НЕ УТИХАЮТ споры вокруг Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию. И спорить, действительно, есть о чем.
Если официальный документ вызывает столь острую дискуссию в обществе, радоваться надо или огорчаться? По старым меркам, это было бы признаком сырости документа. По новым - это свидетельство того, что в документе честно обозначены болевые точки, побуждающие высказаться вслух всех, кому не безразлично настоящее и будущее нашей страны.
Владимир Путин сказал в своем Послании правду - с этим, думаю, согласятся даже самые неистовые его критики.
Практика президентских посланий в новой России уже имеет историю. Но, пожалуй, впервые этот документ вызвал адекватную реакцию в обществе. Не буду давать оценок посланиям допутинской эпохи - это, как говорится, уже дела давно минувших дней. Скажу лишь, что сегодня, кажется, начинает сокращаться образовавшаяся за последние десять лет пропасть между властью и рядовым человеком.
Это стало возможным прежде всего благодаря тому, что с новым президентом рядовой человек связал свои надежды на выход страны из глубокого социально-экономического и нравственного кризиса, на приоритет привычных с детства морально-этических ценностей.
Следует иметь в виду, что жизнь нашего рядового российского человека всегда была окрылена великими свершениями страны. Он привык к этому, по праву считая себя участником процесса великого созидания. Сегодня можно сколько угодно ломать копья на тему о том, подлинными или ложными были идеалы, которым он поклонялся. Но они - были. И когда его "отвинтили" от них, когда ему указали на место в господской дворницкой, он онемел.
Время от времени у него просыпалось чувство собственного достоинства, сформированное прежним укладом жизни, и тогда ему хотелось поделиться своими суждениями о происходящем, о своем видении путей выхода из кризиса. Но слушать его никто не хотел. Вещали только одни - с гарвардами и кембриджами. Ему, обиженному унизительным невниманием властей предержащих, ничего не оставалось, кроме как молчать в тряпочку. С ним не считались, не спрашивали мнения ни по одному из принимаемых решений.
Постепенно у людей возникала апатия, они замыкались в бытовой, семейной, дачной скорлупе. Власть и народ все более напоминали две параллельные прямые, которые, как известно, никогда не пересекаются. Власть говорила о своих успехах в деле реформ, простым людям оставалось довольствоваться плодами этих судьбоносных реформ.
И вот новый президент честно, без утайки поведал соотечественникам, что в действительности произошло со страной. Он предостерег: если это продолжится, то под угрозой окажется само ее выживание.
Не много найдется в нашей новейшей истории примеров, когда глава государства так жестко и безжалостно, не щадя ничьих амбиций, давал оценку положения в стране. Сами собой напрашиваются известные исторические параллели. Но тогда полыхали войны, к Москве приближались несметные полчища иноземных захватчиков, истреблявшие на своем пути все живое.
Нынешняя ситуация в России уникальна тем, что страна оказалась на грани вымирания не в результате войн и иных внешних факторов, а исключительно в силу внутренних противоречий. "Россия - это самый новый член третьего мира", - не без злорадства констатирует кое-кто на Западе. Правда, там немало и таких, у кого с человеческой точки зрения это обстоятельство вызывает чувство глубокой печали.
А какой мерой измерить глубину нашей печали? Ведь все, что разрушено, нами же и создавалось. Безусловно, президент отдавал себе отчет в том, что его слова болью отзовутся в сердцах россиян, заденут их гордость, патриотические чувства. Да, о том, что в стране давно уже неладно, было известно и без президентского Послания. Но услышать это утверждение, притом в такой категорической форме, из уст главы государства, - совсем другое дело.
Радикальные политологи и демографы называют это катастрофой народонаселения, более умеренная часть исследователей предпочитает говорить мягче - кризис народонаселения. Однако суть не в термине - оставим его формулировку на усмотрение ученых. Суть в природе проблемы. А ее последствия не могут не тревожить как федеральную, так и региональные власти: страна может лишиться 22 млн. человек к 2015 г. Это при том, что население России сократилось за прошедшее десятилетие со 150 до 145 млн. человек.
По оценкам аналитиков ООН, если правительство России не примет каких-то чрезвычайных мер, численность населения страны через 50 лет сократится до 121 млн. человек. А некоторые эксперты по вопросам здравоохранения заявляют, что если нынешние тенденции сохранятся, то к 2075 г. россиян останется не более 50-60 млн.
Ну а как обстоят дела в этом плане у наших соседей? Предполагается, что за полстолетия население соседнего Китая возрастет до 1,5 млрд. Считайте - в 12-18 раз больше, чем в России. Это на восточной границе. А на южной? Численность населения Ирана, составляющая сейчас 115 млн., почти сравняется с численностью населения России. Короче, в игре великих держав нас ожидает роль второстепенного игрока.
Почему стал возможен нарастающий кризис народонаселения в такой развитой в техническом и образовательном плане стране, как наша? По мнению специалистов, это явление беспрецедентно для любого цивилизованного, грамотного общества.
И тем не менее трагедия налицо. Среднестатистический мужчина-россиянин выпивает три поллитровых бутылки водки в неделю. Процветают алкогольные отравления. Количество абортов превосходит количество живорожденных в соотношении более чем 2:1. Из-за болезней миллионы женщин стали бесплодными. 36% всех младенцев появляются на свет больными. Лишь 55-60% 16-летних юношей достигнут 60-летнего возраста. Для сравнения: в США - 88-90%. Распространяются инфекционные болезни. Растут безработица и самоубийства.
Таковы последствия неумело проведенных реформ, экономического упадка страны. Четверо из каждых десяти россиян живут сейчас ниже черты бедности по сравнению всего с одним из каждых десяти в соседнем Китае.
Тревогой веет от заявлений ряда аналитиков, утверждающих, что нет никакого явного способа, с помощью которого Россия могла бы остановить сокращение численности своего населения в ближайшие 25 лет. Люди, поверившие новому президенту, задаются вопросом: неужели и в самом деле этот процесс необратим?
В Послании нет прямого ответа. Может быть, это и к лучшему. Потому что населению было уже дано столько обещаний по различным поводам, что очередное заверение очередного президента ничего, кроме разочарования, не вызвало бы.
Очередного президента... Нет, Владимир Путин - скорее внеочередной, даже, я бы сказал, чрезвычайный президент. Он прекрасно понимает плачевное положение экономики доставшейся ему страны, знает настроения многократно обманутого, разочарованного народа и потому не дает несбыточных обещаний. Но вся внутренняя логика Послания, аргументация первоочередных задач - как бальзам на душу большинства населения, которое так и не смогло примириться с бедностью своей страны, с ее неспособностью заставить себя слышать. Даже тревожные нотки, беспокойство по поводу затянувшегося системного кризиса несут в себе оптимистический заряд. Президент бодр, энергичен, полон решимости не только удержать ситуацию, но и выправить ее.
То, что Владимир Путин умеет доводить начатое до конца, стало видно уже в первый год его президентства. Ему удалось остановить страну у черты, за которой следовал развал, подобный развалу Союза. Поэтому он с полным правом подытожил: "Период "расползания" государственности позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена".
Год его президентства позволил большинству населения составить о нем мнение как о лидере, для которого главная цель - возвращение России былого величия. Достаточно вспомнить утверждение пакета федеральных законов, направленных на укрепление вертикали власти. Проведена реформа Совета Федерации. Первые результаты принесла деятельность полномочных представителей президента в федеральных округах, был создан и активно заработал Госсовет. У России наконец появились утвержденные законом государственные символы. Они тоже были предложены президентом, что прибавило ему авторитета в народе, поскольку большинству россиян нравилась именно та мелодия государственного гимна, на которой остановил свой выбор Владимир Путин.
Людям импонировало и то, что президент во внешней политике возобновил связи и отношения со странами, которые в советские времена были нашими верными союзниками и друзьями. Путин стал первым российским лидером, посетившим Северную Корею, и первым, появившимся на Кубе более чем за десятилетие. В Гаване он дал понять, что с симпатией относится к Фиделю Кастро и другим латиноамериканским руководителям, которым не нравится самоуверенная манера поведения Вашингтона как единственной сверхдержавы в мире. "Аналогичные попытки абсолютно доминировать в международных делах были на протяжении истории не однажды, и чем они заканчивались, тоже известно", - с изумлением цитировали мировые информационные агентства слова Путина, произнесенные в Гаване. Он приветствовал Ирак и Ливию, побывал в Монголии и во Вьетнаме, посетил Китай, Индию, Иран. К старшим поколениям россиян будто вернулась их молодость, они воспрянули духом, увидев, что новый президент исправляет ошибки своих предшественников и в международной сфере.
Вздох облегчения пронесся над страной, когда стало известно, что российская экономика освобождается от влияния Международного валютного фонда. Президент подтвердил эту новость, заявив в Послании Федеральному собранию: "Согласовав в целом программу бюджетной денежно-кредитной и структурной политики, правительство приняло на себя обязательство по ее выполнению без заключения формального соглашения с МВФ". Значит, эмиссары фонда, приезжавшие в Москву ежеквартально, уже не будут требовать не только скрытой, но и открытой отчетности. Похоже, уйдут в небытие инструкции о том, что и как российским властям следует делать.
Время прежнего послушания прошло безвозвратно. И не только в финансово-экономической сфере. На Западе отмечают, что Кремль начал проявлять несвойственную ему до недавней поры самостоятельность и в ядерно-стратегических делах. Последнее обстоятельство, наверное, покажется МВФ не по рангу дерзким, поэтому некоторые аналитики пишут, что фонд вряд ли позволит России вот так запросто сорваться с долларового крючка.
Но ведь когда-то все это надо делать. Не нами замечено: кто не дает денег на содержание своей армии, тому придется кормить чужую.
Это не единственный вызов, с которым сталкивается сегодня Россия. Собственно, легких вызовов у нее никогда не было. Не будет и на этот раз. Так что - готовиться к новым испытаниям, делать очередные дырки на ремне, затягивать пояса потуже?
Послание президента Федеральному собранию напрочь исключает эти меры. "После бурного десятилетия реформ мы входим в период, когда от нашей воли, от нашей квалификации и выдержки зависит долгосрочный успех страны, - заявил Владимир Путин. - Меры переходного периода исчерпаны. Мы не боимся и не должны бояться перемен. Но любые перемены - политические и административные - должны быть оправданы обстоятельствами... Не будет ни революций, ни контрреволюций! Прочная и экономически обоснованная стабильность является благом для России и для ее людей".
Стало быть, ни революций, ни контрреволюций. Курс - на долгосрочный успех, на прочную стабильность. Разве это не провозглашение новой эры?
Она началась в прошлом году с выстраивания четко работающей исполнительной вертикали, модернизации механизма реализации государственных решений, приведения местного законодательства в соответствие с федеральным, эффективной защиты прав граждан, новаций в экономике. Парламент принял бездефицитный бюджет - впервые за десять лет. Налоговый кодекс с единообразной 13-процентной ставкой должен побудить состоятельных людей регулярно выплачивать подоходный налог и пополнять государственную казну. Девизом Путина стало поддержание принципа "диктатуры закона", и вот уже заметались в панике когда-то неприкасаемые "олигархи", получив повестки из прокуратуры. Он заявил о своем твердом намерении реформировать армию, сохранив в качестве ее основного звена ядерные силы, и сократить численность личного состава на 20%.
Новая эра, пришедшая на смену хаосу десятилетия "бури и натиска", получила в нынешнем году развитие и подкрепление в виде основополагающего документа правительственной стратегии - "Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу".
Из документа следует, что задуманные перемены будут осуществляться без спешки, они не приведут к снижению уровня жизни населения и, самое главное, не станут повторением печально известной "шокотерапии". Важная особенность - впервые за последние годы разработана программа, имеющая долгосрочный характер. То есть не будет былой спонтанности, сиюминутности, лихорадочного латания дыр.
Конкретные и вполне выполнимые задачи поставлены в президентском Послании перед нами, депутатами Федерального собрания, в плане совершенствования нормативно-правовой базы новых государственных реалий. Нужна систематизация законодательства. Действительно, мы продолжаем, к сожалению, принимать законы, для исполнения которых необходимо пересматривать утвержденный нами же федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда. Президент обратил внимание парламентариев верхней и нижней палат на опасность формирования наряду с "теневой экономикой" и своего рода "теневой юстиции". Противоречивость огромного числа уже принятых декларативных норм создает возможность для произвола и произвольного выбора, недопустимого в такой сфере, как закон. Мы рискуем оказаться у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать ту норму, которая кажется ему наиболее приемлемой. Это подрывает доверие к государству.
Совершенно очевидно, что Владимир Путин ведет Россию более уверенным и независимым курсом, чем его предшественник. Курс нового главы государства называют прагматичным. Президент на глазах формируется в общенационального лидера, вокруг которого консолидируется общество. Ему, похоже, удается совершить то, что не получилось у Ельцина, - сомкнуть крайности. Смотрите, какая картинка вырисовывается: политические вожди левой ориентации во многом соглашаются с президентом и, по сути дела, выступают за рыночные преобразования, верность которым Путин еще раз подтвердил в Послании Федеральному собранию. А сторонники либеральной экономики поддерживают меры президента, направленные на укрепление российской государственности. Уж не долгожданные ли это приметы нарождающегося согласия в российском обществе?
Как сам Путин вдохнул новую жизнь в деятельность Кремля, так и его Послание всколыхнуло российское общество (притом без использования административного ресурса), внеся тревожную нотку реализма в обсуждение назревших проблем. Всем памятно недавнее прямое признание президента: разрушенной экономике России потребуется лет 15, прежде чем она достигнет хотя бы уровня Португалии. Что ж, лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Значит, у России появился шанс. Упустим его - потеряем все.