СЕЙЧАС, когда остался позади пик публикаций в связи с первой годовщиной избрания Владимира Путина на пост президента России и стихли шумные комментарии в связи с его очередным Посланием Федеральному собранию, можно попытаться достаточно спокойно проанализировать складывающуюся ситуацию и посмотреть, что на самом деле сегодня стоит в повестке дня у президента и что в эту повестку дня может войти в ближайшее время. Кроме того, есть смысл задуматься и над тем, какие ограничители могут возникнуть на пути реализации планов, намеченных в Послании.
ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Прежде всего следует сказать о том, что Путин до сих пор находится в уникальной ситуации, когда волна 1999 г., вознесшая его в Кремль, фактически не спадает. Не спадает по многим причинам. Но главная из них состоит в том, что Путин остается для подавляющего большинства населения "президентом ожиданий, президентом надежд". Фактически этот статус Путина не изменился за прошедший год, и число сторонников и сомневающихся почти такое же, как и год назад.
Такая ситуация определяется прежде всего тем, что Путин имеет все возможности для достаточно широкого маневра внутри страны и за ее пределами, не прибегая к сколь-либо серьезным радикальным шагам, а ограничиваясь прежде всего тем, что называется "застолбить участок". С помощью своих поездок и заявлений он занимает политические участки один за другим, и после этого уже не суть важно, кто из российских или зарубежных политиков пытается играть на этом поле.
По многим позициям у Путина действительно есть пальма первенства. Вместе с тем следует сказать, что все-таки сегодня часы начинают обратный счет.
Отсчет времени от дня выборов закончился, начался отсчет времени до дня новых выборов, когда Путину предстоит на практике доказывать эффективность своей политики, чтобы добиться своего избрания на следующий срок.
И хотя до президентских выборов еще достаточно дней и месяцев, остающееся время будет во многом безжалостно к главе государства, потому что на этом пути любая ошибка будет стоить неизмеримо дороже, нежели в самом начале.
Главная особенность нового этапа, который сейчас начинается, состоит, на мой взгляд, в постепенном переходе общества от надежды к оценке реального положения дел, конкретных действий, к оценке тех возможностей, которые существуют у Путина для подлинного изменения ситуации.
Прежде всего надо сказать, что тот высокий рейтинг, который сегодня есть у Путина, в этих условиях может сослужить ему достаточно плохую службу, поскольку любое понижение, хотя бы на 10-15%, может рассматриваться и в обществе, и прежде всего в окружении самого президента как негативный сигнал, хотя на самом деле за этим фактом, может быть, ничего серьезного еще нет.
Наибольшая сложность, которая может возникнуть, заключается в том, что Путин и его окружение могут стать заложниками рейтинга и вся политика будет строиться именно в расчете на рейтинг, а не в расчете на реальные действия. Основания для такого суждения существуют уже сегодня - достаточно взглянуть на публикации во многих средствах массовой информации.
Но рейтинг Путина нельзя воспринимать механически. Его надо рассматривать в совокупности всех элементов. Только тогда будет реально видно, каковы составляющие этого рейтинга и по каким проблемам у граждан России возникает наибольшее количество вопросов.
Вторая сложность заключается в том, что Путин по-прежнему ощущает достаточно острый кадровый голод и многие назначения последнего времени (если не говорить о самых важных) свидетельствуют о том, что идут перемещения людей в рамках одной горизонтали, без привлечения качественно новых сил.
Кроме того, мы сталкиваемся с той тенденцией, которая вполне объяснима в России, но которая, как известно, порой ведет отнюдь не к лучшим результатам. Ближний круг уже в который раз начинает формироваться по "кланово-географическому" принципу, и это обстоятельство само по себе в будущем может стать источником значительных трудностей как в работе президента, так и в его восприятии обществом.
Позитив пока заключается в том, что Путин как самостоятельный игрок постоянно присутствует на политической сцене, не особенно давая кому-либо из своего окружения играть в отдельную игру. Но совершенно очевидно, что по мере продвижения вперед такая опасность будет возрастать.
Все новые и новые вопросы, стоящие перед Путиным и перед страной, не позволят ему детально вникать во многие вещи, и это положение при определенных условиях может создать возможность для весьма специфических шагов тех людей, которые называются (или называют себя) его командой, его окружением.
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ВЛАСТИ
Следующая особенность ситуации сегодня состоит в том, что Путин действует в условиях, когда фактически демонтирована политическая схема управления, существовавшая на прошлом этапе развития страны, а новая так до конца и не создана.
Действует, на мой взгляд, не слишком устойчивая и эффективная временная конструкция, где даже базовые элементы (Дума и Совет Федерации) находятся "под напряжением", не говоря уже о Государственном совете, который рискует окончательно превратиться в "ток-шоу".
Правда, именно в силу этого Путин получает уникальные возможности для проведения своей политики, не встречая не только сопротивления, но и даже сколько-нибудь реальных попыток коррекции его действий. Конечно, можно сказать, что по отдельным вопросам Дума спорит с Путиным и даже преодолевает его вето, но в целом политическая система не работает в режиме полноценного диалога с президентом. Она живет своей жизнью, а глава государства - своей.
И проблема заключается в том, что чем дольше будет сохраняться такое положение, тем слабее будет система государственной власти России в целом. Ибо даже самый активный президент не в состоянии реально заменить и Государственную Думу, и Совет Федерации, обеспечить и законодательную инициативу, и ее принятие, и, самое главное, реализацию.
Кроме того, нужно сказать, что в целом сегодня начинается определенная переоценка мер Путина по выстраиванию вертикали власти. Безусловно, многое ему удалось сделать, однако в целом ситуация далека от того, чтобы ее можно было назвать идиллической. Представители президента в регионах, до сих пор остающиеся в достаточно "подвешенном" состоянии, сейчас в ряде случаев перешли к попыткам прямого вмешательства в экономические проблемы и даже - в некоторых случаях - оказались вовлечены в разборки в связи с переделом собственности в том или ином субъекте Федерации.
Совершенно очевидно, что такое положение вряд ли сохранится, потому что должна наступить практическая развязка: либо представители президента в федеральных округах будут так или иначе "конституированы", либо мы получим совершенно очевидное ослабление и этой, параллельной вертикали власти.
Однако здесь возникает очевидная проблема: "конституировать" федеральные округа и систему представителей президента РФ можно только путем внесения поправок в федеральные законы и Конституцию РФ. Но, думается, даже нынешняя Дума, при всей ее лояльности, на это не пойдет, поскольку всем совершенно очевидны возможные политические и экономические последствия такого шага.
Путин, очевидно, встанет перед выбором, каким образом ему действовать: подкреплять "зависших" представителей новыми указами или попытаться все-таки пойти по пути конституционных поправок - либо в чистом виде, либо, может быть, в пакете с другими шагами вроде укрупнения ряда субъектов Федерации или создания новых, укрупненных субъектов.
Одно совершенно ясно - уже сейчас президенту нужно думать о том, чтобы не входить в конфликт с парламентариями и субъектами Федерации в вопросе о бюджете будущего года и последующих лет.
Возможность такого конфликта связана прежде всего со стремлением некоторых представителей президента в федеральных округах добиться того, чтобы бюджет страны верстался по "окружному" принципу, что, естественно, усилит их позиции с точки зрения финансового контроля за подведомственной территорией.
Однако такой шаг на самом деле может привести к весьма негативным последствиям, ибо вместо консолидации власти и контроля над регионами мы рискуем получить новую войну регионов против центральной власти, а именно против представителей президента РФ в федеральных округах.
ПРЕЗИДЕНТ, ЭКОНОМИКА И БЮРОКРАТИЯ
Главе государства неизбежно предстоит решить вопрос о его собственной роли в экономической сфере. Конечно, послание Федеральному собранию показывает, что Путин постепенно переносит центр тяжести на экономику и настроен на то, чтобы экономические реформы в этом году приобрели реальные очертания. Но особенность российской ситуации состоит в том, что многие из озвученных президентом положений могут так и остаться на бумаге, если он не возьмет на себя роль реального политического локомотива экономических реформ. Пока, с моей точки зрения, он еще не в полной мере к этому готов, потому что хорошо понимает, что реализация либеральной экономической программы приведет к формированию рыночной экономики отнюдь не с человеческим лицом, а, скорее всего с достаточно малопривлекательным оскалом, ибо никакая реальная реформа в России сегодня невозможна без серьезного ухудшения социального положения значительной части населения.
Именно поэтому принципиально важно, какой баланс между радикальной рыночностью и умеренной социальностью выберет Путин в текущем году.
Кроме того, и здесь я согласен со многими экспертами, президент может столкнуться с еще одной проблемой - с невозможностью реализовать либеральные по духу шаги с помощью бюрократического аппарата. То есть для выполнения намеченных шагов Путину нужно будет пойти на жесткие ограничения бюрократии, что, как известно, в России в большинстве случаев кончалось поражением того, кто начинал этот процесс. Никакая "вертикаль" не сможет заставить экономику работать в нормальном режиме, если сохранится вся бюрократическая "крыша" над ней и, соответственно, повальная коррупция.
ФАКТОР ЧЕЧНИ
Камнем на шее грядущих реформ по-прежнему висит Чечня. К сожалению, ситуация там развивается сегодня по самому неудачному для президента сценарию. Действительно, военная часть операции завершена, однако было бы большим преувеличением говорить, что установлен полный контроль над территорией республики. Не удалось добиться того, чтобы Чечня реально встала на путь мирного развития, и те события, которые происходят фактически ежедневно в Грозном, Гудермесе и других городах Чечни (даже в день приезда Путина в регион), свидетельствуют о том, что в любой момент может произойти новое обострение, которое потребует новых усилий со стороны федеральной власти и соответственно новых жертв.
Говорят, что заслуга президента в том, что он убрал Чечню с первых полос газет и перевел чеченскую проблему из числа самых актуальных на второй план, в один ряд со сводками погоды, которые все воспринимают достаточно спокойно, как что-то неизбежное.
Фактически президент уже признает, что, по всей видимости, в ближайшее время (по крайней мере лет на пять-семь) политического решения, особенно в рамках нынешней схемы работы в Чечне, реально не будет. Чечня останется головной болью, вероятно, в течение всего периода президентства Путина, но было бы совершенно наивно думать, что нынешнее отношение общества к чеченской проблеме останется неизменным - тем более что давление со стороны Запада не будет ослабевать, а скорее всего даже возрастет уже в ближайшие месяцы.
РОССИЯ И ВНЕШНИЙ МИР
Среди тех проблем, с которыми придется столкнуться Путину в этом году, будет и самоопределение СНГ. Все победные реляции на эту тему уже давно забыты, и становится совершенно очевидно, что СНГ в том виде, в котором оно было провозглашено 10 лет назад, больше не существует.
Это объективная реальность, которая, судя по всему, пока еще не может быть подкреплена соответствующим политическим заявлением российского президента - но, видимо, только пока. Скорее всего уже в этом году именно Путину придется закрыть ту страницу, которая называлась "Беловежские соглашения", и начать думать о том, какую схему дальнейшего развития постсоветского пространства можно было бы предложить, учитывая, что начинает достаточно серьезно меняться ситуация на Украине, в Грузии, в Азербайджане и особенно в Средней Азии.
Во внешнеполитической сфере Путин добился самого главного - он сделал себе имя серьезного политика и наладил достаточно хорошие личные отношения со многими лидерами. Вместе с тем надо сказать, что новизна Путина как президента России уже в прошлом.
Путин действительно воспринимается как серьезный партнер, но и от него сегодня ждут не столько дальнейшей презентации себя, сколько презентации новой, постъельцинской России. Ведь в течение всего первого года своего президентства Путин, при всех его достаточно самостоятельных шагах, представлял Россию переходную, Россию, которая досталась ему от Ельцина и которую он задумал по-своему изменить.
Особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что при всей активности Путина на международной арене поле реального действия для него сужается. Остается только несколько направлений, на которых он может добиться позитивного результата, и это для него существенно, если учесть, что в 2001 и, видимо, 2002 гг. он может потерпеть (по крайней мере внешне) несколько крупных поражений, связанных прежде всего с решением американской администрации развернуть систему ПРО и с расширением НАТО на восток.
Поэтому сейчас для президента принципиально важно, где и какой будет найден баланс, ибо, потеряв в одном, нужно найти что-то иное, что позволит ему сохранить не только номинальное, но и реальное место в кругу лидеров мировых держав.
Путин, безусловно, стремится к тому, чтобы Россия совершила прорыв на европейском направлении, и хочет, действуя через европейских политиков, добиться позитивного восприятия новой России в мире. Встреча с лидерами Европейского союза в Стокгольме и завершившийся российско-германский саммит - еще одно тому подтверждение.
Однако следует честно сказать, что европейская карта Путина имеет свои очень серьезные ограничения, поскольку нельзя преувеличивать самостоятельность сегодняшних лидеров европейских государств. Да, безусловно, они будут говорить о необходимости консультаций, сверки позиций и т.д., но совершенно очевидно, что понятие атлантической солидарности по-прежнему остается ключевым и что те решения, которые будут приняты в Вашингтоне, никем в Европе оспариваться не будут - ни Шредером, ни Шираком, ни тем более Блэром.
С этой точки зрения очень важно, чтобы у самого Путина не наступило разочарование в том, что он считал для себя очень важным: выстроить отношения с европейскими лидерами и лично, и политически. К этому можно будет добавить и то, что, условно говоря, зоны конфликтов будут также весьма сложны для России.
Наивно верить, что та или иная наша инициатива способна изменить ситуацию на Ближнем Востоке или на Балканах. Видимо, сейчас важнее не придумывать новые инициативы, а искать свое место в уже имеющем место процессе, постараться четче определиться в том, какие есть реальные возможности для участия в нем России.
Сегодня увлечь ту же "восьмерку" проблемой ПРО или проблемой борьбы с терроризмом в российском понимании этого термина практически невозможно. Нужна гораздо более конструктивная повестка дня, построенная на балансе российских интересов и интересов Запада.
В частности, совершенно объективно Путин мог бы сосредоточиться на проблемах создания действительно эффективной системы международного мониторинга за нераспространением ядерного оружия и ядерных технологий, мониторинга, в котором вектор интересов России в значительной степени совпадал бы с вектором интересов Запада. Это очень сложно и в значительной степени противоречиво, но это та объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Другого пути просто нет.
Самостоятельная политика России в международной жизни важна и нужна, но это не должна быть политика, в которой стремление отстаивать свою точку зрения переходит в стремление к самоизоляции без понимания тех последствий, которые могут иметь место.
Поиск пути на каждом из направлений - это поиск пути самого Путина, и именно от него зависит, насколько реалистически он сможет подойти к ситуации и понять, что Россию по-прежнему не слишком ждут там, где решаются как судьбы регионов, так и многие глобальные проблемы.
ПО ЗАКОНАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Путин - президент информационный, он присутствует на телевидении и радио, в газетах и Интернете. Он пытается не только быть объектом информации, но и самому почти каждый день оказывать информационное влияние на Россию и мир.
Этим он, безусловно, очень серьезно отличается от Бориса Ельцина, и стремление к информационному присутствию во многом помогает Путину сохранять свой рейтинг, свой имидж в глазах российского и зарубежного зрителя и слушателя.
Однако есть проблемы, к которым все же приходится возвращаться. Конфликт вокруг НТВ, как бы его ни стремились изобразить в качестве экономического, носит и очень серьезный политический характер.
Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие этого конфликта будет серьезно сужать сферу информационного воздействия президента на аудиторию как внутри страны, так и за рубежом.
Ведь мы все становимся свидетелями того, что этот конфликт попросту заглушает многие очень важные события. Для профессионалов не секрет, что объем публикаций зарубежной прессы о выступлении Путина перед Федеральным собранием составил примерно одну десятую от объема ее публикаций, связанных с конфликтом вокруг НТВ.
То есть проблема НТВ глушит политическую инициативу Путина, и если это положение будет сохраняться и далее, то президент России окажется в весьма незавидном положении, потому что в зарубежной аудитории, в зарубежных средствах массовой информации переломить сложившееся видение России будет крайне сложно, особенно в том случае, если тема НТВ перерастет в тему "свободы прессы в России".
Для того, чтобы Россия действительно выглядела в пространстве СМИ нормально и не подвергалась всесторонней критике, нужно найти по крайней мере информационный выход из кризиса, связанного с НТВ. Вполне понятно, что президент хочет и далее оставаться над схваткой и говорить о том, что это чисто экономический вопрос, но такой подход уже не будет восприниматься серьезно западными партнерами.
Россия только проиграет, если весь конфликт, вся возня вокруг НТВ будет и дальше каждый день присутствовать на страницах зарубежной прессы, тем более если это будет продолжаться достаточно долго.
ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ДУМА
Сегодня перед Путиным встает еще одна очень серьезная проблема - проблема нового правительства России. Совершенно очевидно, что период переходного правительства закончен. Хорошо или плохо работало это правительство, думается, об этом президент еще скажет.
Но есть другой, более важный вопрос: будет ли работоспособно новое правительство? Не приведут ли изменения в правительстве к реальному параличу исполнительной власти? Ведь совершенно ясно, что эти изменения девятым валом накроют и власть в регионах, заставят задуматься региональных лидеров, которые смогут найти опору в федеральном правительстве только в том случае, если это правительство начнет реально работать, а не погрязнет на несколько месяцев в процессах реорганизации, слияний, уточнения функций и т.д.
Безусловно, в этой ситуации было бы, видимо, ошибкой со стороны президента отдавать процесс реорганизации исключительно на откуп новому премьеру. Только сам Путин может добиться того, чтобы реорганизационный процесс занял максимум месяц-полтора и не стал источником множества проблем в российском обществе. Фактически, на мой взгляд, Путин во многом обречен на то, чтобы де-факто стать "президентом-премьером".
Поэтому в конечном счете не слишком важно, кто будет новым премьером, останется ли во главе кабинета Касьянов или придет другой человек. Вопрос в том, будет ли функционировать новая система и насколько эта система сумеет вписаться в нынешнюю систему политической власти в условиях, когда и в Государственной Думе, и в Совете Федерации объективно начнется процесс переоценки многих вещей и правительство не сможет игнорировать (как это зачастую бывает сегодня) позицию законодательной власти.
Естественно, политические преобразования в стране не ограничатся только правительством. Я принадлежу к числу тех, кто считает (хотя, может быть, и ошибочно), что достаточно скоро в повестке дня встанет вопрос о досрочных выборах Государственной Думы.
Можно долго спорить по этим вопросам, но очевидно одно: для того, чтобы сосредоточить максимум власти в своих руках, для того, чтобы дать возможность новому правительству действовать достаточно радикально, Путину нужно либо ломать - и ломать до конца - нынешнюю Государственную Думу (первый шаг в этом направлении сделан созданием суперпартии "Медвежье отечество", кратко - "Берлога"), или вести дело к роспуску нижней палаты, проведению быстрой избирательной кампании и формированию новой Думы, в которой он получит самое главное, что ему объективно сейчас нужно, - гарантированное конституционное большинство.
Именно в такой Думе, с такой Думой Путин в состоянии начать сколь-либо серьезные преобразования. Тем более что здесь действует "аргумент 2003 года" - год этот будет тяжелый, придется, возможно, много платить по долгам, и в такой обстановке думская предвыборная кампания не будет способствовать конструктивному решению экономических и социальных вопросов. Окружение Путина это очень хорошо понимает.
Возможный роспуск Думы и новые выборы - это не трагедия, а, по всей видимости, объективная реальность, которая во многом вписывается в то, что происходит уже сегодня. Власть - без оппозиции, без сил, которые могут консолидированно выступить против с той или иной точки зрения.
Безусловно, что никакой Совет Федерации при его нынешнем составе не сможет быть корректирующей силой, а уж тем более не будет способен на это Государственный Совет, который, к сожалению, начинает восприниматься все менее серьезно.
ЦЕНА НЕУДАЧИ
Путин находится в сложном положении. Фактически его можно оценить как "состояние недостроя" - не достроены и военная реформа, и налоговая, и реформы пенсионной системы. Нужно браться за слишком многое, чтобы постараться изменить жизнь страны в целом.
Это очень сложно, потому что каждая из существующих проблем имеет свои трудности, свою логику, которая порой находится в противоречии с логикой других задач и целей. Возможно, объем "недостроя" превысит в конечном счете реальные возможности как государства, так и самого Путина. И ситуация, меняясь в частностях, кардинально не изменится к лучшему.
Путин, как уже говорилось выше, "президент надежды". И совершенно объективно надо сказать, что если он не добьется своего и его декларации останутся декларациями, неизбежно разочарование в Путине.
А провал Путина - это нечто гораздо большее, чем просто провал президента. Это тяжелейший моральный удар по населению страны, ибо третьего "президента надежды" уже просто не будет. На его место с неизбежностью придет "президент разочарования" - со всеми вытекающими последствиями.