С ПРЕЗИДЕНТОМ Узбекистана Исламом Каримовым я встретился в начале июня этого года в Ташкенте. Наша беседа затронула самые существенные проблемы жизни Узбекистана. Я имел возможность также побеседовать с некоторыми членами правительства, что дополнило картину перехода страны к современной цивилизации.
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Собственно говоря, не совсем первое. Мы встречались с президентом Исламом Каримовым еще на съездах народных депутатов СССР. Но тогда я не имел случая близко познакомиться с ним. А сейчас он уделил мне, по подсчетам его помощников, четыре часа. Наш разговор трудно назвать беседой, а тем более интервью. Он носил какой-то необычный, мне показалось, исповедальный характер. Я не успевал задавать вопросы. Речь президента лилась как бы сама собой, была то плавной, то прерывистой, касалась самых различных предметов - от сравнительно далекого прошлого до сегодняшних дней. Временами вспыхивали эмоции, но в основном это был четкий, давно продуманный анализ того, что произошло в Узбекистане накануне развала СССР, после развала и, конечно, в самые последние годы.
Я работал или был знаком со многими лидерами СССР и республик и писал о них - Хрущев, Андропов, Горбачев, Ельцин, Шеварднадзе. Писал о лидерах азиатских держав - Мао Цзэдуне, Дэн Сяопине, Индире Ганди. И мне очень хотелось понять, какое место занимает в этом ряду Ислам Каримов - руководитель одной из наиболее интересных и загадочных стран Евразийского континента, бывший первый секретарь, ныне президент республики - наследницы государства Тимура (Тамерлана), Улугбека и Навои. Не претендуя на создание портрета президента, отмечу лишь два-три момента, которые показались мне существенными.
Прежде всего это высокообразованный человек с широкими интеллектуальными интересами. Обращаю на это внимание, поскольку большинство лидеров нашей страны редко выходили за рамки проблем власти и властвования. Ислам Каримов во время беседы бросил как будто мимоходом: "Я не учился в партшколе", подчеркивая тем самым, что мозги его не засорены идеологическими догмами. Он окончил русскую школу и политехнический институт в Ташкенте. Затем прошел путь от рядового работника до руководителя авиационного завода. После этого пришел на работу в Госплан, оккончил второй вуз - Институт народного хозяйства - и защитил диссертацию. Экономика стала для него наиболее близкой и привлекательной сферой деятельности, где он с самой большой полнотой мог проявить свои способности. В ту пору он и не думал переходить на партийную работу, но неожиданно для себя был избран (назначен) первым секретарем Кашкадарьинского обкома. А после трагических событий в Фергане, которые грозили взорвать не только Узбекистан, а всю Среднюю Азию, встал вопрос об его избрании первым секретарем ЦК Узбекистана.
Перед нами биография типичного технократа, образцом которого был, например, Алексей Косыгин - один из самых интересных деятелей советской поры. И еще одно обстоятельство - президент получил типично русское образование. Мы недостаточно оцениваем важность этого факта. Постсоветскими республиками сейчас руководят люди, прекрасно владеющие русским языком и знающие русскую культуру. Я спросил у Каримова, на каком языке он думает. И он ответил, что когда размышляет о нравственности, о духовных ценностях, то думает на узбекском языке и переводит на русский, а когда ищет ответы на вопросы экономики, экологии, политики, то думает на русском языке. Это интересный феномен двуязычной культуры, который, быть может, является одним из лучших элементов советского наследия. Возможно, это последнее поколение руководителей, прошедших такую школу.
При всем том Ислам Каримов - глубоко национальный лидер. Он не просто любит, он преклоняется перед культурой великих предков своей страны. Я посетил Музей Тимуридов, возведенный по его инициативе и, говорят, по его проекту. Это превосходный памятник зодчества, где органически соединены черты строений периода Возрождения в Средней Азии и модерна. А прекрасному зданию парламента, тоже в ярко выраженном национальном стиле, могли бы позавидовать депутаты Государственной Думы РФ, размещенные в стандартной коробке времен Корбюзье.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИДЕРА
Но дело, конечно, не в этих пристрастиях. Каримов - один из тех советских руководителей, который действительно добивался независимости своей республики и взял на себя тяжкое бремя ответственности за государство и народ.
Обостренное чувство достоинства и государственного человека наряду с твердой волей и неукротимым характером - вот, пожалуй, что бросается в глаза при близком знакомстве с этим руководителем и его деятельностью. Упомяну только некоторые эпизоды.
Весной 1989 г. Ислама Каримова пригласили на заседание Политбюро ЦК КПСС, чтобы "рекомендовать" (как говорилось тогда) первым секретарем ЦК Узбекистана. Вопрос, казалось, был решен. Однако неожиданно началась проработка. Кто-то вспомнил о его отце, который имел какие-то нелады с законом, кто-то просто высказывал сомнения. Тогда Каримов поднялся во весь свой рост и заявил: "Вопрос не подготовлен, позвольте мне уехать". Без разрешения ушел с заседания и улетел в Ташкент. Впрочем, через несколько дней пришло положительное решение Политбюро. В нем нуждались как в пожарном, который может твердой рукой навести порядок после событий в Фергане.
Еще в советское время обнаружились подлинные черты характера нового лидера Узбекистана. Каримов извлек из ферганских событий тот урок, что они связаны были не со вспышкой национализма, как полагали в Москве, а с тяжелейшими социальными условиями жизни народа Узбекистана, прежде всего крестьян. При необычном приросте населения, который в тот период составлял 3,5%, деревня все более погружалась в нищету и безысходность.
В республике имелось 4 млн. га пашни, то есть орошаемой земли, где производилось 95% сельскохозяйственной продукции. На селе проживали в то время 8 млн. человек, и кормились они почти исключительно с приусадебных участков, которые занимали 270 тыс. га. И вот одной из первых самостоятельных акций Каримова стало то, что он своим личным решением передал крестьянам в качестве приусадебных участков еще 350 тыс. гектаров земли. Это произошло весной 1990 г. Конечно, такое решение вызвало взрыв эмоций в ЦК КПСС, куда посыпались письма из Узбекистана. Уже позднее стало известно, что в тот период Каримова собирались снять за "самоуправство". Однако, как говаривал Михаил Сергеевич, процесс уже пошел, и в таком направлении, что сделать это не удалось.
Самое судьбоносное решение и для Каримова, и для всего Узбекистана было принято 26 марта 1990 г. После избрания Верховным Советом СССР Михаила Горбачева президентом, Ислам Каримов был подобным же образом избран президентом Узбекистана. И снова он оказался под огнем критики других лидеров, собравшихся в Москве на заседание Госсовета, вскоре после этого события. Он спокойно выдержал нападки, поскольку был абсолютно уверен в том, что это был единственный способ обеспечить независимую политику в Узбекистане.
Каримов еще до Беловежской пущи полагал, что распад СССР неизбежен. Этот процесс, по его мнению, не был одномоментным. Он начался еще в период правления Брежнева, когда Москва показала полную беспомощность в подборе руководителей страны: один за другим приходили и уходили больные старые люди, неспособные понять новую ситуацию в стране и в мире и необходимость реконструкции всего государства. Бессмысленная и чреватая угрозами война в Афганистане обнажила всю гнилость режима. Начавшаяся перестройка, однако, оказалась неспособной переломить ход событий, а затянувшийся бессмысленный, по мнению Каримова, процесс поиска новой модели современного государства еще дальше толкал СССР на путь распада. Сам акт избрания на пост президента Узбекистана означал для Каримова, что народ и руководители Узбекистана берут судьбу республики в собственные руки.
ТВЕРДАЯ ВЛАСТЬ КАК ГАРАНТИЯ РЕФОРМ
Прошло десять лет с момента распада Советского Союза. Каждое вновь возникшее государство, его руководство объективно стоят перед необходимостью подвести итоги развития по самостоятельному пути - что удалось и отстоялось, что не удалось, как соотносятся замыслы и планы в момент обретения независимости и реальные результаты. Здесь неизбежно возникает дух некоего состязания. Пятнадцать новых государств - на какой путь они встали и чего смогли добиться в условиях независимости?
Так случилось - история любит парадоксы, - что во главе большинства из этих государств оказались бывшие коммунистические вожди: члены Политбюро ЦК КПСС, первые секретари республик, на худой конец, областные секретари. Странным образом история именно на них возложила бремя перехода от тоталитарной к демократической системе. И, по коммунистической традиции, очень многое, если не все самое главное, зависело от того, кто оказался во главе нового государства в момент распада СССР. В России, как известно, таким человеком был кандидат в члены Политбюро, обиженный в свое время и не избранный полным членом сего почтенного учреждения. В Узбекистане таким человеком оказался прежний первый секретарь компартии республики - Ислам Каримов.
Было бы смешно и наивно искать среди коммунистических вождей людей демократического склада, которые затаились когда-то и только ждали момента, чтобы обнаружить перед всем светом свою либеральную сущность. Нет, они в большей или в меньшей степени эволюционировали в сторону общепринятых в цивилизованном мире идей, но, конечно, заимствовали то, что больше импонировало им и их представлениям о целях осуществляемых назревших реформ, сохраняло и укрепляло их власть.
В Узбекистане, как и во всех других республиках, решающую роль сыграли представления и воля руководителя. Вероятно, иначе и быть не могло. Авторитарная традиция на евроазиатском пространстве уходит в глубину веков. Весь вопрос в том, в какой мере личность того или иного руководителя оказалась адекватна требованиям великого момента - обретения государственной независимости. А в истории каждой из этих стран бывали и жестокие тираны, и просвещенные монархи.
У меня сложилось твердое убеждение, что Ислам Каримов оказался лучше многих других руководителей подготовлен к поиску своего пути реформ в республике. Это очень деловой и прагматичный руководитель, лишенный позерства и работы на публику. Не потому ли он избегает парадных встреч в международных отношениях, в том числе на заседаниях СНГ, которые лично мне напоминают встречи блаженной памяти СЭВ и Варшавского договора.
Не буду подробно останавливаться на анализе политической власти в Узбекистане. Как и в большинстве других республик, там разрушен тоталитарный режим, господство КПСС, принята демократическая Конституция, осуществляются общепринятые избирательные процедуры. Конечно, власть президента имеет авторитарные черты. Но разве власть Бориса Ельцина не носила авторитарный характер? Чего стоили одни раздачи государственной собственности президентом по личному произволу, а институт "семьи", а расстрел парламента?..
Никто не может отрицать непререкаемого авторитета президента Каримова среди населения республики. Он получил на последних выборах президента 90,2% голосов. Его конкурент А.Джалалов - 7%. Против обоих кандидатов проголосовали 2%. Это реальная оценка народом итогов десятилетних усилий Каримова по сохранению стабильности и благополучия в стране. Замечу в скобках, что Владимир Путин, который пробыл на своем посту всего лишь полтора года, получает 60% голосов и более в социологических опросах. Наверное, за этими явлениями стоит феномен авторитарно-патриархальной политической культуры, но от нее невозможно избавиться в одночасье ни в России, ни в Узбекистане, как невозможно пересечь пропасть в два прыжка.
Однопалатный парламент - Олий мажлис за пять последних лет заседал всего 30 дней. В промежутках работали комиссии по подготовке законов. Многопартийная система официально заявлена, только она еще больше отличается от опыта классической демократии, чем в России. Одним словом, здесь существует "управляемая демократия", которую неожиданно стали выстраивать у нас в России на этапе очищения от наследия "семьи" и неограниченной власти чиновников в центре и на местах. Иными словами, проблемы у всех стран сходные - методы различаются между собой.
Людям, которые легкомысленно сетуют на отсутствие легальной оппозиции и авторитарный характер власти в Узбекистане, не худо было бы подумать о том, что означает это в реальности. В этой республике может быть только одна оппозиция - в лице религиозного фундаментализма и экстремизма. Это грозная сила, как бы мы ни пытались приуменьшить ее роль и влияние. Она основана на двух составляющих, в одинаковой мере опасных, - экстремистском течении в исламе и агрессивном национализме. Эта сила показала себя в требованиях исламского государства и дерзких террористических акциях в отдельных районах страны. Неужели кому-то в России нужно новое издание чеченской войны - на этот раз в самом взрывоопасном регионе Средней Азии на границе с бушующим Афганистаном?
Ислам Каримов стремится формировать разумную альтернативу этим тенденциям. Взрывы в Ташкенте 16 февраля 1999 г. и покушение на президента Узбекистана показывают, что экстремизм не сложил оружия. Его источник находится за рубежом - прежде всего в Афганистане и других странах, откуда осуществляются акции по проникновению в постсоветские республики Азии. Узбекистан выдвигается на самый передний край противостояния этому течению. И как самое крупное государство в регионе, население которого насчитывает более 25 млн. человек, и в силу своих традиций приверженности к великой национальной культуре, включающей как необходимый элемент действительные ценности ислама, и в силу устремленности страны к современной цивилизации, и, скажем прямо, потому, что во главе республики стоит Ислам Каримов.
СВОЙ ПУТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ
Я обратился к президенту с вопросом: когда и каким образом определился альтернативный путь реформ? И тут меня подстерегала неожиданность. Каримов сказал, что в момент распада СССР он и не думал об альтернативах.
Вначале речь шла о самом выживании народа Узбекистана. Республика находилась в полной зависимости от поставок продовольствия со стороны России, Украины и других государств. В условиях СССР она была ориентирована почти исключительно на производство хлопка и в обмен на это получала зерно и другие виды продовольствия. При этом получалось так, что 80% трудовых затрат при выращивании хлопка падало на Узбекистан, а от доходов она получала за это менее 20%. Когда Каримов был министром финансов, он даже не располагал информацией о том, сколько золота вывозится из Узбекистана.
Иными словами, это была типично колониальная модель экономики. Эта модель рухнула в момент, когда началась шоковая терапия в России. Продовольствия в Узбекистане имелось всего на несколько недель. Начались лихорадочные поиски пути спасения от голода, а значит, и от политических катаклизмов. Дело усугублялось еще и тем, что руководство республики считало необходимым оставаться в рублевой зоне, но республику попросту вытолкали оттуда. Позднее была сделана еще более варварская акция. В 1993 г. Центробанк начал печатать новые банкноты и решил не давать их другим республикам. А в Узбекистан были сброшены старые бумажные банкноты, которые не были в ходу в самой России. На них ничего нельзя было купить. И тем не менее они были записаны в долг Узбекистана.
"Ну, скажите, разве это не кощунственно?" - спросил Каримов во время нашей беседы. В одночасье были оборваны все экономические связи, которые складывались на протяжении 70 лет и связали все хозяйство СССР в единый комплекс. Руководители России не позаботились об экономике своей страны и проявили великодержавную наглость в отношении выдворенных из Союза "братских республик".
Мы вспомнили с Каримовым эйфорию реформаторов первой волны в России, которые торжествовали по поводу того, что она "сбросила гири" со своих ног, отцепила от "российского паровоза республиканские вагоны", которые якобы только мешали ее продвижению к процветающему рыночному обществу. Теперь все видят результаты этого странного (мягко скажем) замысла.
И все же я полагаю, что альтернативный путь реформ в Узбекистане появился где-то сразу после начала "шоковой терапии" в России. Уже летом 1992 г. Ислам Каримов определил главные задачи Узбекистана. Он не говорил "альтернативный путь", не противопоставлял свою страну другим государствам. Он говорил: "свой, собственный путь реформ". Разделяя общие цели формирования современного цивилизованного государства, президент с самого начала взял курс на эволюцию, на поэтапный переход, а не "революцию сверху". Как экономист, который прошел большую школу руководства производством, он настороженно относился к любым формам скачков в экономике, больше всего опасаясь раскачивать общество. Каримов сформулировал национальную цель - общество демократической и социальной справедливости, светское, правовое государство. Эта цель напоминает модель развития европейских стран, у руководства которых долгое время стояли социал-демократы. Узбекский народ должен быть глубоко благодарен своему президенту, что он уберег его от шоковых катаклизмов, обеспечил стабильность, пощадил стариков и детей - те группы, которые особенно пострадали в других странах.
Модель экономических реформ, осуществляемых в Узбекистане, нередко вызывает иронические усмешки у московских реформаторов. Они склонны смотреть на то, что происходит в этой стране, с таким же чувством превосходства, с каким американские эксперты смотрят на Россию. Критерии оценок такие же детски наивные: отвергается все, что не похоже на свой опыт. С ученым видом знатоков они вопрошают: "Какая часть собственности приватизирована? Почему государство до сих пор регулирует цены? Где ваши "новые узбеки"? Почему столь незначительный разрыв между доходами бизнесменов и работников?" И так далее.
Действительно, здесь осуществляется иная модель реформ. Они начались с простой и острой проблемы выживания, спасения населения страны от голода и энергетического кризиса. Затем была выработана программа постепенного эволюционного перехода от тоталитарной системы к свободной экономике. Эта программа учитывала географические, исторические, климатические особенности Узбекистана, менталитет народа, за плечами которого великая история и культура.
По моему впечатлению, первым принципом реформ стал - не навреди народу, вторым - не раскачивай экономику и сохраняй стабильность, третьим - обеспечивай постоянный и неуклонный рост производства. И, пожалуй, самое интересное, что принадлежит Каримову, - это поиск и определение "своей полки" на мировом рынке и связанных с этим приоритетов развития производства. Здесь, пожалуй, президент кое-что позаимствовал из опыта "японского чуда". Профессор Охита, которого считают автором этой модели развития, рассказывал мне во время посещения Японии о том, что там начали как раз с проблемы определения приоритетов в экономике. Вначале мне показалось, что модель реформ в Узбекистане напоминает китайский путь, но впоследствии я пришел к выводу, что власть в КНР куда более жесткая, там сохранилось руководство Компартии, зато экономика выглядит более рыночной, чем в Узбекистане.
Каковы же результаты реформ? Если судить по историческому счету, никто из государств СНГ не может всерьез похвалиться какими бы то ни было крупными результатами "славного десятилетия". Напомню, что за 10 лет реформ Япония, Южная Корея, Китай достигли гигантского прогресса, а мы - только с трудом залечиваем раны, нанесенные политическими взрывами, которые сопровождали распад великого государства. Меня приятно поразило, что Узбекистан выглядит лучше многих других республик в этой печальной картине погони за своим прошлым.
Начиная с 1996 г. среднегодовой темп роста ВВП республики находится на уровне 4%, благодаря чему в 2000 г. ВВП практически достиг уровня 1991 г. (при среднем в СНГ - 65%).
С 1995 г. республика обрела энергетическую, а с 1998 г. - зерновую независимость. В стране были сохранены и получили интенсивное развитие прежние ключевые отрасли промышленности - нефтегазовая, машиностроительная, металлообрабатывающая, золотодобывающая и другие, а также созданы новые - автомобильная, текстильная, нефтехимическая.
Доля иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений достигла в 2000 г. 21,7%. Аналогичный показатель по странам СНГ составляет в среднем 15,7%. В общем объеме привлеченных иностранных инвестиций около 16% - прямые иностранные инвестиции и кредиты.
Республика отказалась от потребительских кредитов, используя заимствования только для приобретения технологий, которые обеспечивают переработку местного сырья, увеличение производства экспортоориентированной продукции и услуг, а также создание новых рабочих мест. Сумма задолженности республики составляет 3,6 млрд. долл., и по критериям Всемирного банка Узбекистан входит в группу стран с "менее чем умеренным" размером внешнего долга. При этом следует отметить, что 95% привлеченных зарубежных кредитов было направлено на создание новых современных производств, модернизацию и техническое перевооружение предприятий республики на основе импорта передовых технологий.
Этим и объясняется высокая кредитная репутация Узбекистана, который за годы независимости пунктуально обслуживает все свои обязательства, так как доходы для такого обслуживания генерируют вновь созданные либо модернизированные производства.
В структуре госбюджета на обслуживание внешних кредитов тратится всего лишь 2%, в то время как в большинстве стран СНГ - от 25 до 50%.
Доля негосударственного сектора в экономике в ВВП республики в 2000 г. превысила 70%. Удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП страны возрос с 1% в 1991 г. до 31% в 2000 г.
Важнейший принцип приватизации в Узбекистане и, вероятно, главная ее особенность здесь - социальная защита населения. Именно этим принципом определялась и поэтапность процесса реформ, именно благодаря этому они поддерживаются подавляющим большинством населения.
В то время как многим постсоветским республикам придется на протяжении десятилетий преодолевать последствия криминального капитализма латиноамериканского или индонезийского типа, Узбекистан сможет последовательно продвигаться вперед к демократическому гражданскому обществу и развитой современной экономике.
МЕЧТА О СОВЕРШЕННОМ ПОКОЛЕНИИ
Пожалуй, самое интересное, что я увидел в опыте Узбекистана, это новая, а точнее сказать, обновляемая система образования. Начну с вопроса простого, но чрезвычайно показательного. Расходы на образование, науку составляют 38% в государственном бюджете, 12% национального продукта тратится на образование. Ислам Каримов связывает национальные цели Узбекистана с тем, что он называет "мечтой о совершенном поколении". Если я правильно понимаю, его мысль состоит в том, что только новое поколение, получающее современное образование, впитавшее в себя подлинно демократические ценности и великие традиции культуры прошлых веков, способно не на словах, не формально, не односторонне, не извращенно, а на деле, по-настоящему приобщиться к современной цивилизации.
В Узбекистане утверждена Национальная программа подготовки кадров. На ее основе перестраиваются и структура, и сам характер образования. После общего среднего образования (1-9 классы) идет трехгодичное среднее образование в академическом лицее или профессиональном колледже. После него - высшее и послевузовское образование.
Вот некоторые данные об изменениях структуры образования. В республике сейчас 61 вуз, в том числе 17 университетов, 46 академических лицеев и 241 профессиональный колледж.
Республиканский фонд "Умид", созданный в 1997 г. по инициативе президента, отбирает на конкурсной основе наиболее талантливую молодежь для обучения в лучших зарубежных высших учебных заведениях Европы, США, Японии. В 2000 г. по линии "Умида" были направлены на учебу свыше 1000 стипендиатов.
Создана Академия государственного и общественного строительства, которая готовит кадры страны для системы государственного управления. Основана Банковско-финансовая академия, которая занята подготовкой и повышением квалификации работников финансовой сферы. В Высшей школе бизнеса, которая открывается в сентябре этого года, преподавание будет осуществляться профессорами ведущих зарубежных центров. В целом система образования в Узбекистане основана на учебных программах международно признанного базового комплекса знаний.
Руководство страны содействует выявлению талантливых представителей молодежи в различных сферах науки, образования, спорта. Примерами могут служить спортивные достижения молодых талантов в последние годы. Так, Ирода Туляганова неоднократно выигрывала юниорский турнир в Уимблдоне, а Рустам Касымджанов в 14 лет стал чемпионом мира по шахматам среди юношей, сейчас входит в двадцатку ведущих шахматистов мира. И это не единичные случаи.
Посетил я юридический институт в Ташкенте, который является преемником того учебного заведения, которое я закончил полвека назад. Меня поразило здесь очень многое. Прежде всего прекрасное здание, зал и аудитории по последнему слову евроремонта; превосходная техника, компьютеры, специальное оборудование в лингвистических кабинетах; современная мебель, произведенная, кстати говоря, в самой республике. Живые лица юношей и девушек, исполненные каким-то чувством собственного достоинства, которое я раньше наблюдал почти исключительно в очень преуспевших странах. Обучение преимущественно бесплатное, и частично оплачиваемое студентами или организациями или фирмами, которые их прислали. Мне говорили, что плата за обучение здесь порядка 200 американских долларов, а зарплата преподавателя, которая складывается из бюджетного источника и поступлений за обучение части студентов, составляет примерно 300 долларов. Это больше того, что получают профессора в МГУ и многих других вузах Москвы.
Посетил я и Исламский университет, в котором побывал, как известно, Владимир Путин. Это очень интересное и важное учебное заведение, которое ставит своей целью восстановить истинный ислам как религию, основанную на высоких нравственных идеалах и ценностях, воспитать в верующих студентах дух терпимости, доброты и сотрудничества с представителями других конфессий. Идея благородная и чрезвычайно актуальная, учитывая влияние Узбекистана в Средней Азии и современном мире.
ПРИМЕР - ФИНЛЯНДИЯ
Поначалу, когда Узбекистан был фактически отторгнут от России, ему пришлось искать опору в зарубежных странах. Первым кандидатом на роль покровителя выдвинулась Турция. Началось активное сотрудничество республики с этой страной. Скоро наступило разочарование, поскольку стало ясно, что определенные силы в Турции преследуют свои корыстные цели, которые расходятся с интересами Узбекистана. Тогда Узбекистан направил в Турцию полторы тысячи своих студентов на обучение, а потом отозвал их оттуда. В настоящий момент республика имеет широкие экономические и иные связи в Германии, США, Японии, Великобритании, Южной Корее, Франции, Китае и других государствах.
Но, пожалуй, именно сейчас ее руководители проявляют особую заинтересованность в сотрудничестве с Россией. Они убедились, что Россия является естественным, традиционным союзником независимого Узбекистана. Ислам Каримов говорил мне, что республика хотела бы занять примерно такое же место, какое занимает Финляндия, которая в свое время тоже вышла из состава великой России. Это очень характерное заявление. Оно говорит о том, что Узбекистан хотел бы в лице России видеть своего союзника, друга и главного партнера - в сфере экономики, в культурном сотрудничестве, решении проблем безопасности.
Визиты президентов Владимира Путина в Узбекистан и Ислама Каримова в Россию показали, что Москва не только относится с пониманием к этому стремлению, но и сама проявляет глубокую заинтересованность в развитии дружеских и союзнических отношений с Узбекистаном. Независимо от того, как складывается опыт реформ в каждой из наших стран, - это их суверенное дело. Точно так же, как суверенное дело - характер политической системы, формы участия в тех или иных объединениях в рамках СНГ или на дальнем зарубежье. Есть общие интересы двух стран, есть традиции успешного сотрудничества их народов, есть воля нынешних руководителей.