ТРЕТЬЯ Всемирная театральная олимпиада и XXIII Московский международный кинофестиваль схлестнулись. Очередной московский праздник кино шел с 21 по 30 июня. Уникальная Театральная олимпиада - с 21 апреля по 29 июня. Последние, завершающие аккорды прозвучали в минувший уикенд. От Москворецкой набережной отплыл Корабль дураков. В "Пушкинском" наградили лауреатов ММКФ. Теперь есть возможность сравнить два финала и общественную реакцию на них.
ВСТРЕЧА ДВУХ ПРЕЗИДЕНТОВ
Театральная олимпиада, по сути, была упущена телевидением. Спектакли, которых Москва никогда больше не увидит, шли часто при полупустых залах (например, блестящий "Генезис" Кастелуччи). Это, конечно, не вина телевидения. Скорее беда организаторов. Единственный канал, который дотошно отслеживал все-все-все, - "Культура". Но Олимпиада и была предназначена прежде всего для профи.
Кинофест отпиарили по полной программе. Первый канал радовался встрече Михалкова с Путиным на Николиной Горе больше, чем новым победам в Чечне. Кинофест на ОРТ занял больше времени, чем любое другое событие недели. При этом Театральную олимпиаду на Первом почти не замечали. Другие каналы радовались фестивалю значительно меньше. Самым едким был комментарий ТВЦ к исторической встрече Путин-Николсон-Михалков: "А еще на кинофестивале показали кино... Но это не самое интересное".
А вот как выглядело прямое включение с закрытия фестиваля на НТВ. Корреспондент (стоит невдалеке от газона на Пушкинской площади): "Его зовут, сейчас я вам скажу, я волнуюсь, извините.., я смотрел отрывки из этого фильма.., как же его зовут?" Так объявляли лучших. Иранскую актрису корреспондент вообще не смог назвать грамотно: "Сложное иранское имя, извините..." При этом картинкой все время шли газончик и растерянное лицо корреспондента. Какой прок был в этом включении, если даже ТВЦ уже успело передать итоги фестиваля за несколько минут до НТВ? А никакой новой картинки не было? Фестиваль от этого скорей проиграл, чем выиграл.
Противоположными средствами того же результата добилось ОРТ. Михалков, облизанный Дибровым с головы до пят, не стал слаще. А пустые кресла в третьем и четвертом рядах "Пушкинского" на закрытии фестиваля, показанные крупным планом, или ухмылка Николсона, отворачивающегося от Матвиенко, и тем более захлопывание Юрия Башмета прогрессивными кинематографистами придавали всей торжественной процедуре гротесковый оттенок.
Московский кинофест пережал с рекламой. Слишком сильная реклама иногда хуже ее отсутствия.
МИЛИЦИЯ
"Бей ментов - спасай Россию", - кричала многотысячная толпа на Тверской в тот первый миг карнавала, когда мимо проплыла машина праздничного шествия, украшенная гигантской милицейской фуражкой. В завершение праздника у Корабля дураков на Москворецкой должны были биться насмех Белые и Черные клоуны. И они бились. "Что нам битва белых с черными, когда у нас тут битва с серыми", - грустно сказал обозревателю "НГ" один из зрителей, вытесненных милицией с газона на Москворецкой.
Поклонники театра - не футбольные фаны. Казалось бы, очевидная истина. В чем состоял положительный смысл шести кордонов милиции на подступах к Москворецкой набережной, нам, увы, уже не узнать никогда. Отрицательный - ясен: последнее зрелище Олимпиады было доступно в основном друзьям и знакомым Кролика. Вернее, многочисленных кроликов, занимавшихся администрированием события. Если на закрытии ММКФ беспрецедентные меры охраны можно было бы объяснить предполагавшимся визитом президента России, то на Театральной олимпиаде их нельзя было объяснить никак.
"Здесь вам КПП, а не 100 рублей!" - заявлял при мне капитан милиции молоденькой девушке, которая готова была отдать последний стольник ради того, чтобы хоть одним глазком глянуть на разрекламированных клоунов. Другого юношу волокли за шкирку с места события. И правильно. Распустились совсем - на клоунов им надо смотреть... А зачем? Ведь все равно с трибун не было ничего видно: многочисленные рекламные щиты и павильоны загораживали обзор тем, кто оказался на трибунах. Хорошо видно было лишь с ВИПовской трибуны. Но и на ней явно не было того, кто был бы достоин охраны, как у Римского Папы.
Бедные, бедные любители театра, которые иногда все-таки умудрялись проникнуть через полосы отчуждения! Самым ярким штрихом Театральной олимпиады стал не Корабль дураков, а милицейские кордоны вокруг него.
Теперь театралы лучше понимают болельщиков с лужниковских трибун. Теперь они знают, что значит "рассечь на сектора" и "охранять периметр".
КОНТРПРОГРАММИРОВАНИЕ
Визит Папы на Украину - визит Патриарха в Белоруссию. Кучма встречается с Папой - Лукашенко с Патриархом. Вот прием политического противопоставления, которое заняло телеэфир на прошлой неделе. Казалось бы, сфера культуры должна быть далека от таких приемов политической борьбы.
Но нет. В последний сезон в Москве сработало такое мощное оружие, как контрпрограммирование. Теперь менеджеры, занимающиеся пиаром культурных событий, планируют свои акции, как полководцы военные походы: обойти с флангов спектакль, перебить премьеру фильма... Сначала пересеклись во времени ярмарка "Арт-Москва" и Московский фотофестиваль. Теперь сработали орудия крупного калибра.
ПАФОС
В России научились надувать щеки. Если кинофестиваль - то награду должен вручать президент страны (но так и не вручил). Если Олимпиада - то большой Карнавал должен пройти по главной улице. Теперь уже ясно, что два мероприятия встретились в пространстве Большого Пафоса. И поэтому оценивать их можно с той позиции, которую они сами себе избрали - кто был пафоснее?
Путин не приехал - вот главный итог закрытия XXIII ММКФ. Президента России использовали как разменную монету. Сначала - деятели театра. Потом - кинематографисты. Кто выиграл?
Кажется, театралы. Просто потому, что они были чуть-чуть скромнее. И больше сделали для народа, как бы ни мешала милиция.