С ног на голову переворачивает менеджмент РАО "ЕЭС России" ситуацию с созданием Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии (АТС), пытаясь выставить себя то в качестве поборников свободного рынка электроэнергии, то как беззаветных борцов за надежную работу энергохозяйства страны (чтоб у бабушек свет в квартирах не гас). При этом главным аргументом выдвигают то, что это, мол, они выдвинули концепцию реформ, а теперь им мешают┘
Но мы еще помним энергетический кризис в Приморье, когда тот же менеджмент энергомонополии открестился от ответственности за происходящее (во всем, говорили нам, виноваты нерадивые местные чиновники), хотя никто менеджеров РАО от ответственности не освобождал, а убытки Приморье понесло огромные. Поэтому верить в многословные обещания о том, что они обязательно соблюдут справедливость при создании нового оптового рынка электроэнергии, оставаясь при этом монополистами с теми же монопольными интересами максимизации прибыли любыми средствами, означает быть простачком и развязать руки группировке менеджеров, жаждущей прибрать к рукам финансовые потоки в электроэнергетике.
Больше всего РАО боится того, что придется на равных конкурировать с независимыми энергопроизводителями. Если на новой торговой площадке будет независимым от РАО образом формироваться цена на электричество, если конкуренты будут предлагать потребителю электричество с низкой себестоимостью, если потребитель сможет без посредников, то есть АО-энерго, выходить на производителя, то РАО придется всерьез заняться своим производством. Нужно будет снижать себестоимость выработки, уменьшать топливные траты, исключить нецелевое использование средств энергетики (покупка телеканалов, доходных домов и т.п.). Нужно будет отказаться от активного участия в будущей президентской гонке, а все это не входит в планы нынешнего менеджмента РАО "ЕЭС России".
Сегодня в электроэнергетической отрасли, кроме РАО "ЕЭС России", нет и на ближайшие 30 лет не предвидится ни одного монополиста ни в производстве, ни в оптовой закупке электроэнергии. Но менеджмент РАО огульно обвиняет своих оппонентов в стремлении к монопольному влиянию в АТС. Между тем само РАО пытается сорвать принятие концепции АТС с ограничением доли участия любого субъекта рынка (вместе с аффилированными лицами) на уровне 25%. Члены правления РАО наперебой говорят, что они отказываются от доминирования, и тут же требуют себе долю голосов в учредительном собрании АТС не меньше 50%. Если учесть, что в оставшихся пятидесяти процентах как минимум половина учредителей зависит от РАО, то как можно говорить об отказе от монополии? И если большая часть голосов учредителей будет принадлежать РАО, т.е. оно будет монопольно заправлять работой АТС, изначально задуманного правительством как независимого биржевого института по торговле электроэнергией, то свободный рынок электричества в стране умрет, еще не родившись. Это мертворожденное дитя будет точной копией нынешнего ФОРЭМ, на котором 80% акций принадлежит РАО "ЕЭС России", только название будет другое, и у РАО появится возможность говорить: вот видите, новый независимый администратор работает так, как мы и говорили до реформы. И будет продолжаться дискриминация в отношении независимых производителей с их дешевой электроэнергией, будет расти задолженность по оплате за их товарную продукцию, потребитель вынужден будет заключать договоры по оплате не с тем, с кем найдет нужным, а с тем, кого укажет РАО "ЕЭС России", фактический "хозяин" АТС. И будет резкий рост тарифов на электроэнергию для потребителей - в несколько раз за ближайшие два-три года.
РАО использует скрытую угрозу в адрес тех, кто все-таки решится и сможет создать независимого администратора электроэнергии. Менеджеры говорят, что при ином раскладе голосов учредителей могут случиться "перебои в энергоснабжении при проведении реформ". Буквально так высказался в "Новой газете" член правления РАО Вячеслав Синюгин. Что это означает? А то, что если не пройдет вариант РАО, то полностью подконтрольные ему системный оператор (нынешнее ЦДУ "ЕЭС России") и федеральная сетевая компания "организуют" такие перебои. Они просто будут бойкотировать транспорт электроэнергии от независимого производителя к независимому потребителю. Никто не сможет заставить их делать это - ведь они не будут членами АТС, а остальным будут говорить: у нас нет возможности это делать, вы сами договаривались, сами и транспортируйте, хоть в вагонах возите электричество. Да еще создадут пару приморских кризисов для острастки "независимых" и государства. И тогда уже государству будет не до разбирательств, и оно послушает менеджмент РАО и прикажет всем независимым подчиниться воле РАО, уступить монопольным притязаниям.
Вообще позиция правительства по этому вопросу выглядит, мягко говоря, странной. Вместо того чтобы создавать благоприятные условия для свободной конкуренции на рынке электроэнергии, государство делает все, чтобы свободной конкуренции не было. Оно отдало на откуп получастному РАО сетевую компанию. Никак не прописан механизм, как она будет возвращаться государству и когда, зато до мельчайших деталей определены условия ухода государства от контроля за этой стратегической инфраструктурой. Полностью частным становится и системный оператор, аналог ЦДУ. Его роль тоже монопольна, и кто владеет системным оператором, тот владеет рынком. И системным оператором, и федеральной сетевой компанией владеет РАО - значит, РАО владеет и будет владеть рынком. Теперь на откуп частным менеджерам отдают Администратора торговой системы - последний островок надежды для независимых производителей и покупателей. Это означает для них тотальное крепостничество, абсолютный диктат воли менеджмента РАО в электроэнергетике. А воля у него проста, и ее он не скрывает - повышать стоимость электроэнергии для получения сверхприбылей и установления влияния на большинство сфер российского общества. Это секрет полишинеля, и куда смотрят Христенко и Греф, а вместе с ними и Касьянов, которые поставлены отвечать за правильное реформирование этой отрасли, - неизвестно.
Менеджеры РАО приводят еще один аргумент в пользу закрепления своего доминирующего положения в электроэнергетике. Он по-детски наивен, но они считают его "непобиваемым". Это мы придумали реструктуризацию энергетики, говорят менеджеры РАО, почему же кто-то может нас оттеснить от реформирования, хоть мы и делаем все так, как написано даже в плохом варианте концепции, в который не вошли предложения группы Кресса и Илларионова, и именно с нас потом спросят государство и потомки? Но мы уже видели, какую ответственность менеджмент РАО понес за создание кризиса в Приморье, за постоянную дискриминацию независимых производителей, за диспетчерские ограничения, за ликвидацию свободного доступа к сетям, за неисполнение поручений президента. Никто не понес никакого наказания.
Если РАО с самого начала либеральных рыночных реформ отказалось от либеральных рыночных реформ, проводит политику закрепления своего монополизма, политику препятствования конкурентам, в разы и десятки раз менее мощным, чем они, то как можно дальше позволять менеджменту РАО создавать крепостную систему в электроэнергетике? Ведь если они реализуют свои планы, то свободному ценообразованию на электроэнергию придет конец. Зачем могильщику рыночных отношений давать индульгенцию за будущие грехи и заодно полномочия на совершение этих грехов? Сейчас всем без исключения потребителям электроэнергии (имеются в виду конечные потребители, а не посредники - АО-энерго, являющиеся дочерними структурами РАО) ясно, что РАО пытается законсервировать под новой вывеской существующие отношения в электроэнергетике, которые сами менеджеры РАО называют изжившими себя. Теперь эти отношения закрепятся навсегда, поскольку электроэнергетика станет принадлежать частной компании, а, согласно нашему закону, частная собственность священна, и государство никак не сможет воздействовать на энергохолдинг-монополист, пусть даже он устроит в стране десять приморских кризисов.
Теперь Виктору Христенко есть над чем подумать до заседания правительства, на котором будет рассматриваться вопрос создания АТС. По тому, каким будет его решение, мы узнаем, как он собирается делать реформу электроэнергетики.