НА ЭТОЙ неделе сотрудники ФСБ заявили, что наконец-то получили подтверждение, будто бы американский аспирант Джон Тоббин, осужденный в Воронеже за хранение и распространение наркотиков, является сотрудником разведки и причастен к вербовочным акциям.
Правда, до этого официальные представители ФСБ на протяжении полугода подчеркивали: Тоббина арестовали за хранение наркотиков и у контрразведчиков к нему претензий нет. И вот теперь претензии появились - после того как по странному совпадению начался судебный процесс по делу американца Джорджа Трофимоффа, обвиняемого в работе на советскую разведку.
Что ж, подобных "совпадений" в деле американского "шпиона-наркомана" накопилось так много, что пора признать очевидную истину - Джон Тоббин стал разменной картой в интригах российских и американских дипломатов.
Напомним, что Джон Тоббин с пакетиком марихуаны был задержан в Воронеже 26 января этого года. Оформив протокол, его отпустили домой под подписку о невыезде. У сотрудников УФСБ по Воронежской области с первых минут была информация о том, что сотрудники милиции задержали сотрудника разведки (Джон Тоббин закончил институт разведки Минобороны США в городе Монтеррей штата Коннектикут и является переводчиком и специалистом по ведению допросов.) Однако в прессу эта информация не просочилась. Через неделю следователь неожиданно меняет Тоббину меру пресечения и отправляет стажера под арест, а еще через неделю по команде из Москвы в центральных информагентствах появляется информация, что Тоббин шпион. Разгорелся скандал. Пресс-секретарь Воронежского УФСБ в разговоре с корреспондентом "НГ" уверял, что сам узнал о шпионской профессии Тоббина из телефонного разговора со столичными корреспондентами. Потом, правда, признался - был приказ молчать...
Неожиданное разглашение информации по делу Тоббина неожиданно совпало с началом суда в США по делу бывшего агента ФБР Роберта Ханссена, который был арестован 18 января по обвинению в шпионаже в пользу России. Но ФСБ все намеки на связь двух событий оставила без комментариев.
В начале февраля в Воронеж к Джону прибыла второй секретарь американского посольства Мелисса Аркли, которой Тоббин ухитрился передать записку. В небольшом рукописном послании, отрывки из которого привела газета "New York Times", Тоббин называл свой арест и последующее судебное разбирательство "грязной подставой", осуществленной ФСБ с целью завербовать его. "Я попался на крючок, - пишет Тоббин. - В хитрую ловушку, которую построили здешние власти. Что дальше? Они предложили мне работать на них, но я отказался. Так что мне придется посидеть".
Судя по всему, воронежские чекисты знали о том, что Тоббин готовится передать записку, но обыскивать дипломата было совершенно невозможно. В качестве "ответного удара" к уголовному делу были приобщены записки квартирной соседки американца, которая с усердием, достойным оперативников службы наружного наблюдения ФСБ, записывала всех гостей Джона, которых он приводил к себе и угощал марихуаной. На основании показаний пенсионерки к статье 228 УК РФ "Хранение наркотиков" прибавилась новая статья 232 - "Организация наркопритона, склонение к потреблению наркотических средств", которая предусматривает более суровое наказание.
В апреле этого года Ленинский районный суд приговорил Тоббина к 3 годам лишения свободы. Однако после визитов в Воронеж родителей Тоббина в компании с американским сенатором Джеймсом Мэлони, который пообещал, что судьбу Джона обсудит президент Джордж Буш на встрече с Владимиром Путиным, власти смягчились. Областной суд пересмотрел дело и приговорил Тоббина к году лишения свободы. Более того, Тоббина решили не посылать в колонию в Мордовию (где контингент заключенных - выходцы из стран Азии и Африки - очень негативно относится к подданным США), а направили в "образцово-показательную" колонию в городе Россошь под Воронежем.
И вот в деле Тоббина новый неожиданный поворот. На прошлой неделе в американском суде выступает отставной генерал КГБ (ныне живущий в США) Олег Калугин и подтверждает, что 74-летний отставной полковник Джордж Трофимофф работал на КГБ. Суд признал Трофимоффа виновным. И хотя обвинение настаивает на пожизненном заключении для агента КГБ, его окончательная судьба решится в сентябре. Накануне суда над отставным полковником, по официальной версии, в ФСБ приходит некий ученый Дмитрий Кузнецов и дает показания, что Джон Тоббин допрашивал его в тюрьме Бриджпорт штата Коннектикут. Как следует из заявления ФСБ, Кузнецов в 1989-1998 годах работал по контракту в университете Западного Коннектикута и изучал влияние ртути на организм человека. В декабре 1997 года его противозаконно арестовали в банке в момент обналичивания чека и, предъявив обвинения в банковских махинациях, отвезли в тюрьму. Там его якобы и навестил Тоббин, представившись агентом ФБР, пытался завербовать российского ученого, предлагая решить все проблемы. В мае действительно Кузнецов был освобожден, заплатив 2500 долларов штрафа и отрецензировав по просьбе Тоббина несколько статей по токсикологии. И вот, согласно версии ФСБ, Кузнецов увидел Тоббина по телевидению, опознал его и побежал в органы. В минувшую пятницу Кузнецов побывал в Воронежском СИЗО, где прошла очная ставка с Джоном Тоббиным. Кузнецов уверенно подтвердил, что его допрашивал именно Джон Тоббин, который, в свою очередь, уверяет, что никогда не видел крупного российского ученого.
Через несколько дней госдепартамент США выступил с заявлением, из которого следует, что в 1997 году Тоббину было всего 20 лет и он учился на первом курсе института в Монтеррее. Что ж, выходит, он вербовал ученого в качестве курсовой работы.
Кстати, о Кузнецове, который, как утверждают сотрудники спецслужб, является крупным российским ученым. Корреспондент "НГ" в ходе подготовки материала обратился к Интернету. Поисковые системы не выдали ни одной ссылки по заданной теме - во Всемирной паутине следов такого ученого-биолога не оказалось... Тот же руководитель группы общественных связей УФСБ по Воронежской области Павел Большунов отослал корреспондента "НГ" к публикации его интервью в "Московском комсомольце" (интервью, судя по всему, является единственным публичным высказыванием профессора биологии), из которого он и сам почерпнул свои сведения об ученом.
На днях департамент контрразведки ФСБ уже собирается принять решение о переквалификации уголовного дела. На основании показаний Кузнецова российские спецслужбы сделали вывод, что Джон Тоббин "является сотрудником американской разведки и имеет непосредственное отношение к вербовочным акциям, проводимым спецслужбами США в отношении российских граждан". Как объяснил корреспонденту "НГ" Павел Большунов, проведение вербовочных акций в отношении гражданина России попадает под действие наших законов, которые однозначно трактуют такие действия как шпионаж. "Мы вели Тоббина с самого первого дня его задержания с наркотиками, - говорит Большунов. - Но я сейчас не уполномочен обнародовать результаты оперативной проверки, но могу сказать, что сегодняшняя информация является промежуточным звеном и ясно указывает на то, что мы на правильном пути".
Что ж, российские спецслужбы дали понять, что, если приговор Трофимоффу будет слишком жестким, жесткость будет проявлена и по отношению к Тоббину. Ну а пока игра продолжается, Джон Тоббин, невольно ставший марионеткой в чужих руках, готовится в Россошанской колонии освоить новую профессию столяра и изготавливать весельные лодки. Причем зарплату Тоббину будет платить американский миллиардер Сорос - не так давно колония в Россоши выиграла грант на производство столярных изделий.