0
1023
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.04.2001 00:00:00

Притяжение космоса

Тэги: николаев, гагарин, космос


николаев, гагарин, космос

-Андриян Григорьевич, в чем, на ваш взгляд, значение первого полета? Случайно ли Юрий Гагарин стал первым?

- Так распорядилась судьба. Но выбор генерального конструктора Сергея Королева не был случайным. Мне посчастливилось вместе с Юрием Гагариным и Германом Титовым проходить медкомиссию, готовиться к выполнению первого полета. Из нашей шестерки выбрали, без сомнения, по всем показателям наиболее достойного - Гагарина.

Человечество всегда стремилось в космос. Сорок лет назад Юрий Алексеевич Гагарин первым преодолел оковы земного тяготения, сделав один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут. Мне думается, это стало самым впечатляющим достижением цивилизации ХХ века. Каждый последующий полет был продвижением космонавтики вперед. Титов продолжил дело Гагарина, выполнив суточный полет.

- Как вы оказались в отряде космонавтов?

- Когда пошел служить в армию, подумал: все равно куда, лишь бы летать. А тут как раз в военкомате комиссия отбирала парней на воздушных стрелков. Позже, получив сержантское звание, начал летать стрелком и окончательно решил, что надо попробовать самому управлять самолетом. Поступил в Черниговское училище, выучился на летчика-истребителя. А дальше началась офицерская служба, и в 1960 году я оказался в отряде космонавтов.

- Вы ведь тоже кое-что сделали в космосе впервые?

- В августе 1962 года мне и Павлу Поповичу доверили совершить первый продолжительный полет. Павел Романович взлетел через сутки после меня. Мой "Восток-3" и его "Восток-4" в течение трех дней находились рядом на расстоянии 5 километров друг от друга. Приземлились мы почти одновременно.

Мне тогда поручили такое ответственное задание: отвязаться от кресла и в "свободном плавании" внутри корабля впервые испытать, как себя чувствует человек, паря в реальной космической невесомости... После этого надо было привязаться обратно, иначе бы не сумел вернуться на Землю, поскольку катапультирование было рассчитано на космонавта, привязанного к креслу ремнями, жестко зафиксированного.

- И что вы доложили Земле, паря в космосе?

- "Земля, я "Сокол"! - это был мой позывной. - В невесомости легче сесть в кресло и пристегнуться, чем на Земле.

- Как вы с Поповичем потом совершали приземление?

- Приземлялись на ноги с парашютом. Это было привычно. А вот после длительного полета в июне 1970 года вместе с Виталием Ивановичем Севастьяновым на "Союзе-9", когда наш спускаемый аппарат достиг Земли, я почувствовал всю тяжесть земного притяжения!

- Чем интересен ваш второй полет?

- До этого один Валерий Быковский летал пять суток. А наш полет сразу планировался как 18-суточный. На орбите мы быстро привыкли к невесомости и проработали нормально. Однако после приземления обратно привыкать к земному тяготению было тяжело. Трудно не то что вставать, но и сидеть. Ляжешь - частота пульса 80 ударов в минуту, сядешь - 100, встанешь на ноги - 120.

За 18 дней сердце ослабло без нагрузки. На земле все предметы казались тяжелыми. Но через недельку-другую мы постепенно привыкли к земным условиям, а через месяц практически полностью восстановились. Полет на "Союзе-9" помог в дальнейшем правильно планировать длительные полеты. Ученые, медики, космонавты - все пришли к выводу, что на орбитальных станциях надо создавать условия для занятий физкультурой. Так в космосе появились бегущая дорожка, велоэргометр, а также специальный костюм, одеваемый перед приземлением.

Вспоминая те годы, ловлю себя на мысли: тогда, в шестидесятые годы, мы все делали сами! Ни у кого ничего не просили. Сегодня меня не покидает неподдельная гордость за нашу великую Родину. Это наши люди - ученые, инженеры, техники, рабочие - создали лучшие в мире корабли, на которых были проложены первые дороги в космос. Мне посчастливилось разделить с моими товарищами эти, как нередко говорят, звездные мгновения. Противоположное чувство испытываю сейчас от потери Россией станции "Мир". Это равносильно потере любимого детища.

- Какой предстает Земля из космоса?

- Из космоса наша планета выглядит необычайно красивой. Помню, в первый раз Земля, окутанная пеленой облаков, напомнила мне невесту под вуалью. Это все незабываемо - и восход Солнца из-за горизонта, и бирюзово-синяя гладь океана, и знакомые контуры суши, различимые невооруженным глазом в иллюминатор. Возможно, космонавты первыми ощутили малость нашего "шарика", который можно облететь за каких-то полтора часа. Сверху не видно ни войн, ни границ, вся Земля словно живет как единый целостный организм.

- Вы можете назвать причину гибели Гагарина?

- В тот день, 27 марта 1968 года, мы вместе с Юрием готовились к полету. Я был рядом с ним до того момента, когда он сел в самолет вместе с полковником Серегиным и улетел в зону для выполнения фигур высшего пилотажа. Владимир Серегин - опытнейший летчик, командир полка, должен был дать Гагарину разрешение на самостоятельный полет. Так случилось, что они погибли. До сего дня, к моему глубокому сожалению, не выяснена причина катастрофы...

Очень тяжело было потерять близкого друга, с которым вместе работали, учились, мечтали. Гибель первого космонавта планеты стала для нас невосполнимой утратой. Совсем недавно от нас ушел и Герман Степанович...

В своем последнем докладе по радио Юрий Гагарин сообщил: "Я 625-й (это его позывной в полете). В зоне задание закончил, курс 320, высота четыре..." После этого с высоты четырех тысяч метров за одну минуту самолет столкнулся с землей. Экипаж погиб.

Как и многие, я лично сделал вывод, что экипаж мгновенно потерял сознание, а самолет попал в штопор без управления. Когда экипаж пришел в себя, высоты для вывода самолета из штопора уже не хватило... Только при штопоре самолет может за минуту потерять высоту четыре километра. Таково мое мнение. А дальше... самолет нашли на земле. Угол падения 50 градусов, скорость 720, сектор газа в среднем положении, педали нейтральные, руль высоты дан на вывод - значит, экипаж был в сознании, пытался выводить самолет в горизонтальный полет.

Государственная комиссия, где вместе со специалистами были также летчики-космонавты Павел Попович, Алексей Леонов и я в их числе, сделала предположительное заключение: "Экипаж во избежание столкновения с посторонним предметом выполнил резкий маневр. Самолет вышел за пределы критического угла атаки и свалился в штопор. Экипажу не хватило высоты для вывода самолета из штопора".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
585
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2308
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1520
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1150

Другие новости