ПРИГЛАШАЯ к обсуждению проблемы сходства и различий германской и российской дискуссии о преодолении прошлого, мы подразумеваем в том числе осмысление каждым личного опыта преодоления прошлого, своей биографии. Впрочем, теперь, когда идеология не играет больше существенной роли и постепенно исчезают страхи и угрозы, исходившие ранее от диктатур, для кого-то более уместны вопросы: зачем рыться в истории? зачем усложнять жизнь без всякой на то необходимости?
Без истории жить проще, и было бы вполне достаточным упоминать в описаниях прошлого только хорошие, достойные факты. Это могло бы даже стать примером для подражания для последующих поколений. Легенды, несущие позитивное содержание, столь же важны, как и новые жизненные и исторические проекты и утопии. Так давайте же наполним настоящее приятными воспоминаниями┘
Но стали ли бесцветными "коричневые" или "красные" цвета нашего прошлого? И есть ли кто-нибудь, кто бы не пострадал от цвета? Кто мог сохранить свой первоначальный цвет? Кто может, не задумываясь, всегда ходить прямо? Кому не нужно опираться на оправдание? Кому не нужно маскироваться?
Зачеркнуть прошлое не удалось, очернение его тоже не помогает. Раскаяние?.. Кто отчетливо произнес "я виновен" или "я ответственен"? И в то же время очевидно, что прощение не является гарантией тому, что старое не вернется вновь.
Говорить, понимать и проявлять внимание - не это ли путь к преодолению прошлого, не это ли способ избежать нового самоинфицирования, не допустить очередную эпидемию? Сегодня стало очевидно, что каждое поколение историков и интеллектуалов не только пишет свою историю, но и творит разные варианты реальности, в том числе ХХ века. А значит, кроме описаний происходящего интеллектуалы предлагают, что и как надо делать. Следовательно, мы вправе спрашивать себя: какова ответственность историка, в чем авторство историка в истории, а значит, польза или вред его действий.