ТРИ ГОДА назад в Махачкале был зверски убит великий патриот России - муфтий Дагестана Саидмухаммад Абубакаров. Этот светлый человек погиб от рук бандитов. Еще задолго до вторжения в нашу республику бандформирований из Чечни Саидмухаммад Абубакаров возглавил общественное движение против распространения ваххабистской идеологии, противоречащей и исламу, и менталитету дагестанских народов. Какие бедствия и страдания принесло это вторжение, сегодня известно всем, особенно в Дагестане. Вот почему опубликованная в "НГ" (07.08.01) статья Гаджи Магомедова "Что страшнее ваххабизма" представляется мне политически вредной, научно не обоснованной, морально безнравственной.
К чему призывает автор статьи "Что страшнее ваххабизма"? Если судить по заголовку, то он ратует за борьбу против того общественного явления, которое было традиционно присуще верующей части населения Дагестана и известно в исламской литературе как суфизм. Я не специалист по исламу, но достаточно хорошо знаю религиозную ситуацию в Дагестане, знаю вековые традиции своего народа. В статье говорится, что дагестанские власти, "изгнав" ваххабизм, дали зеленую улицу другому течению ислама. Но на самом деле никто - ни власти, ни общественные структуры, ни деловые круги - не содействовал распространению суфизма, ибо это течение имеет в Дагестане давние и глубокие корни, которые с введением в действие Закона "О свободе вероисповедания" (октябрь 1990 г.) дали обильные всходы. Этот процесс свидетельствует, что в Дагестане, как и во всей России, обеспечено право каждого гражданина свободно выбирать религиозные убеждения и исповедовать любую религию. Своеобразие Дагестана заключается в том, что ислам здесь не только вера, но и образ жизни, стиль поведения. Это и мораль, и право, и механизмы регулирования взаимоотношений человека с человеком, в том числе семейных отношений. Возврата к запретам, к тотальному атеизму быть не может.
Автор статьи сетует на то, что в Дагестане построено много мечетей, что открыты исламские учебные заведения, что растет число последователей и учеников (мюридов) у авторитетных религиозных деятелей республики. Все это подается в статье как однозначно негативное явление. Гаджи Магомедов делает ничем не обоснованный вывод о сплошной исламизации Дагестана, и при этом между строк читателю внушается мысль о том, что нынешняя ситуация в Дагестане несет страшную угрозу для общества и государства.
Какой смысл вкладывает автор вышеупомянутой статьи в следующие, на первый взгляд нейтральные строки: "В период Кавказской войны XIX века именно суфии под идеологическим знаменем шейха Магомада Ярагского были катализаторами движения горцев под руководством шейха Мансура и имама Шамиля"? Да, это исторический факт. Только невежественные люди не знают, что Дагестан и дагестанцы всегда гордились и гордятся своими великими и славными сынами, какими были имам Шамиль, шейхи Магомад Ярагский и Джамалуддин Казикумухский, наиб Хаджи-Мурат и другие. Только невежественный не знает, что и имам Шамиль, и его учителя Магомад Ярагский и Джамалуддин Казикумухский были крупными прогрессивными мыслителями своего времени, что именно они в первой половине XIX века, когда в Америке процветала работорговля, в Европе жестоко подавлялись революционные выступления за равенство и братство, в царской России усиливалось крепостничество, возглавили борьбу не только за свободу и независимость, но и реализовали в имамате реальное равноправие граждан и их одинаковое социальное положение. Только невежественный не знает, что в Дагестане была самая известная и сильная в исламском мире школа мыслителей и просветителей, что из многих стран Востока приезжали к дагестанским шейхам учиться истинному постижению Священного Корана. Дагестан всегда славился шейхами, "народная тропа" к которым никогда не зарастала потому, что людей влекли их нравственная чистота и мудрость. Шейхами становятся не по указам и постановлениям, а народным повелением. Они поистине народные избранники.
Авторитет шейхов действительно непререкаем, и даже статья в общероссийской газете нисколько его не запятнает. Тем не менее считаю своим догом сказать несколько слов о шейхе Саиде-афанди Чиркейском, которого я хорошо знаю. Прежде всего это скромный, простой, порядочный человек. Саид-афанди - настоящий патриот России. Он всегда был и остается сторонником традиционного для Дагестана умеренного ислама, противником ваххабизма и фундаментализма. Сегодня он - один из самых авторитетных суфийских наставников, глубоко познавший ислам, изучивший Священный Коран, законы шариата, знающий адаты и традиции, разбирающийся в тонкостях человеческой души, осведомленный в процессах общественно-политической и социально-экономической жизни страны. В его дом ежедневно приходят сотни людей. "Не думайте, что я радуюсь такому большому количеству людей, - говорит шейх. - Я плачу оттого, что мне трудно сегодня всех принимать. Сейчас время такое трудное, и мой долг - помогать".
Со всего Дагестана, из других районов Северного Кавказа люди идут и идут к шейху Саиду-афанди. Люди верующие и неверующие. Кто из государственных мужей, где и когда видел у себя в приемных такой нескончаемый поток граждан, служить которым обязано государство? Статья "Что страшнее ваххабизма" представляет читателям шейха Саида-афанди этаким олигархом, у которого под контролем целое Духовное управление мусульман Дагестана, почти все мечети, треть депутатов парламента, члены правительства и даже некоторые руководители республики. Еще чуть-чуть - и весь Дагестан будет под властью шейха. Не верите? Да у него, если верить автору статьи, уже есть "политическая организация, проводящая политику постепенной, мягкой шариатизации Дагестана"... Полноте, господа!
Вот некоторые данные социологического исследования, проведенного в мае-июне 2001 г. с целью изучения общественного мнения о религиозно-политической ситуации в Дагестане. Опросом было охвачено 2000 респондентов. На вопрос "В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?" около 60% опрошенных ответили, что в светском, 22% - в религиозном, остальные затруднились с ответом. В среднем 20% представителей различных групп населения назвали себя истинно верующими, тогда как просто верующими - более 65%. Абсолютное большинство всех опрошенных (и верующих, и неверующих) - более 80% - поддерживают законодательный запрет ваххабизма в Дагестане. Это свидетельствует о том, что дагестанцы не потерпят насилия над собой ни в какой форме и хотят жить в свободном, демократическом государстве.
Есть и другие социологические данные, относящиеся к данной теме. Думаю, нет необходимости утяжелять газетный материал лишними цифрами. Важно подчеркнуть: данные социологов свидетельствуют о том, что угрозы всеобщей исламизации в Дагестане не существует.