- НАСТОЯЩЕЕ и будущее Интернета в России интересует многих. Восторженные оценки и радужные прогнозы прошлого года сменились в этом году столь же эмоциональным отрицанием и пессимизмом. Какова реальность?
- Реальность состоит в том, что инвесторы хотят видеть прибыль. Или хотя бы план, по которому эта прибыль появится в некотором обозримом будущем. И, оказывается, такие планы реальны. Конечно, романтическая пора первых инвестиций уже не повторится, но зато задачи стали конкретными и от этого более интересными.
- Но большинство заявленных в прошлом году громких проектов провалилось. Массовое "порталостроительство" фактически кончилось ничем. Как вы считаете, почему это произошло?
- Например, потому, что люди с дипломом MBA считали, что достаточно скопировать успешный американский проект и дальше все само собой получится. Между тем в России есть своя специфика, а в русском Интернете - при всей его молодости - свои традиции. Так что метод "параллельный перенос + перевод" работает плохо. К специфике относится и то, что, по мнению наших пользователей, в Интернете все должно быть бесплатно.
- Тогда есть ли вообще перспектива у электронной коммерции в современной России, то есть в ближайшие годы, а не в отдаленной перспективе? Какова вообще ваша оценка нынешней ситуации в e-бизнесе?
- Судя по нашему проекту "Яндекс-товары", Интернет-магазины уходить с рынка не собираются. У них растут обороты и, что еще важнее для "сетян", ассортимент. Магазины, в свою очередь, развивают службы доставки - хороший пример того, какое влияние оказывает Интернет на жизнь в целом. Постепенно подрастают платежные системы - важный фактор электронной коммерции. Так что перспектива есть, и даже очень определенная.
- По вашему мнению, какие направления развития Интернета будут наиболее перспективными в самом ближайшем будущем?
- Рецепта нет. Каждая крупная Интернет-компания сейчас что-то выбирает для себя. А в общем виде перспективны те направления, которые будут приносить прибыль. Интернет существенно отличается от телевидения, поэтому жить просто как канал - мол, у меня есть зрители, несите мне рекламу - не получается. Нужно искать другие подходы и пути сотрудничества с реальным бизнесом. Кроме этого Интернет - новая медиасреда, поэтому все еще приходится рассказывать реальному бизнесу, что это такое, и убеждать в ценности и важности этой среды. По счастью, есть очевидные преимущества Интернета. Например, оперативность - вы можете наблюдать за результатами рекламной кампании просто в прямом эфире и при необходимости корректировать ее на ходу. Кроме этого пока еще в Интернете малы риски - можно за достаточно маленькую сумму попробовать разные варианты и найти оптимальный.
- То есть вы считаете, что Интернет-реклама будет в полной мере востребована офф-лайновыми компаниями? Придут ли в Интернет крупные бренды?
- По нашему ощущению, крупные бренды сейчас присматриваются к русскому Интернету с большим интересом. И начинают пробовать действовать на его поле. Недавний пример - Nestle заказала нам Интернет-поддержку фестиваля "Чистая энергия Nescafe". И насколько мы знаем, компания результатом довольна и хочет продолжать. Вообще бренды - особые и капризные заказчики, хотят эксклюзивного креатива. Но это вызов, к которому, как нам кажется, мы готовы.
- А кто есть пользователь Интернета в России сегодня, что его интересует? Есть ли у вас какие-то личные наблюдения на этот счет?
- Пользователь Интернета в России сегодня - нормальный человек, разве что чуть более активный и образованный, чем в среднем. И интересует его все. Можно посмотреть на "Прямой эфир" (http://www.yandex.ru/last20.html) - запросы, сделанные за последний час. Кстати, эти исследования позволяют нам предлагать рекламодателям хорошо таргетированные рекламные кампании. Мы знаем, в каком количестве и какими словами пользователи выражают тот или иной интерес, поэтому можем показать рекламу именно тому, кому она в данный момент нужна. Когда человек обращается к поисковой машине, это значит, что он сознательно сформулировал свою потребность, задал вопрос. Рекламный материал, который содержит ответ на этот вопрос, воспринимается не как досадная помеха, а как разумная помощь. А запросов у нас - 750 тысяч в день.
Больше года назад мы создали НИНИ-индекс (индекс Непостоянства Интересов Населения Интернета). НИНИ-индекс - это число, показывающее динамику изменения интересов пользователей Интернета. Каждую неделю мы вычисляем слова, интерес к которым наибольшим образом изменился. Следить за абсолютными лидерами неинтересно, во всех поисковых машинах это (в любом порядке) реферат, порно, Москва, mp3, Россия, секс. Кстати, надо сразу заметить, что все эти топ-слова присутствуют в менее чем 1% запросов, так что не надо обижать "интернетчиков" расхожим мнением о том, что их главный интерес - порнография. А вот слова, которые в запросах выросли или упали, дают хорошее представление о текущих событиях.
Посмотрев на, скажем, годичный график НИНИ-индекса, можно определить, какие события произвели наиболее сильное воздействие. В 2000 году такими событиями были катастрофа лодки "Курск" и пожар в Останкино. А также Новый год - время, когда у людей очень сильно меняется сфера интересов.
- Известно, что многие политики, да и кремлевская администрация, правительство, достаточно серьезно относятся к пропаганде в Интернете, тратят на это немалые деньги. Какова реальная степень политизированности Интернета вообще и пользователей "Яндекса" в частности?
- Политизированность Интернета не больше, чем всего общества. А может быть, и меньше - людям в Интернете есть чем еще заняться. Информация про серьезные затраты администрации и правительства на пропаганду в Интернете, по-моему, сильно преувеличена. Хотя, естественно, у людей в Интернете разные мнения. В процессе нашей новогодней акции "Обращение Народа России к Президенту" огромное большинство сказало, что важнейшее событие года в нашей стране - избрание Путина. Но при этом половина оценила это событие как положительное, четверть - как отрицательное и четверть - как нейтральное. В отношении олигархов, например, мнения разделились строго поровну: половина считает, что "надо еще смелее бороться со всевластием олигархов", а половина говорит "пожалуйста, оставьте их в покое".
Кстати, некоторое время назад мы проводили опрос о том, какому средству информации больше доверяют наши посетители. Результаты были таковы: 1,5% доверяют слухам, чуть больше 10 - газетам и журналам, 17 - телевизору и 36% - Интернету. Правда, почти столько же (35%) сказали, что не доверяют ничему.
- Значит, Интернет-СМИ имеют серьезные перспективы. Входит ли в ваши планы создание собственного "Яндекс-СМИ"?
- Нет. Наша специальность - Интернет-службы, а не журналистика. И нам кажется неразумным делать еще одно (тысяча первое) СМИ в Интернете, которое не будет лучше предыдущей тысячи. Лучше мы сделаем еще какой-нибудь сервис, качественный и уникальный для русского Интернета.
- Что будет в русском Интернете через 10-15 лет, ваш прогноз?
- Мы оптимисты. Через 10-15 лет в Интернете будет половина населения России и, конечно, "Яндекс".