0
1108
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.05.2001 00:00:00

Правые против самих себя

Тэги: спс, рейтинг, партия, движение


Коренная болезнь российской политики - ее персонификация. Позиция может быть только "за" и "против". "Вы за кого будете, за Путина?" - прямодушно спросил ведущий ОРТ Александр Любимов лидеров "Союза правых сил". И тут же вспомнилось: "Вы за Мартова или за Ульянова?", "Вы за Троцкого или за Бухарина", "Вы за Горбачева или зa Ельцина?" Ныне похоже: "Вы за Путина или за Березовского?" Казалось бы, у правых интеллектуальный багаж побольше, чем у какой-либо другой фракции в Думе, но и они туда же - бесконечно жонглируют именами. "Я - путиноид", - заявил в одном из интервью Аркадий Мурашов. И остается только развести руками: гуманоидов - где бы найти...

26 мая у "Союза правых сил" объединительный съезд. Очевидно, либералам необходимо объединяться. Но только вот - на чем? В стане правых весь спектр целей опять же сведен к персоналиям: кто будет главным начальником. Между тем социологические опросы показывают: рейтинг правых, несмотря на бесконечный пиар, походы к президенту, гадания на ромашке последнего - любит-не любит, - ползет вниз: за год он снизился в два раза. И неизбежно упадет еще ниже, если правые не сумеют позиционироваться.

В последние месяцы СПС заявила о себе как о партии крупного капитала. Особенно выпукло это продемонстрировали в скандале вокруг НТВ, выступив на стороне госмонополии, которая - и о том лидеры правых отлично знают, поскольку были в правительстве, а электорат правых знает по состоянию собственных кошельков на протяжении всех лет реформ, безбожно обкрадывала и миноритарных акционеров, и тех, кто обменял свои приватизационные ваучеры на акции "Газпрома", и, наконец, бюджет. При этом правые еще и несли всякую невнятицу насчет защиты прав собственности (в том смысле, что это приоритет по сравнению с другими правами и свободами), продолжая порочную практику тех времен, когда были у власти: во имя высоких (но все труднее угадываемых) целей говорить одно, иметь в виду другое и при этом попытаться всех вокруг надуть - и Кремль, и сторонников. Сейчас результат был предопределен: ни те ни другие в искренность правых не поверили. Зато лицо они в очередной раз потеряли. Впрочем, в политике, бывает, даже потеря лица компенсируется неким прагматическим интересом, обеспечивающим конечный результат. Однако и этого в поведении правых не просматривается.

Ставка на крупный капитал не имеет смысла. Не только потому что "крупняка" в России - три с половиной десятка, но и потому, что устройство российской власти таково, что крупному капиталу не требуются политические партии как проводники их интересов. Профсоюз олигархов - Российский союз промышленников и предпринимателей - решает свои вопросы с Кремлем напрямую. СПС им по большому счету не нужен: деньги какие-то давать будут, но не больше, чем всем остальным, включая коммунистов. Главные их инвестиции - инвестиции во власть и соответственно в ту партию (партии), на которые укажет Кремль.

Кто действительно мог бы быть заинтересован в либеральной политической партии, так это средний и мелкий бизнес, зажатый между молотом государства и наковальней олигархов. Однако правые не стремятся выражать их интересы. Для мелкого и среднего бизнеса, очевидно, непосильно все то огромное государство, которое растет у нас не по дням, а по часам. Правые же, связанные пуповиной с властью и топ-бюрократами, не хотят портить с последними отношениям. Не говоря уже о том, что еще недавнее лицо правых - Сергей Кириенко не только представляет Кремль, но и замечательным образом поменял риторику еще недавнего либерала на риторику, все более напоминающую о его опыте работы в качестве секретаря обкома комсомола. Не хотят и не могут правые ссориться и с олигархами, включая "Газпром", по той простой причине, что неформальный лидер правых - Анатолий Чубайс - возглавляет вторую по величине монополию в России. Налицо классический конфликт интересов (как, кстати, и в случае с Кириенко), и он неизбежен, пока Чубайс будет сидеть на двух стульях - и в СПС, и в РАО "ЕЭС".

Что из этого следует? А из этого следует, что естественный союзник и электоральный ресурс правых - средний и мелкий бизнес - предпочтет вкладываться и голосовать отнюдь не за СПС. Уж если суждено находиться между молотом и наковальней, то рационально быть на стороне "молота": не случайно рейтинг кремлевского "Единства" за первые три месяца года вырос на шесть пунктов и более чем в семь раз превышает рейтинг правых. Разумно: когда нет альтернативы, вложения во власть - и хотя бы так от нее же защититься - единственно правильный и прагматический выбор.

Наконец, еще один ресурс правых - интеллигенция, точнее те, кого на Западе принято называть "professionals" - люди, не занимающиеся собственно предпринимательской деятельностью, но сумевшие как-то приспособиться к рыночным условиям существования: в опросах Фонда общественного мнения они обычно классифицируются как оптимисты или близкие к оптимистам. Этих людей совершенно не радует удушение негосударственных СМИ. Понятно, что в ситуации отсутствия нормальных политических партий и нормальной оппозиции СМИ как квазипартии как раз и выполняли роль какой никакой оппозиции. Теперь нет и этой отдушины. "ЯБЛОКО"? Оно отталкивает их прежде всего тем, что за ним нет реальных действий - только вечная оппозиционность, перемешанная с социал-демократической риторикой. (У "ЯБЛОКА" вполне очерченный электорат - из той интеллигенции, которая скорее потеряла за последние годы, плохо сумела приспособиться к новым реалиям, но не может голосовать ни за власть, ни за коммунистов. В этом смысле Алексей Кара-Мурза совершенно прав, говоря, что объединяться СПС и "ЯБЛОКУ" на парламентских выборах не имеет никакого смысла.) Неразборчивость во взглядах и связях СПС отталкивает и "оптимистов": у них достаточно образования, чтобы понимать, что авторитарная власть представляет для них серьезную угрозу, а бесконечные апелляции правых к власти, хождения за милостью к президенту - наглядная демонстрация, что СПС для них не защита. Эти люди скорее всего просто не будут участвовать в выборах. Наконец, молодежь, на которую, очевидно, "работает" Борис Немцов. Интеллигентские идеалы и ценности вроде свободы слова их, может быть, и не очень волнуют - хотя бы по той причине, что они - в силу возраста - не знают, как бывает, когда свобод нет. Но их привлекают сильные лидеры и отчетливые позиции. Суетливость правых, демонстрируемая ими все последние месяцы, очевидно, о силе не свидетельствует. На фоне спокойного Владимира Путина, то катающегося на горных лыжах, то предстающего в обрамлении имперского кабинета, правые однозначно проигрывают.

И что остается? Если падение рейтинга СПС будет идти теми же темпами, что в последние месяцы, то есть полтора пункта в месяц, к парламентским выборам, будь они осенью или через год, не останется и вовсе ничего. И тут уж никакой пресловутый административный ресурс не поможет. Потому задача правых не выбрать себе очередного начальника, а позиционироваться. Другими словами, наконец сформулировать свои приоритеты, свою аудиторию, свои взаимоотношения с властью. И попытаться это сделать максимально честно. Время, когда можно было играть с электоратом, прошло. Известный экономист Виталий Найшуль в нашем недавнем разговоре весьма точно сформулировал, что сегодня происходит размежевание на людей интересов и людей норм. В политику возвращается мораль, ценности, которые последние годы были замещены интересами. Люди интересов пойдут за партией власти. Люди норм совсем скоро будут делать свой выбор. Вообще наступило серьезное время. Правым, если они еще этого не поняли, следует это осознать.

В противном случае они станут историей. Историей утраченных иллюзий и упущенных возможностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1257
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
800
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
561
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
797

Другие новости