СЕЙЧАС, после террористических взрывов, в США должны прежде всего очень серьезно поработать головой, а затем уже демонстрировать свои мускулы, о которых и так все знают. При нанесении "ударов возмездия" надо подумать и о том, какие акты терроризма могут последовать за этими ударами. Колоссальные жертвы должны быть, безусловно, отомщены, но так, чтобы возмездие настигло реальных виновников этого преступления, а не "шестерок", не говоря уже о невиновных людях.
Неизбежно возникает вопрос о том, что следует сделать США для того, чтобы исключить подобные атаки в будущем. Проблема здесь не только в том, что делать США, но и в том, что делать всему международному сообществу, что должна делать Россия в такой ситуации - помимо принятия своих собственных, внутренних мер безопасности. Мы не можем позволить себе такой роскоши, чтобы все это было в руках США. Не можем не только по гуманитарным, но и по сугубо прагматическим соображениям, исходя из наших кровных российских интересов. Угроза настолько серьезна, что данная тема выходит далеко за пределы того, что может и должна делать одна, пусть даже самая могущественная в военном и экономическом отношении страна. Сам факт этих чудовищных терактов говорит о том, что имеющиеся в США механизмы не адекватны масштабам проблемы. При этом в американской политической и экономической элите имеется достаточное понимание глубины социально-экономических, психологических факторов, которые порождают терроризм, потрясающий весь современный миропорядок.
Я считаю, что Россия должна в данном вопросе занять инициативную позицию. В том числе - может быть, совместно с КНР - предложить немедленно провести встречу на высшем уровне постоянных членов Совета Безопасности ООН, где начать выработку как конкретных мер по борьбе с терроризмом, так и предложить ряд шагов по пересмотру действующего миропорядка - наподобие того, как сделали отцы-основатели ООН в 40-е гг.
К сожалению, в будущем теракты подобного рода могут повториться, и даже в еще больших масштабах, особенно если будет применено бактериологическое или химическое оружие, - достаточно вспомнить о действиях секты "АУМ Синрике" в Токио. Наиболее вероятной целью остаются США, однако многие другие страны тоже могут оказаться в числе целей.
Поэтому помимо инициативы в Совете Безопасности ООН мы должны сейчас принять ряд экстренных мер у себя дома. Среди них: резкое, многократное повышение денежного довольствия всем, кто связан с борьбой с терроризмом в правоохранительных органах и в Вооруженных силах, - прежде всего в ФСБ, а также в МВД, ФПС, СВР, ФАПСИ, ГРУ и др. Кроме этого - наращивание технической оснащенности правоохранительных органов. Требуется и серьезный анализ действующих межведомственных механизмов управления борьбой с терроризмом, в том числе с учетом печального опыта США. Но принципиально важно - и я уже неоднократно ставил этот вопрос, - чтобы борьбой с терроризмом занимались не только специалисты и Генпрокуратура, а прежде всего государственный орган политического управления, подобный тому, с которым мне довелось ознакомиться в свое время в ходе официального визита в Израиль. Такой орган должен, в частности, координировать работу спецслужб.