ПОРАЖАЕТ разительное несоответствие между вселенским масштабом нью-йоркской катастрофы и узостью, бедностью вызванных ею мыслей и выводов. И в этом, наверное, коренной порок культуры СNN, культуры политического шоу. Человек не видит разницы между реальной жизнью и театрализованным представлением. Интерес к зрелищу, красоте апокалипсического взрыва, даже если этот взрыв является реальностью, не только подавляет чувство сострадания беде ближнего, но и замораживает мысль. Впрочем, уже Дидро заметил, что на расстоянии ужас смерти - это уже не ужас.
Понятно, что политики на то и политики, чтобы извлечь из всего, даже из беды, максимум выгоды. Но поражает какое-то окостенение мыслей и чувств нашего интеллектуального сообщества. Ничего, кроме банальных рассуждений о бескомпромиссной борьбе Юга и Севера и напрашивающихся само собой призывов к объединению всех в борьбе с угрозой терроризма. Не обошлось и без призывов к "джихаду" против "исламского средневековья".
И только Владимир Познер в первые же часы после трагедии отважился сказать самую главную и грустную правду, сказать, что ньюйоркцы, мирные граждане Америки стали жертвами внешней политики своего государства, что бомбы, упавшие на Багдад и Белград, теперь взорвались в самом сердце его родного города. Он подошел к самой главной проблеме современности: к пониманию того, что тотальная борьба американской администрации за "свободу во всем мире", за "выборы по-американски" оборачивается тотальным антиамериканизмом, борьбой против своего собственного народа, против всей христианской цивилизации. Один шаг остался до понимания того, что истоки нынешнего мусульманского терроризма лежат не в психологии его носителей, а прежде всего в нетерпимости и амбициозности устроителей "нового мирового порядка". Мусульмане часто становятся врагами христиан только потому, что современный Запад забыл о Христе. Если вы изо дня в день говорите людям, что они - нелюди, что они - неполноценные только потому, что они хотят жить и любить по-своему, если вы наказываете их бомбами за верность своим традициям, то тогда они в конце концов перестанут вас принимать за людей и ценить ваши жизни.
Это неправда, что терроризм не имеет национальности, не имеет своего лица. Терроризм терроризму рознь. Терроризм левых маргиналов (к примеру, "красных бригад"), заставляющий обратить на себя внимание убийством своих сограждан, куда менее опасен, чем терроризм фанатиков, борющихся, как им кажется, с посягательствами на их цивилизацию.
И здесь Владимир Познер опять прав: какой должна была быть у этих людей, кто направлял самолеты на небоскребы Манхэттена, ненависть к Америке, чтобы полностью атрофировать у них инстинкт самосохранения, чтобы жажда мести стала сильнее жажды жизни!
Конечно, человек знает только то, что видит, но трагедия состоит в том, что в эти страшные дни мы боимся сказать вслух о том, что уже вопиет о себе. Конечно же, никакое общество не способствует так успеху терроризма и террористических акций, как открытое и демократическое. И не надо обвинять спецслужбы США, что они проспали подготовку такой масштабной террористической операции. В обществе свободного передвижения людей, капиталов, где правит рынок, вообще невозможно проследить целиком за действиями и замыслами его сограждан. В тоталитарных обществах куда меньше возможностей для террористических акций, чем в современных развитых странах Запада. Выбирая демократию, мы выбираем возможность использования свободы действий и против самого общества. И чем выше технический уровень цивилизации, тем больше возможностей для ужесточения террористических акций. Хотя все же нельзя оправдать поразительную беспечность американцев. Не надо было много ума и сообразительности, чтобы увидеть, что система безопасности полетов в США на внутренних линиях никак не соответствуют реалиям и угрозам современного мира.
Но проблема состоит в том, что США намного больше, чем страны старой Европы, беззащитны перед терроризмом. Америка, которой поклоняется современный мир, является наименее интегрированной страной современного Запада. Она была и остается собранием конкурирующих, а иногда даже открыто враждующих между собой национальных общин. Вражда между Севером и Югом проходит через каждый город Америки. Нигде это не видно так явственно, как в Вашингтоне. Трагедия и уязвимость США еще и в том, что федеральное правительство просто не в состоянии учитывать в равной степени интересы разных и по численности, и по значимости национальных общин. Кстати, очевидно, что мусульманский терроризм носит не только экспортный характер, он может питаться и внутренними соками. Нельзя называть благополучной и стабильной страну, где лидер американских мусульман африканского происхождения может собрать на свой митинг миллион своих поклонников и часами произносить антисемитские речи, призывая к тотальной борьбе с "масонской Америкой". Тот, кому довелось слышать эту речь Фарахана осенью 1995 г. перед скоплением миллиона людей, дышащих ненавистью к своей собственной стране, подсознательно уже был готов к той вселенской катастрофе, которую мы наблюдали 11 сентября.
Американцы, несмотря на свою военную мощь, на свои несметные богатства, никак не могут быть гарантом, тем более единственным, современной цивилизации. Если они оказались беззащитными перед десятком террористов, которые смогли за несколько часов ввергнуть страну в хаос, то вряд ли они могут сами обеспечить устойчивость и безопасность всей современной цивилизации. Вот главный вывод, который напрашивается из всей этой трагедии. Неправда, что после 11 сентября человечество перешло в новое измерение мыслей и чувств. Сам тот факт, что ответом на эту катастрофу является все та же идея "возмездия" и "устрашения", что все свелось к поиску той страны, на которую можно сейчас обрушить бомбовые удары, к выяснению того, сколько стран будут бомбить эту жертву, с НАТО или без НАТО, говорит о том, что мы продолжаем жить в XX веке, что мы мыслим категориями поиска врагов на стороне. Все эти разговоры об "адекватном ответе" являются бредом. Неужели сейчас все дело в том, чтобы убить такое же количество невинных женщин и детей, как в Нью-Йорке и Вашингтоне? Даже если американцам удастся доказать, что всему виной террористы бен Ладена, то есть ли у них право кидать бомбы на мирных жителей Афганистана? У них, конечно, есть право на спецоперацию по поимке вдохновителей террористов, но вряд ли они рискнут жизнью 10-20 десантников во имя привлечения к суду и ответственности виновных. И в этом их слабость, в этом основная причина того, что современная цивилизация подменяет борьбу с террористами физическим уничтожением их соплеменников.
Складывается круг, из которого по крайней мере на сегодняшний день не видно выхода. Да, терроризм, посягающий на жизнь мирных граждан, независимо от его идейной подоплеки и мотивации должен караться беспощадно. Ясно, что если сейчас руководство США не найдет виновных, не предаст их суду, то оно спровоцирует еще один, более страшный вал терроризма. С террористами не может быть никаких переговоров. Но в то же время очевидно, что если борьба с терроризмом сведется к актам "возмездия", то эффект будет прямо противоположным. Все эти акции "возмездия" бессмысленны, ибо они исходят из нашей европейской логики, из предположений, что для человека самым ценным является жизнь и что страх смерти является главным человеческим страхом. Но проблема состоит в том (как это сейчас показывает война в Палестине), что арабские террористы живут совсем в другом мире, что для них смерть во имя джихада является не только подвигом, но и счастьем обретения Бога. И чем чаще западная цивилизация - США, Израиль - будет прибегать к актам "возмездия", тем больше будет укореняться эта "цивилизация камикадзе", являющаяся источником современного терроризма.
Современная либеральная цивилизация очень обеспокоена правами и достоинствами меньшинств, а теперь она столкнулась с исключительным человеческим "меньшинством" - с теми, кто не похож на всех остальных, кто отрицает нормы, кто не боится умереть. К такому обороту событий эта цивилизация оказалась не готова.
Что же делать?
Прежде всего отказаться от того, что плодит наиболее опасные и фанатичные формы терроризма, - от претензий современной либеральной цивилизации переделать все человечество и выстроить всех по своему либеральному ранжиру. Да, мы - наследники христианской цивилизации и имеем право на свой собственный выбор, на право строить свою жизнь согласно нашим собственным представлениям о добре и зле. Хотя и здесь не может быть никакого полного единообразия. Да, мы должны защищаться от экспансии исламского фундаментализма, и прежде всего в Европе. Хотя по вине американцев и Запада исламский фундаментализм победил в Косово и провоцирует нестабильность на Балканах. Но мы, наследники христианской цивилизации, не имеем права навязывать другим народам свой собственный образ мыслей и действий. Чтобы избежать прогнозируемой войны цивилизаций, нужно немногое. Просто не лезть туда, куда нас не зовут, научиться уважать самоценность и достоинство другой цивилизации и позволить ей развиваться сообразно своей традиции.