольная-Родионовская составит уже не проектные 26 млн., а 28 млн. тонн нефти.