-Михаил Асланович, первый полет человека в космос - какой импульс отечественной аэрокосмической промышленности дало это событие? Как сегодня, спустя 40 лет после полета Юрия Гагарина, видятся вам перспективы развития ее авиационной составляющей, освоение перспективными боевыми комплексами ближнего космоса?
- Авиация и космос неразрывно связаны между собой. Вместе с тем в разные периоды нашей истории, может быть, как раз с начала
1960-х годов, были некоторые перекосы в сторону преувеличения космической составляющей и преуменьшения авиационной. На самом деле, я думаю, это две неразрывно связанные между собой области. Развитие авиации будет идти в сторону увеличения высот и скоростей полетов, и авиационная техника станет элементом воздушно-космических сил. И, наверное, следующий этап развития авиации и космической техники будет связан с их органичным взаимным дополнением. Возникнут авиационно-космические комплексы, которые будут в состоянии решать задачи глобального характера.
Под эти цели в мире происходит стремительная интеграция аэрокосмической промышленности и совершенствование структуры ее управления.
В условиях современной России создание федерального авиакосмического агентства в этом смысле было продуманным шагом, позволившим координировать управление данной отраслью и ее развитие. Во всяком случае, авиация от этого только выиграла.
- Судя по последним заявлениям, в частности вице-премьера Ильи Клебанова, правительство намерено в ближайшее время подвести черту под процессом формирования АВПК "Сухой". Не могли бы вы более подробно обрисовать ситуацию с созданием комплекса и, возможно, обозначить время его окончательного становления?
- Сроки принятия решений на уровне государственных органов лежат вне рамок моей компетенции. Тем не менее, как мне представляется, они потребуют некоторого времени. Тот четырехлетний процесс развития АВПК "Сухой", с момента выхода указа президента РФ о его создании до сегодняшнего дня, проходил по нескольким основным направлениям. В частности, формировалась организационная структура, неразрывно связанная с определением приоритетных направлений развития комплекса для решения задач в интересах Министерства обороны России и в области военно-технической политики.
Сегодня можно сказать, что база формирования долгосрочной идеологии развития комплекса создана, и она позволяет сегодня завершить оформление нашей авиационно-промышленной структуры.
В последние годы мы уделяли большое внимание развитию работ по приоритетным программам в интересах Минобороны. Это прежде всего программа по Су-32, вопросы модернизации строевых машин, вопросы создания заделов по перспективным разработкам и параллельно с этим обеспечение и развитие наших позиций на мировом рынке вооружений и военной техники. Ряд заключенных в последнее время контрактов позволяет нам выйти на устойчивое развитие АВПК "Сухой". Дальнейшие меры по развитию комплекса должны увязать его организационную структуру с масштабами тех задач, которые будут решаться по вышеназванным направлениям.
Хотел бы подчеркнуть, что реструктуризация АВПК "Сухой" - это только часть той стратегии, которая проводится сегодня правительством, администрацией президента, Советом безопасности по реструктуризации всего военно-промышленного комплекса страны. Движение вперед, а иного пути просто не существует, требует консолидации ресурсов, а создание интегрированных структур - это и есть один из наиболее эффективных рычагов такой консолидации.
- Говоря о стратегии развития АВПК "Сухой", как можно увязать ее с общим развитием ситуации на мировом авиационном рынке?
- Стратегия развития должна обеспечивать решение двух главных задач: укрепление обороноспособности нашей страны, собственно, то, ради чего существует военно-промышленный комплекс, и усиление позиций отечественной авиапромышленности на мировом рынке вооружений и военной техники. Поэтому стратегия развития комплекса "Сухой" предусматривает реализацию конкретных экспортных контрактов наряду с проведением работ по модернизации авиатехники в интересах Минобороны. Мы просто обязаны унифицировать те технические решения, которые применяются нами, и сократить номенклатуру разрабатываемых вариантов модернизации для того, чтобы выиграть время и добиться максимальной серийности производства. Большое число мелких вариантов модернизации не обеспечит экономической рентабельности предприятий. Сегодня мы пришли к тому, что дальнейшее продвижение нашей техники на рынок неотрывно связано с большой модернизацией нашего базового авиационного комплекса Су-27, предусматривающей дальнейшее наращивание его возможностей по применению управляемого высокоточного оружия "воздух-поверхность", "воздух-корабль", повышение точности навигации, придание этому самолету новых качеств. Это необходимо, если мы хотим не только сохранить традиционные рынки самолетов марки "Су", но и выйти на новые. Например, участие в южнокорейском тендере потребовало внедрения ряда новых технических решений, которые на сегодняшний день успешно отработаны.
Долгосрочные перспективы развития АВПК "Сухой" предусматривают выход на рынок с самолетом нового поколения. Мы ведем работы по экспериментальной машине С-37 "Беркут" и уже получили ряд интересных результатов. Но на сегодняшний день нужна полномасштабная разработка авиационного комплекса нового поколения. И это тоже один из элементов нашей стратегии.
Могу назвать еще два приоритетных направления. Это прежде всего существенное повышение уровня послепродажного обслуживания нашей авиационной техники. Количество самолетов, поставляемых на экспорт, стремительно возрастает, лицензионное производство приведет к тому, что в ближайшее время мы будем иметь в эксплуатации за рубежом уже сотни наших машин. И здесь, конечно, требуется принятие ряда организационных и финансовых мер для создания условий по обеспечению их бесперебойного функционирования, чтобы его уровень соответствовал высокому уровню авиационной техники марки "Су". Ну и еще один элемент стратегии - выход на рынок гражданской авиационной техники. Мы считаем, что в долгосрочном плане нельзя успешно развивать корпорацию "Сухой", ориентируясь только на военную технику. Некоторый опыт в области гражданской авиации у нас есть. Это прежде всего семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29 и Су-31, успешно эксплуатирующихся во многих странах мира. Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) пошло по пути освоения самолета-амфибии Бе-200, Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) освоило
Ан-38, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) запустило программы С-80 и Бе-103. Однако эти относительно небольшие по своему объему программы вряд ли могут обеспечить долгосрочное развитие комплекса. Поэтому мы прорабатываем возможности выхода на серьезные проекты в области гражданской авиационной техники. Таковы основные стратегические направления развития комплекса.
- Ситуация, связанная с ИАПО и КнААПО, выглядит достаточно благополучно. В то время как Новосибирское объединение реальной загрузки не имеет. Какую нишу в АВПК "Сухой" должно занять НАПО?
- Мы считаем, что ниша для Новосибирского авиационного производственного объединения есть. Работа по его загрузке включает несколько направлений. Это активизация работ по приоритетной программе - Су-32, это работа по модернизации самолетов Су-24М для Министерства обороны РФ и их поставка на экспорт. Еще мы прорабатываем возможность запуска на НАПО целого ряда новых технологий по отдельным агрегатам и системам. Это касается некоторых видов наземного оборудования и агрегатов самолетов, которые будут изготавливаться в цехах НАПО не только для производимой самим предприятием продукции, но и для других заводов, выпускающих самолеты марки "Су". Кроме этого, совместно с руководством НАПО мы прорабатываем некоторые направления работ по гражданской авиационной технике на базе того опыта НАПО, который накоплен по самолетам Ан-38. Все это должно улучшить ситуацию на данном предприятии. Эта работа протекает в сотрудничестве с руководством Новосибирской области, ее губернатором Виктором Толоконским, поддержку которых мы ощущаем.
- По поводу истребителя пятого поколения прозвучали оценки, что для того, чтобы выйти на серийное производство, требуется сумма порядка 10 млрд. долл. Также необходима концентрация всех интеллектуальных ресурсов страны. Как вы полагаете, может ли данная проблема быть решена в рамках АВПК "Сухой" или потребует создания более масштабного холдинга с включением в него конструкторских бюро Микояна и Яковлева? Как вы представляете хотя бы общие подходы по решению этой проблемы?
- Реализация программы создания истребителя нового поколения является ключевой задачей развития российской авиационной промышленности и укрепления ее позиций на мировом рынке. Если она не будет решена - у авиационной промышленности не будет будущего. Только такие перспективные проекты позволяют концентрировать необходимые финансовые и материальные ресурсы, привлечь способных молодых специалистов. Если говорить о модернизации, то там, как правило, большое количество технических вопросов уже решено, она не затрагивает полного изменения конструкции самолета. И объективно существенно меньше потребность в кадровых ресурсах, чем требуется для сохранения авиационной промышленности страны. Если мы хотим на долгосрочной основе привлечь к развитию авиации молодежь, то она должна видеть перспективу по всем направлениям, особенно по авиатехнике новых поколений, где молодые могут себя проявить.
В процессе модернизации самолетов лучше себя проявляют те специалисты, которые их разрабатывали и знают все детали и нюансы конструкции. Задача создания самолета нового поколения потребует консолидации всех ресурсов, которые есть в стране, и я думаю, что при этом необходимо объединение всех тех возможностей, которые есть у АВПК "Сухой", у РСК "МиГ", у "ОКБ Яковлева" и у всех предприятий, завязанных в кооперационную цепочку. Наверное, на каком-то этапе будут предприняты необходимые организационные шаги, и как первый шаг - завершение создания АВПК "Сухой" и других подобных структур. Что касается требуемых финансовых ресурсов, то мне кажется, что уже сегодня можно говорить о несколько меньших их объемах по сравнению с теми, которые вы назвали, учитывая те большие технические заделы, которыми мы сейчас уже располагаем.
Для финансирования программы потребуется, как видно сегодня, объединение трех источников. Это государственное финансирование из гособоронзаказа, затем - собственное финансирование со стороны предприятий, которые будут участвовать в этой разработке, и наконец - привлечение средств стратегических партнеров, которые будут заинтересованы в совместной работе над такого рода проектами. Оценки предварительной работы, активно ведущейся с руководством "Росавиакосмоса", Военно-воздушных сил и правительством, дают возможность рассчитывать на успешную реализацию этих проектов.
- Вы уже три года занимаете должность гендиректора АВПК "Сухой". Что удалось сделать за это время?
- За эти три года АВПК, во-первых, выступил консолидирующим звеном по ряду экспортных контрактов, что привело к их успешной реализации. Во-вторых, появилась идеология развития комплекса, и нам удалось, в частности, выйти на реальное формирование увязки экспортных программ с программами Минобороны. В-третьих, сегодня мы плотно и конкретно рассматриваем вопросы создания авиационного комплекса нового поколения, формируем направления долгосрочного развития гражданской авиационной техники в кооперации с другими фирмами. Поэтому у меня есть все основания утверждать, что за эти три года АВПК "Сухой" как организация вышел на совершенно другой качественный уровень. От общего понимания идеологии его развития мы перешли к ее конкретной детальной отработке и реализации.