ИНТЕРНЕТ - это, с одной из сторон, огромное сообщество людей, подключенных к глобальной компьютерной сети. Глобальные сети были, в общем-то, и до Интернета, но именно эта сеть заслужила право писаться с большой буквы, поскольку обладала качествами, позволившими ей привлечь и вовлечь огромное количество не худших представителей рода человеческого. Нулевая стоимость тиражирования и простота производства электронных документов уничтожили пропасть между публикатором информации и ее потребителями, сделав каждого способным выполнять издательские функции. Неудивительно, что самые активные, творческие и незанятые из них тратили на это все больше и больше времени, и со временем Интернет стал для них предметом профессиональных занятий. Собрав уже какое-то количество нетривиальных персонажей на старте, Сеть в дальнейшем привлекла своим бурным развитием предприимчивых людей и авантюристов разного толка. Наконец, вырастая в инвестиционную пирамиду, Интернет подтянул самых оптимистичных и готовых на риск финансистов. Таким образом, новая индустрия стала скопищем самых разнообразных персонажей, вкупе представляющих собой один из самых интересных и перспективных кадровых источников. По крайней мере, убежденность в последнем неоднократно выражалась разными людьми.
И действительно, если искать тому фактические подтверждения, то можно сравнить долю расходов на оплату труда людей в он-лайновой и любой другой индустрии: здесь она окажется принципиально выше. Другое место, где зарплаты съедали бы подавляющую часть бюджета, найти весьма сложно. Или же возьмите критерии оценки развивающейся компании инвесторами: нигде не уделяется такого внимания и не придается такой ценности руководящей команде, как в Интернет-индустрии. Но вот вопрос - это ли свидетельство кадровой ценности Интернета или же, наоборот, признак его неблагополучия: что здесь как нигде нужны супертруженики, и их как раз сильно не хватает.
Контраргументы к теории кадрового резерва обнаруживаются с не меньшей легкостью, как и аргументы. Возьмем, скажем, дальновидцев из ФЭПа, практическую применимость глобальных воззрений которых нынче сложно оспорить. Один из руководителей этой организации, Марат Гельман, на закате буйного 1998 года говорил мне в интервью (http://inter.net.ru/13/36.html), что "есть небанальный тезис, что именно кибер-элита может стать основой для контрэлиты страны".
Изложу его посыл вкратце: для того чтобы структура общества и его управления сменились, нужны новые люди, без советской ментальности, и они должны прийти резко, снаружи, чтобы не быть адаптированными старой системой, но уже должны сформировать в своем окружении свою систему, для чего достаточно долго должны оставаться незамеченными. И этими людьми как раз могли бы стать деятели Интернета. Однако за прошедшие два с половиной года событий либо изменений, которые бы подтвердили правомерность такой теории, не было. В этом, конечно, можно видеть результат усилий ФЭПа, который собрал вокруг себя все соответствующие потенциалы и активнее стал внедрять их в нынешнюю систему - вместе с собой и модифицируя ее. Но есть и другое объяснение - зародыш новой элиты в Интернете был и сам по себе довольно слаб, да еще и оказался затоптан суматохой инвестиционных игр вокруг он-лайна.
Впрочем, рано делать выводы. Может быть, прошедший год на пути Интернета и его кадров был, если уместно воспользоваться фотографическими терминами, "проявителем". А теперь, когда в отсутствие разливанных бюджетов реальная эффективность стала цениться еще выше, чем до них, как раз и выделится та самая элита, те самые специалисты, и придет время "закрепителя", и тогда уже можно будет не бояться света.
Подтверждается ли подобная модель всамделишными событиями?
Действительно, в этом году будут активно начинать работать учебные центры, специализирующиеся на подготовке Интернет-специалистов: некоторые таковые уже действуют и запускаются новые, - скажем, учебный центр, входящий в группу компаний Артемия Лебедева. И можно быть уверенным, что в течение года это направление будет активно развиваться, - особенно, если существующие учебные заведения покажут свою успешность. А они должны добиться этого - ибо в кризисных для Интернет-рынка условиях опыта, сообразительности и умения выражаться может оказаться недостаточно для удачного трудоустройства, а профильные курсы превратятся в хорошую приправу для ровного резюме. С другой стороны, рост общественного интереса к Сети - вещь страшно инерционная, как ни один другой из связанных с ней процессов. Никакие среднесрочные кризисы, бурно обсуждаемые внутри индустрии, не испортят отношения к ней снаружи, откуда учебные центры должны набирать существенную долю своих клиентов.
Однако эти центры смогут готовить, в первую очередь, технологов - вряд ли им удастся достичь больших успехов в подготовке менеджеров, особенно если речь вести не об управлении данными, а о менеджменте людей, процессов, производств и финансов. А проблема именно в них.
Во всяком случае, такое мнение, что хороших технологов хватает, а вот с менеджерами беда, высказали за последнее время многие руководители производящих Интернет-компаний: и Аммосов, и Лебедев, и Черкашин (http://inter.net.ru/pn/20feb01.html). И действительно, менеджер-самоучка - персонаж куда как более экзотический, чем, скажем, программист-самоучка.
А кадровое ядро Интернета интересно именно менеджерами и продюсерами - как наиболее независимыми относительно конкретной индустрии специалистами. Поэтому рискну предположить, что это самое ядро может сложиться двумя путями: первый - если таковые менеджеры сначала придут снаружи в Интернет, второй - если самодеятельные онлайновые лидеры начнут учиться. Приток, впрочем, уже и происходил, и продолжается. А вот с обучением сложнее - это вопрос не пары месяцев, а скорее пары лет. Что для динамики развития Интернета слишком большой срок. Тем не менее это практически неизбежно. Другое дело, останутся ли они в российском Интернете вообще, если уж получат качественное бизнес-образование. Или хотя бы в России и в Интернете? В конце концов в этом новом деле нужны были такие качества, как универсализм, творческое начало и способность увлекаться. И ни одно из них не требуется специально для Интернета: человек-оркестр нужен в любом резко растущем из нуля деле. Так что вопрос только в том, найдутся ли такие дела, отличные от Сети.
Подытоживая, повторюсь: идея Интернета как кадрового резерва или источника новой элиты не оказалась столь реалистичной, как этого бы нам хотелось. Впрочем, точку ставить еще слишком рано, и перспективу открывают развивающиеся процессы обучения Интернет-специалистов. Поэтому: учиться, учиться и учиться, как завещал Ленин. Наверное, он и Интернет предвидел.