О НЕОБХОДИМОСТИ борьбы с коррупцией говорят во всем мире. Коррупция, как ржавчина, разъедает систему государственного управления, подменяет ее механизмом для удовлетворения преступных интересов не только в отдельно взятом государстве, но даже в транснациональных масштабах. Не зря в Швейцарии так боятся грязных денег, тайно переводимых в банки этой страны: подобным образом криминальный мир одного государства может стать тайным хозяином в любом другом государстве.
Почему же человечество не может до сих пор искоренить коррупцию? Очевидно, выгоды, которые она открывает, настолько велики, что превышают страх перед возможным наказанием, которое, увы, не всегда является неотвратимым. История развития человеческого общества с древнейших времен до настоящего времени свидетельствует, что коррупция всегда была, есть и будет. Она бессмертна и интернациональна. В каждой стране она имеет, кроме общих черт, и свои специфические особенности. Попытаемся выяснить, каких масштабов и какого качества достигла коррупция в России и как с нею борются.
АЙСБЕРГ РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ
Согласно данным председателя комитета Госдумы по безопасности Александра Гурова, по степени коррумпированности Россия находится на 82-м месте в мире после Зимбабве и Никарагуа, которые, между прочим, не претендуют на место в "большой восьмерке". Коррупция у нас - это больше чем криминал: она приобрела такой размах, что уже угрожает российским национальным интересам. Ежегодно в стране выявляется 2 тыс. взяток - по крайней мере столько заводится уголовных дел. Это уже можно считать подвигом, так как возбудить дело о коррупции неимоверно сложно и даже опасно. Специалисты не сомневаются, что это лишь верхушка айсберга.
Анализ деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией свидетельствует, что криминальная обстановка в стране не дает оснований для оптимистических прогнозов. Только за 11 месяцев минувшего года должностные лица, используя свое служебное положение, совершили более 53 тыс. преступлений, при этом 1210 - в составе организованных групп и преступных сообществ. Назовем преступления, наиболее часто совершаемые должностными лицами. Это присвоение или растрата (31 444 преступления), служебный подлог (6907), злоупотребление должностными полномочиями и их превышение (7175), получение и дача взятки (4634). Выявлено 19 209 должностных лиц, совершивших правонарушения и преступления, при этом 13 481 из них привлечен к уголовной ответственности. Из них 34 (в том числе 14 депутатов всех уровней) - представители органов государственной власти, 284 - работники кредитно-финансовой и банковской системы.
По ряду экспертных оценок, преступные группировки контролируют до 60% государственных и до 50% частных предприятий различных форм собственности. В 2000 г. только органами внутренних дел выявлено свыше 352 тыс. преступлений в сфере экономики, что на четверть превышает аналогичный показатель 1999 г. Их доля в общей структуре преступности составила более 13%, при этом каждое десятое преступление было совершено в составе организованной группы или по предварительному сговору (34 тыс.).
Вместе с тем изучение судебно-следственной практики и иных материалов показывает, что правоохранительные органы не обеспечивают в должной мере возврат государству ценностей, полученных незаконным путем. При проверках деятельности крупных кредитно-финансовых и топливно-энергетических комплексов признаки состава такого преступления, как легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, а также невозвращение валюты из-за рубежа, практически не выявляются.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа преступлений в кредитно-финансовой сфере. Прокурорско-следственная практика показывает, что во многих случаях хищения государственных денежных средств совершаются по сговору должностных лиц госучреждений и организаций с руководителями коммерческих структур. В преступную деятельность нередко вовлекаются высокопоставленные чиновники. По делам коррупционной направленности выносится большое количество оправдательных приговоров. На низком уровне остается взаимодействие правоохранительных органов, чему в немалой степени способствуют межведомственные барьеры.
Отрицательно сказываются на состоянии бюджета перечисления налоговых, таможенных и иных обязательных платежей через заведомо неплатежеспособные банки. Подобные факты имели место, например, в Бурятии, Алтайском крае, Иркутской, Свердловской, Томской и других областях. Такие финансовые операции в основном проводились через столичные коммерческие банки. По состоянию на 01.07.2000 г. долг кредитных организаций перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами составлял свыше 32 млрд. руб. Прокуратурой Москвы только в первом полугодии 2000 г. было возбуждено 22 уголовных дела по фактам преступного сговора руководителей предприятий и банков в целях уклонения от уплаты налогов.
Проведенный сотрудниками НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ анкетный опрос показал, что от 12 до 23% граждан, опрошенных в разных городах, не только давали взятки, но и принимали разного рода подношения. Из более тысячи граждан, заполнивших анкеты в Москве, Владивостоке, Волгограде и Воронеже, считали себя потерпевшими от вымогательства взятки 10%, но в правоохранительные органы в связи с этим обращались только 1,51% опрошенных, то есть чуть больше 15%. Очевидно, что уголовная и судебная статистика отражает не столько фактическую криминальную ситуацию в России, сколько практику реагирования правоохранительных органов на совершенные преступления.
Образовавшийся разрыв между населением и государственными структурами стал активно заполняться влиянием криминальной среды. Организованная преступность проникла в различные сферы экономики и крупнейшие отрасли народного хозяйства. За последние 35 лет в стране были осуждены почти 70 млн. человек. А за 10 лет демократии через тюрьмы и лагеря прошли 10 млн., 15 млн. были осуждены.
Проникновение коррупции в экономику поразило те ее сферы, которые связаны с рыночными институтами. Именно их использовали коррумпированные элементы, которые под прикрытием легальной деятельности фактически разрушали зачатки реформ и извлекали для себя сверхприбыли. Массовое распространение получили незаконные операции с выставляемыми на продажу пакетами акций крупных промышленных предприятий. Наряду со случаями незаконного перераспределения собственности акционерных обществ (как правило, с использованием подложных документов и получением заведомо невозвратных кредитов) отмечается рост денежных хищений посредством выпуска необеспеченных ценных бумаг, в том числе фиктивно созданными финансовыми структурами.
Распространена практика преднамеренного ухудшения состояния промышленных предприятий, в том числе путем умышленного "дробления" акционерных обществ на отдельные, относительно самостоятельные производственные структуры. Их руководители получают право определять объемы и качество продукции (обычно занижая их), заключать прямые договоры с предприятиями-посредниками, создаваемыми этими же руководителями или их родственниками. Таким образом, реальные доходы предприятий скрывают от налогообложения. При этом напряженная обстановка в трудовых коллективах и среди акционеров зачастую создается искусственно - с явной целью перераспределения собственности в интересах небольшого числа крупных владельцев, в основном руководителей.
Так, в Челябинской области выявлены многочисленные факты сокрытия доходов и занижения налогооблагаемой базы бывшими руководителями таких предприятий, как ОАО "Мечел", ЧТЗ, Магнитогорский металлургический комбинат, УралАЗ, и ряда других. На примере этой области прослеживаются типичные для всей страны тенденции развития и взаимосвязи организованной преступности и коррупции.
СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ "ГЕРОЕВ"
Наиболее характерные нарушения со стороны государственных и муниципальных служащих - предпринимательская деятельность, владение имущественными паями предприятий, соучредительство и руководство коммерческими организациями, совмещение госслужбы с исполнением депутатских полномочий. Наибольшее число фактов взяточничества выявлено (по убывающей) в Москве, Краснодарском крае, Московской области, Ростовской области, Санкт-Петербурге, Башкирии, Татарии, Ставропольском крае, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях. За совершение преступлений экономической направленности с использованием служебного статуса к уголовной ответственности привлечены тысячи должностных лиц всех ветвей власти, в том числе главы администраций:
Тульской области - Севрюгин, получивший взятку в сумме 100 тыс. долл. за подписание ряда документов, создающих заметные преимущества для акционерного коммерческого банка "Рострибанк";
Владимирской области - Власов, похитивший бюджетные средства на сумму более 100 млн. руб.;
города Каспийска - депутат Народного собрания Республики Дагестан Гаджибеков, похитивший 5,65 млрд. неденоминированных рублей, выделенных администрации города из федерального бюджета;
Табасаранского района Республики Дагестан - депутат Народного собрания республики Шихмагомедов, похитивший 230 млн. бюджетных рублей;
города Норильска - Ткачев, получивший взятку в виде двух автомашин ВАЗ-2109 за содействие руководителю ОАО "Красноярскстройкомцентр";
Маловишерского района Новгородской области - депутат Новгородской областной Думы Дьяконов, получивший взятку в сумме 10 тыс. долл. за предоставление взяткодателю права лесопользования на территории района;
заместители глав администраций Тверской области Гулаев, похитивший 8 автомобилей, и Волков, получивший в виде взятки 24% в уставном капитале ООО "Тверь-Табак" за оказанное директору ООО "Тверь-Хасково" содействие в выделении из бюджетных средств 1 млрд. руб.;
Курской области - Бунчук и Конончук, незаконно использовавшие "услуги" посреднической компании ООО "Роскомплект" при покупке 100 комбайнов у завода "Ростсельмаш", в результате чего государству причинен ущерб в размере 11,05 млрд. неденоминированных рублей;
Пермской области - Валько, похитивший 500 млн. руб.;
Воронежской области - Суховерхов, неоднократно получавший взятки и похитивший векселя государственного предприятия "Нововоронежская атомная электростанция";
Красноярского края - Кузьмин и Черезов, похитившие 9,2 млн. руб., перечисленные для строительства жилья гражданам, переселяемым из районов Крайнего Севера;
Челябинской области - председатель Комитета по управлению госимуществом Желтикова, первый заместитель председателя Фонда имущества этой области Власов и другие, совершившие хищение государственного имущества путем незаконного изъятия принадлежащих государству пакетов акций предприятий области и передачи их в созданные участниками преступной группы коммерческие фирмы;
помощник главы администрации города Нефтеюганска Хусаинов, похитивший путем мошенничества принадлежащие администрации Нефтеюганского района 3 млрд. неденоминированных рублей.
За коррупционные преступления осуждены бывшие ответственные работники: заместитель губернатора Тульской области Шаповалов, заместитель мэра Санкт-Петербурга Савенков, вице-мэр Кирова Фельдман, заместитель председателя Регистрационной палаты мэрии Краснодара Завгородний, глава администрации Вологодской области Подгорнов, заместитель главы администрации Тверской области Степанов.
Конечно, страна должна знать своих "героев", но даже просто перечислить здесь все их фамилии было бы физически невозможно.
"АЛХИМИКИ", ПОКЛОННИКИ БАХУСА И ДРУГИЕ
За десять месяцев 2000 г. почти вдвое увеличилось количество преступлений в топливно-энергетическом комплексе. Наиболее тяжелая криминогенная обстановка сложилась в регионах, в которых сосредоточены нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность - предприятия, занимающиеся сбытом нефтепродуктов, - в Башкортостане и Татарстане, Москве, Красноярском крае, Рязанской, Томской и Тюменской областях. Свыше 40% совершаемых в отрасли преступлений относятся к хищениям, среди которых преобладают мошенничества (зачастую с использованием подложных или фальшивых документов), а также кражи. В результате проведенных федеральными органами налоговой полиции мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности на рынке производства и реализации горюче-смазочных материалов в рамках всероссийской операции "Алхимики" возбуждено более 360 уголовных дел, установлен ущерб в размере более 760 млн. руб., из которых перечислено в бюджет около 350 млн. руб. Значительную часть преступлений составляют незаконное предпринимательство, несанкционированные врезки в нефтепроводы.
Так, только в ходе операций, проведенных совместно ФСНП, органами внутренних дел Северо-Кавказского региона и временной оперативной группировкой сил МВД РФ на стыке административных границ Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания и Малгобекского района Республики Ингушетия, уничтожено 12 кустарных установок по производству нефтепродуктов, владельцами которых являлись чеченские, кумыкские, ингушские и осетинская организованные преступные группировки.
В соответствии с межведомственным Планом комплексных мероприятий министерств и ведомств по усилению борьбы с кражами из магистральных нефтепродуктопроводов на 1999-2001 гг. ФСБ и МВД РФ приняли участие в трех этапах специализированной операции "Нефть". В частности, на третьем ее этапе было раскрыто 2844 преступления, в том числе 120 краж нефти и нефтепродуктов (15 из них - из магистральных трубопроводов). Изъято из незаконного оборота 287 тонн нефтепродуктов.
В целях обеспечения надлежащей безопасности транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов МВД РФ представило в Госдуму проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ", предусматривающего уголовную ответственность за повреждение или нарушение целостности нефтегазопроводов и нефтепродуктоводов и отводов от них, а также технологически связанного с ними оборудования.
В разряд наиболее криминогенных входит и сфера производства и оборота алкогольной продукции. Основная цель организаторов незаконного производства алкогольной продукции - уход от акцизов. Производство водки не требует дорогого и громоздкого оборудования, дает от 300 до 500% прибыли. Розничная реализация алкогольной продукции почти на 40% превышает ее производство. Иначе говоря, более трети алкогольного рынка в стране не контролируется государством. Только по линии органов внутренних дел за 10 месяцев 2000 г. было возбуждено 1,7 тыс. уголовных дел, 906 из которых окончено производством, в том числе 698 направлено в суд. Выявлено более 300 организованных групп, занимавшихся незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Прекращена деятельность 1,9 тыс. нелегальных цехов и кустарных производств по изготовлению спиртного суррогата. По оконченным делам изъято почти 6,5 тыс. декалитров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наложен арест на имущество обвиняемых на общую сумму 12,4 млн. руб.
Органами налоговой полиции за тот же период выявлено около 40 тыс. различных правонарушений, прекращена деятельность 218 подпольных цехов и кустарных производств, раскрыто 156 организованных групп, занимающихся незаконным производством и сбытом спирта и алкогольной продукции. В ходе операции "Алкоголь-2000" выявлен ряд предприятий с устойчивыми преступными связями. Криминал активно участвует в производстве фальсификата из спиртосодержащих растворов на основе гидролизного и синтетического спирта. Особенно сложное положение в этом плане в Сибирском, Уральском и Дальневосточном регионах.
Спирт из пищевого сырья, поставляемый туда из центральных и южных районов России, для производства водки дорог и не может конкурировать с не облагаемой акцизами денатурированной продукцией. Ситуация усугубляется тем, что сейчас выпускающие ее гидролизные заводы используют пищевое сырье (зерно, мелассу), что приближает качество подпольной водки к произведенной из этилового спирта, выработанного из пищевого сырья.
Вокруг гидролизных заводов сложились устойчивые преступные группы, занимающиеся реализацией спиртосодержащих растворов - как для дальнейшего подпольного производства, так и для изготовления водки на легальных предприятиях. Эти группы имеют возможность осуществлять незаконную деятельность благодаря отлаженным связям как с руководством предприятий-производителей, администрацией субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами, так и с организованными преступными группировками в других регионах.
Поставка и получение продукции находятся под контролем преступных группировок, которые используют фиктивные документы или реквизиты фирм, не подающих отчеты в налоговые органы. Продукцию, полученную несуществующими фирмами, практически в полном объеме можно считать сырьем для производства фальсифицированной алкогольной продукции, так как приход и сбыт организован заведомо вне контроля налоговых органов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕКИ, ВАЛЮТНЫЕ БЕРЕГА
В кредитно-финансовой системе за 10 месяцев 2000 г. выявлено свыше 52 тыс. преступлений, в том числе более 5 тыс. совершенных организованной группой и группой лиц по предварительному сговору, около 15 тыс. в крупных и особо крупных размерах. Получают распространение завуалированные формы крупных финансовых "пирамид" типа международных инновационных центров "Спейс", "Возрождение" и т.д., создаваемых организованными преступными формированиями.
Прокурорские проверки соблюдения законодательства о финансовых основах местного самоуправления, прошедшие в Агинском Бурятском автономном округе, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Калининградской, Костромской, Курганской, Московской областях и ряде других регионов, вскрыли факты незаконного использования бюджетных средств на не предусмотренные местными бюджетами цели, включая формирование уставных капиталов предприятий, ссуды, кредиты, выплаты по гарантиям на предоставленные хозяйствующим субъектам кредиты при повсеместном дефиците местных бюджетов.
В Иркутской, Кемеровской, Курской, Ленинградской областях, Краснодарском и Красноярском краях отмечены многочисленные злоупотребления со стороны должностных лиц местных администраций, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов - получателей бюджетных средств.
Проверки исполнения рядом федеральных органов законодательства о лицензировании также выявили серьезные нарушения. Так, в Госстрое России Генпрокуратурой РФ установлены факты разбазаривания государственного имущества руководством Федерального лицензионного центра. Аналогичные нарушения обнаружены при проверке Минсвязи России.
Ослабление контроля за деятельностью государственных представителей в акционерных обществах и компаниях создало благоприятные условия для злоупотреблений и хищений. Это установлено в ходе расследования уголовных дел в отношении бывшего главы РАО "ЕЭС" Б.А. Бревнова, председателя ВПК "МАПО" А.Н. Безрукова, заместителя председателя правления ОНЭКСИМбанка Г.В. Кошеля.
К уголовной ответственности привлечены десятки руководителей коммерческих банков. Только в рамках уголовного дела по факту хищения 230 млн. долл. обвинения предъявлены руководителям КБ "Кредитный союз" Баранову, АКБ "Московский инновационный банк" Сташевскому, АКБ "Авиабанк" Ткачеву. Криминальными проявлениями поражена и система подконтрольного государству Сбербанка России.
Ежегодные масштабы вывоза валюты за рубеж, по оценкам специалистов, значительно превышают объемы той кредитной и гуманитарной помощи, которая предоставляется нашей стране различными международными организациями. Имеющиеся данные указывают на то, что из страны без законных оснований вывозится 20-25 млрд. долл. валютных средств в год. Около 40 тыс. различных фирм, в том числе 1,5 тыс. государственных, 4 тыс. совместных предприятий и более трети банков страны, контролируются криминальными группировками и с помощью коррумпированных чиновников принимают участие в "отмывании" денег.
Основными направлениями вывоза являются офшорные зоны. В ряде случаев преступниками при помощи коррумпированных чиновников использовались также упущения при создании свободных экономических зон, которые стали наиболее привлекательными для реализации преступных намерений.
Экономический и правовой анализ невозврата из-за рубежа валютной выручки и незаконного перевода валютных ресурсов в зарубежные банки показал, что в настоящее время незакрытыми являются 22,5 тыс. контрактов, по которым российские экспортеры за 1995-1997 гг. недополучили более 12 млрд. долл.
К сожалению, нынешняя система контроля за экспортом и импортом капиталов, товаров и услуг не является надежным заслоном на пути нелегальной утечки ресурсов за рубеж. Правоохранительные органы не могут самостоятельно, без привлечения контролирующих ведомств, провести еще до возбуждения уголовного дела качественную проверку информации о совершении валютного правонарушения. Препятствием здесь является установленный законодательством запрет на истребование необходимой банковской информации. В связи с этим правоохранительными органами страны неоднократно ставился вопрос об изменении содержания ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", однако пока безрезультатно.
ЧТО ОХРАНЯЮ, ТО И ИМЕЮ
Наметилась тенденция к росту количества возбужденных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов и числа привлеченных по ним к уголовной ответственности лиц. Факты взяточничества среди данной категории госслужащих выявляются в большинстве регионов. Растет и удельный вес таких дел в общем числе возбуждаемых уголовных дел о коррупции должностных лиц. Не снижается и количество преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов; при этом значительная часть преступлений совершается по предварительному сговору группой лиц (например, на Санкт-Петербургской, Сахалинской, Сыктывкарской, Алтайской, Омской, Брянской, Щелковской таможнях). Расследуются уголовные дела о преступлениях сотрудников подразделений собственной безопасности, отделов дознания и таможенных расследований.
Вооруженные силы тоже стали одной из сфер проникновения преступного бизнеса, в основном как источник ценного сырья, военного имущества, оружия, боеприпасов и бюджетных средств. Возрос уровень взяточничества. К этой категории относится подавляющее большинство зарегистрированных преступлений. Более других подвержены коррупции офицеры, обладающие исполнительно-распорядительными полномочиями относительно финансовых средств и других материальных ценностей либо исполняющие соответствующие функции.
За преступления, связанные с незаконным расходованием денежных средств, злоупотребления, превышение должностных полномочий осуждены, например, командир дивизии ВВС генерал-майор Родионов, начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления генерал-полковник Котылев, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Хмельнов, начальник международно-правового департамента ФПС контр-адмирал Федосеев, первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Харников, командир дивизии подводных лодок контр-адмирал Германов, бывший начальник финансово-экономического управления Забайкальского военного округа генерал-лейтенант Акренделев, начальник штаба ГО и ЧС по Свердловской области генерал-майор Захаров, заместитель командующего войсками Забайкальского военного округа по строительству и расквартированию генерал-майор Сизов, командующий Кавказским особым пограничным округом генерал-полковник Рузляев, алтайский краевой военный комиссар - начальник Барнаульского гарнизона генерал-майор Егоров, заместитель командующего фронтовой авиацией ВВС генерал-майор Соломонов.
ЧТО МЕШАЕТ БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ?
В современных условиях как никогда актуальным становится предупреждение коррупции.
Почти половина из поставленных на оперативный учет коррупционеров имели связи с организованными преступными формированиями. Ведется разработка более 20 крупных межрегиональных преступных сообществ, объединяющих, по данным МВД РФ, свыше 3,5 тыс. организованных преступных групп и насчитывающих до 5,5 тыс. человек. Практически все преступные сообщества имеют коррупционные связи в местных органах власти и управления. Есть информация о том, что на федеральный уровень использования коррумпированного прикрытия вышли 4 преступных сообщества.
Для противодействия этим тенденциям МВД организовало проверку свыше тысячи государственных служащих различных категорий, которые, по доверительным сведениям, имеют связи с организованными преступными группами. Пресечены попытки проникновения в различные органы власти нескольких десятков лиц, тесно связанных с криминалитетом. В органах исполнительной власти выявлены сотни коррумпированных должностных лиц, многие из которых освобождены от занимаемых должностей, проверяются, привлечены к уголовной ответственности.
Однако привлечение к уголовной ответственности некоторых категорий должностных лиц, прежде всего депутатов и судей, в ряде случаев затруднено наличием специальных иммунитетов.
Генпрокуратура РФ направила инициативную записку в правительство с предложением поручить Минтруду и Минюсту разработать изменения в КЗоТ РФ в части установления дополнительного основания для увольнения государственного или муниципального служащего в случае избрания его депутатом и подготовить законопроект, регламентирующий механизм сложения депутатских полномочий в случае невыполнения депутатом требований законодательства об ограничениях, связанных с государственной и муниципальной службой. Кроме того, существует практика создания в системе органов власти и управления вспомогательного штата сотрудников (советники, консультанты, помощники, представители и т.д.), работающих без оплаты. Эти лица не могут быть признаны госслужащими. В то же время на них нередко возложены правомочия по осуществлению отдельных государственных функций. Неопределенность правового статуса такой категории лиц создает предпосылки для разного рода злоупотреблений. В связи с этим необходимо внести дополнения в Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и урегулировать вопросы создания при госаппарате вспомогательных структур.
Коррупция в государственных органах существует не только в виде получения взяток должностными лицами, но и в виде корыстных преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, незаконным распоряжением ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. При этом создаются благоприятные условия для расхищения национального достояния, для контрабанды, незаконного вывоза за границу стратегического сырья и невосполнимых природных ресурсов, уклонения от уплаты налогов, различного рода финансовых махинаций. Используя коррумпированных должностных лиц, члены криминальных структур пытаются проникнуть в органы власти и местного самоуправления. Генеральной прокуратурой РФ приняты дополнительные неотложные меры для пресечения организованной преступности и проявления коррупции, что в целом положительно сказалось на процессе укрепления законности и правопорядка. Однако число связанных с коррупцией преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами и сообществами, продолжает расти.
Базовым законодательным актом, способствующим оздоровлению экономики и помогающим противодействовать криминальным проявлениям, давно должен был бы стать Федеральный закон "О борьбе с коррупцией", который пока не принят.
В действующем законодательстве недостаточно четко определены признаки субъекта преступления против государственной власти. В ряде организаций и ведомств отсутствует детальная регламентация прав и обязанностей должностных лиц, что нередко влечет за собой сложности при определении правового статуса субъекта получения взятки. Это требует внесения изменений в Уголовный кодекс РФ.
Нельзя признать удовлетворительным ревизионное и экспертное сопровождение правоохранительными органами мероприятий по выявлению и расследованию преступлений экономической направленности. Отсутствуют условия для оперативного проведения по требованию правоохранительных органов проверок и документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, а также судебно-бухгалтерских и судебно-экономических экспертиз. Высокая стоимость независимого аудита не позволяет обеспечить потребности правоохранительных органов в проверке экономической и финансовой деятельности коммерческих предприятий и организаций.
Требуется государственное финансирование проведения ревизионных и других проверок. Представляется целесообразным создать специальные структурные подразделения в территориальных контрольно-ревизионных органах Минфина РФ за счет перераспределения штатной численности ведомственных контролирующих органов. Необходим федеральный центр по проведению ревизий и экспертиз финансово-экономической деятельности предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, имеющий отделения в регионах.
Приходится констатировать структурное несовершенство правоохранительных органов, слабую профессиональную подготовленность прокурорско-следственного состава к борьбе с организованной преступностью и коррупцией, низкий уровень организации оперативно-разыскной работы и предварительного следствия по делам этой категории.
* * *
Существует ли такой признак, по которому можно было бы сделать вывод, что борьба с коррупцией вышла на качественно новый уровень? Думается, что если бы у нас, как в США, считалось коррупцией приглашение госчиновника в ресторан заинтересованным лицом или заимствование начальником денег у подчиненных, то общество могло бы начать жить спокойно.