В ПОСЛЕДНИЕ годы в духовной жизни народов Евразии происходят события, которые заново формируют идентичность, подводят историческую основу для суверенитета новых стран. К сожалению, эти процессы не свободны от известной степени мифологизации культуры и истории новыми субъектами политического действия. Реальность этнических мифов такова, что история каждого народа представляется наиболее древней и богатой среди других, а ареал исторического расселения и влияния - выходящим далеко за пределы их нынешних границ.
По всей видимости, эти процессы вызываются древнейшим правом, которое, будучи закрепленным в менталитете, не преодолено в данной сфере жизни людей и оказывает далеко не однозначное влияние на современные процессы. Речь идет о так называемом "праве первого захвата", о том праве, которое якобы отдает преимущества тому, кто в чем-либо был первым, кто что-то впервые освоил или "захватил".
Обращаясь к теме взаимосвязи таджиков и мировой цивилизации, мы далеки от каких-либо притязаний к другим народам и пространствам, что было бы совершенно нелепо и в свете современных реалий, и в аспекте национального менталитета. Вместе с тем мы не можем обойти вопроса об истории становления таджикского народа, его культуры и идентичности, которые вопреки иному мифотворчеству уходят в глубокую древность и переживали периоды возрождения, обновления и взаимовлияния с другими народами. Обращение к истории важно сегодня, в преддверии празднования десятой годовщины независимости Республики Таджикистан - нового государственного образования нашего народа.
Известно, что таджики как народ, сформировавший свою идентичность, сохранившуюся на протяжении тысячелетия, появились на культурно-политической арене в VIII-IX веках нашей эры. Их явление стало одновременно эпохой Средневосточного Возрождения, связанного с возникшим в это время одним из первых государств современных таджиков - государством Саманидов. Наивысшие достижения мировой цивилизации, ее магистральный путь в этом срезе исторического времени были связаны с именами энциклопедиста Закария ар-Рази, ал-Хоразми, Рудаки, Фирдоуси, Фараби, Бируни, Авиценны и многих других известных деятелей науки, культуры и государства.
Творческие истоки Средневосточного Возрождения различны. Отчасти они в культурном наследии западно- и восточноиранских народов, а в более широком плане - в наследии индоевропейских народов, населявших Центральную Азию, Средний Восток и Южную Азию; отчасти - в философии и науке античной Греции. Причем деятели Средневосточного Ренессанса были своеобразным мостом, связывавшим античную древность, ее науку и культуру на Востоке и на Западе с европейской наукой и культурой Средних веков и нового времени.
Например, "Канон врачебной науки" Авиценны на протяжении семи столетий был настольной книгой ученых и врачей в Европе.
С появлением книгопечатания в Европе до 1500 года было выпущено шестнадцать изданий "Канона" Авиценны. В списках ранних европейских печатных книг одной из первых был комментарий Феррари да Градо к девятой части "Основ" Абубакра ар-Рази. По свидетельству исследователей, "Канон" Ибн-Сины считается самым изучаемым медицинским трудом во всей истории человечества. Но влияние Авиценны на последующее развитие человеческой мысли было многогранным ввиду энциклопедического характера его гения. Не только медицина, но и логика, философия, математика, физика, география были сферой его внимания и теми областями, в которых он оказал влияние на европейскую науку. Часть его работ, объединенных книгой "Даниш-намэ", были написаны ученым на родном таджикском языке приблизительно в 1031 или 1035 году.
Почему эпоху Рудаки, Фирдоуси, Авиценны и других гениев, живших и творивших в этом ареале, мы называем Средневосточным Ренессансом? Это непростой вопрос ввиду того, что понятие ренессанса стали использовать применительно ко всякому подъему культуры и интеллектуальной жизни. На наш взгляд - и это подтверждают ученые, - подлинный Ренессанс имел место там и у тех народов, у которых была высокая античность, то есть такая древность, которая была воплощением величайших, адекватных своему времени достижений.
Сердцем античности предков таджиков - восточных иранских народов - была их духовность, исходившая от древнейшей их религии - зороастризма, учения Пророка Заратуштры. Зороастризм, возникнув в Средней Азии и на востоке Иранского нагорья - в ареале расселения предков таджиков, - со временем охватил более обширные пространства, став государственной религией трех могущественных иранских империй. Древнейшая религия иранских народов, содержавшая оригинальные воззрения, на протяжении тысячелетий оказывала свое воздействие на всем Ближнем Востоке, то есть на той обширной территории, где развивался иудаизм, возникли христианство и ислам. Зороастризм повлиял и на развитие буддизма махаяны в Северной Индии. Исследователи называют зороастризм древнейшей пророческой религией, предшествовавшей по времени сочинениям библейских Пророков.
Идеи о посмертном воздаянии, происхождении добра и зла, роли человека в мире, вера в Спасителя мира оказали, как полагают ученые, большее или меньшее влияние на иудаизм, буддизм, христианство, ислам, на различные секты и манихейство.
Надо ли говорить о возрождении зороастризма, когда мы касаемся Средневосточного Ренессанса? Разумеется, нет. Ренессанс европейских народов обращался к образам прошлого - греческой античности. Но это не было их повторением. Великая древность при соответствующих условиях вдохновляла, давала мощный толчок возрождению духа народа в новых формах, образах и идеях.
После арабских завоеваний иранский мир, западный и представленный таджиками восточный, стал осваивать новую духовность - ислам, и величайшие деятели Средней Азии уже в начале пути этой мировой новации приняли неоспоримое участие в ее возникновении и дальнейшем развитии. Например, не зная деятельности Имама ал-Бухори, невозможно понять сформировавшийся мусульманский мир. Точно так же на развитие ислама оказал влияние Абу-Ханифа, создавший систему религиозного права, которая была затем развита его учениками.
Родители Абу-Ханифы были таджиками из Балха. Примечательно, что он допускал чтение молитв на таджикском языке. В народе его знают как Имоми Азам - Великий Имам.
Античность иранских народов воздействовала на другие цивилизации, в частности на арабский, затем мусульманский мир, возникшие не на пустом месте, а на основе многообразного наследия, которое было ими ассимилировано. Известный английский исламовед Монтгомери Уотт пишет, что человечество в этой части мира обладало тысячелетним опытом городской культуры, восходящей к Шумеру, Аккаду, Древнему Египту, и все культурные ценности, пронесенные через эти тысячелетия, были теперь выражены по-арабски. К этому я добавил бы существенную часть освоенного мусульманским миром наследия, которое связано с этногеографическим культурным понятием Аджам. В этот ареал входили прежде всего иранские народы, в том числе на востоке - таджики, создавшие затем одно из первых таджикских государственных образований - государство Саманидов. Мусульманский мир ассимилировал в себе опыт государственного устройства Сасанидского Ирана, рожденную многотысячелетней урбанизацией в Средней Азии культуру Согдианы, Хорезма и культуру Ближнего Востока. Не случайно наряду с такими исламскими городами, как Каир, Багдад и другие, стали известны Бухара и Самарканд как мировые центры интеллектуального ислама.
Великий Рудаки в Х веке отметил, что культурно-исторический центр мусульманского мира в то время переместился из Багдада в Бухару. Он писал, что "сегодня все же следует признать, что Бухара - это Багдад" ("Имруз ба хар хол Багдод - Бухорост").
Мы говорим об ассимиляции наследия ряда народов арабским миром потому, что он стал представлять его как собственное наследие, навязывая им арабский язык. Происходила утеря ими своей культурно-исторической идентичности вплоть до этнической. Доходило до того, что всех тех представителей других народов, которые писали на арабском языке, стали со временем относить к арабской культуре. Авиценну, писавшего на арабском и таджикском языках, даже европейцы до определенного времени называли арабом.
Понятие ассимиляции в социальных науках означает смешение одного народа с другим, сопровождающееся утратой языка, культуры, самосознания. Ассимиляция, на наш взгляд, прежде всего связана с потерей идентичности в культуре, истории, этничности. Этим она отличается от взаимовлияния, где этого не происходит. Был ли таджик Авиценна ассимилирован арабским миром? (Данный вопрос в общечеловеческом и общецивилизационном плане очень важен как вопрос о конкретном облике субъекта творчества, и в то же время он остро переживается и современными таджиками в процессе утверждения ими своей идентичности в новых условиях и другими, пытающимися ограничить ее в силу исторических обстоятельств.)
История творчества Авиценны свидетельствует о том, что нет. Он писал свои сочинения на принятом тогда в науке арабском языке, однако не порывал при этом со своим родным таджикским языком.
Громадный мусульманский мир делился на арабский и неарабский миры. Среди последнего особое место занимали западные и восточные иранские народы - таджики. Их роль вначале была неоднозначной. Западные иранцы на два века потеряли свой язык и снова обрели его путем распространения на запад таджикского языка.
В то же время, чувствуя возможность трагического исчезновения культуры и самих народов, представители Аджама в целях сохранения своего исторического наследия стали переводить его на арабский язык. Возникло движение шуубийя. Между тем не столь известно, что Александр Македонский приказал уничтожить священные книги Авесты, записанные на пергаменте на 120 тыс. листов. Известно другое: мир наших предков так часто подвергался потрясениям, нашествиям и катастрофам, что переводы с родного языка на чужой в целях сохранения наследия были подлинным проявлением патриотизма.
Величие эпохи государства Саманидов, культура которого положила начало Средневосточному Ренессансу, в том, что деятели нового государства и новой культуры понимали ее и как возрождение доисламской духовности. При Саманидах поэт Дакики должен был сделать то, что волею судеб оказалось суждено сделать Фирдоуси. Древнейший эпос был творчески переложен в стихи "Шах-наме".
Если в свое время потомки древних египтян полностью утратили свой язык и идентичность, то этого нельзя сказать о народах Аджама. Несмотря на мощное военно-политическое, экономическое и духовно-языковое воздействие арабов, народы Аджама сохранили язык, свою культурную, историческую и этническую идентичность.
Культурное наследие предков таджиков оказалось настолько сильным, что, испытывая на себе необычайно сильное воздействие навязываемой им арабской идентичности, они не только сохранили свою культуру, но образовали отличную от других идентичность таджиков. История возникновения самоназвания таджиков противоречива. Но самосознание их отразило понимание ими своей определенности, отличающейся и от соседей, и от прошлого.
Вместе с тем культурное наследие таджиков и их предков, возникшее в процессе взаимовлияния народов, оказало многообразное воздействие и на другие народы. Фундаментальные ритмы жизни народов Центральной Азии и более обширного региона органически связаны с ритмами жизни таджиков, впервые их освоивших. Так уж происходит, что тот, кто что-либо осваивает впервые, дает ему свое название. Не случайно весенний праздник Равноденствия в марте называется таджикским словом "навруз" (у других народов - в различных транскрипциях, но то же слово) - "новый день". Точно так же многие народы, совместно живущие с таджиками, называют дни недели таджикскими словами.
История таджиков была и жизнеутверждающей, и трагической. На протяжении многих столетий таджики, их города и поселения подвергались многочисленным нашествиям, войнам, геноциду, попыткам ассимиляции. Но вопреки потрясениям они сохранили и себя, и свою культуру. Разрушались города, уничтожались книги, но настолько высока была духовность таджиков, что она заполнила собой огромный культурный ареал. Таджикский язык стал ведущим языком многих государств и империй, на нем писались истории народов и хроника деяний исторических личностей, это язык уникальной в жизни человечества поэзии, литературы, науки.
Культура таджиков, вобравшая в себя достижения тысячелетий, не исчезла. Более того, народ возродился в XX веке, несмотря на попытки ассимиляции его в некоторых районах расселения. Несколько слов об этом явлении. В истории имеет место ненасильственная ассимиляция - так, например, было у монголов, которые после татаро-монгольских нашествий остались в Центральной Азии и смешались с таджиками и тюрками. Испокон веков народы Центральной Азии укрепляют друг с другом кровнородственные отношения; особо это следует сказать о таджиках и узбеках. Однако, приветствуя взаимосвязь и взаимовлияние культур и народов, нельзя согласиться с принудительной ассимиляцией таджиков в некоторых соседних странах, с попытками ликвидации их идентичности, которые предпринимались и предпринимаются определенными силами. Продолжением этой политики являются сегодня попытки осложнить внутреннюю жизнь и внешнеполитическое положение Таджикистана для того, чтобы максимально ограничить место, которое он по праву должен занимать в международном сообществе, его политическое влияние, громадную роль культуры таджиков в мировой цивилизации.
По существу, эти попытки в наши дни обречены на провал. Прежде всего потому, что взоры таджиков огромного региона, всего мира обращены к Таджикистану. Его народ в XX веке вырвался из водоворота, в котором на протяжении тысячи лет у него пытались отнять этническую и культурную идентичность, присвоить его достижения, а в конце века сумел отстоять свою целостность и суверенитет - вопреки катастрофическому ходу событий.
Есть социальный закон: чем больше давление неблагоприятных явлений, тем больше прочности, тем больше мобилизация неистощимых ресурсов социального организма.
Мы взяли твердый курс на возрождение духовности, на восприятие культурно-политической новации XX века и третьего тысячелетия - создание правового демократического государства, дающего полную свободу религиозной жизни населения на основе своего светского характера. Мы уверены, что эти принципы, этот курс развития страны упрочат государственность Таджикистана, который уже нельзя будет вовлечь в разрушительные процессы. Все это вместе взятое - не произвол, не результат игры случайных сил, а условия, определившие русло вхождения Таджикистана в общую систему безопасности и современной цивилизации. Последнюю мы понимаем как совокупность достигнутых человечеством высших ценностей - мир, устойчивое развитие, высокая духовность, право и демократия, высокий уровень науки, техники и производства, служащих благополучию людей и борьбе против пороков и преступности в обществе. Высшие человеческие ценности не существуют раздельно, они представляют собой органическую целостность в системе развитых стран, определяя один из ведущих путей развития человечества.
В этом смысле народ Таджикистана в 90-е годы, несмотря на трагические события, испытал на себе благотворное влияние современной мировой цивилизации, которая способствовала выходу его на путь мира и суверенитета. Вместе с тем современную мировую цивилизацию нельзя понимать однополюсно, только как центр, представленный жизнью "золотого миллиарда" населения атлантических стран, России и наиболее развитых государств Азии - Японии, Южной Кореи и других. Мировая цивилизация сегодня охватывает и громадный мир Востока с его высокой многотысячелетней духовностью, культурными ценностями. В XX веке этот мир пробудился независимостью народов и стран. В наши дни происходит освоение Востоком достижений современной технологической цивилизации и революции.
Неоспоримую роль в пробуждении таджиков к новому подъему культурно-исторической жизни сыграла тесная связь с Россией в XX веке. По существу, в это непростое время были заложены основы будущей независимости страны.
Находясь на границе разных полюсов многомерного мира, Таджикистан сегодня открыт для восприятия их влияния, которое, вне сомнения, даст благотворный результат на почве возрождения национально-культурного наследия.
Глобализацию, вовлекающую народы в новую системообразующую новацию планеты, нельзя сводить к унификации. Даже если кто-то пытается понять ее как мир универсальных ценностей и в таком виде навязать всем остальным.
Величайший смысл духовности заключается в ее гуманизме, в том, что, обладая собственным обликом, с глубоким пониманием относишься к непохожести других. Наша духовность бережно относится к своеобразию наших соседей - близких и более отдаленных: киргизов, китайцев, узбеков, казахов, индийцев, россиян, европейцев, американцев и многих других. Таджики с глубоким уважением относятся к буддизму, который был частью нашей истории. Поэтому для нас глубоко неприемлемы действия по уничтожению ее художественных атрибутов, как это произошло в Афганистане. Христиане и иудеи согласно нашей религии - исламу - являются людьми Писания. Мы искренне радуемся за россиян, ведущие религии которых - православие, ислам и другие - отличаются высоким патриотизмом и служат укреплению суверенитета страны. Точно так же, пройдя через трагические испытания, таджики осознали глубокий патриотический смысл своей истории и духовности, сложившейся на основе древнейших религий, ислама, достижений истории и культуры на протяжении тысячелетий и XX века.
Надо всегда ценить других людей и общества, которые отличаются от нас и умеют и понимают то, что обогащает наше умение и понимание. Ученый назвал это возлюбленной непохожестью.
Мы привержены своей исторической связи с народами России, Евразии, но столь же открыты для благотворного взаимодействия с атлантическими странами, Китаем и Японией, странами Дальнего Востока. Как часть мира мусульманских народов мы укрепляем с ними многообразные связи и не даем себя увлечь в русло экстремальных явлений и событий, чреватых бедой и насилием.
В небольшой статье невозможно затронуть все вопросы соотношения отдельного народа со всем остальным миром. Применительно к каждому народу, стране можно очень многое сказать о взаимовлияниях части и целого, единичного и глобального. Для нас важно уяснить свое место в глобальном и место глобальных процессов в нашей жизни - особенно в преддверии празднования десятилетия независимости Таджикистана.
По меткому замечанию политолога, народы Центральной Азии с развалом бывшего Союза были катапультированы в независимость. Внешне, возможно, это так. На деле же обретенная народом Таджикистана независимость была логическим продолжением векового стремления народа к утверждению своей свободы в политике, экономике, государстве, культуре, творчестве и во многих других областях жизни, где предстоит более полное освоение плодов независимости во имя благополучия наших соотечественников. Каждый шаг вперед закрепляет нашу независимость как основу новой свободной взаимозависимости народов и стран, соответствующей реалиям современности.