0
1518
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.03.2001 00:00:00

Возможна ли вторая холодная война?

Тэги: сша, россия, война


сша, россия, война

ВОПРОС, вынесенный в заголовок, кажется риторическим. Очевидно, что холодная война возникла в совершенно иных условиях, чем нынешние. Мир был тогда расколот на два противостоящих друг другу лагеря. Две супердержавы были устремлены к господству если не над миром, то над многими странами и даже континентами. И главное - баланс сил между СССР и его союзниками и США и их союзниками исключал возможность термоядерной войны, но оставлял широкий простор для ведения периферийных войн и нагнетания кризисных ситуаций.

Я особенно хорошо помню Карибский кризис октября 1962г., который был кульминацией холодной войны и едва не перешел в обмен ядерными ударами. Тогда у двух лидеров, представлявших две системы, две политические культуры, две идеологии, хватило ума и такта предотвратить апокалипсис. С той поры волны холодной войны то вздымались, то опускались до тихой зыби: война во Вьетнаме, оккупация Чехословакии, вторжение в Афганистан - с одной стороны, и Хельсинкский процесс, встречи между Брежневым и Картером и Фордом - с другой.

После ухода СССР из Восточной Европы, после десятков встреч между Горбачевым, Ельциным и Рейганом, Бушем, Клинтоном, после вхождения России в семерку ведущих стран, после торжества нового типа отношений холодная война закончилась навсегда. В прежнем виде она абсолютно невозможна. Не только потому, что изменился психологический климат в международных отношениях, но потому, что такая война может иметь место только между примерно равными по могуществу партнерами. Сейчас соотношение сил между Россией и США, не говоря уже об их союзниках, настолько круто изменилось, что даже нелепо представить себе что-либо подобное корейской войне, берлинскому кризису, а тем более трагической карибской эпопее.

Но, быть может, реальна холодная война в каком-то новом издании, осуществляемая другими методами и ставящая иные, более частные задачи? Например, в виде ужесточения информационной войны, в форме дипломатического давления на Россию, чтобы заставить ее воздерживаться от тех или иных действий на международной арене, ограничить интеграционные процессы в рамках СНГ, блокировать вхождение России в международные европейские институты.

Конечно, все перечисленные конкретные и частные задачи могут оказать и оказывают влияние на политику США по отношению к России. Но не думаю, что они могут привести ко второму изданию холодной войны или даже к тому, что называют холодным миром. России такая перспектива заведомо не нужна: мы еще многие десятилетия будем сосредоточены на решении важнейших внутренних экономических и социальных проблем. Но нужно ли Америке радикально менять отношения с Россией в худшую сторону, поддерживать дипломатическое противостояние и насаждать информационную недоброжелательность?

При поверхностном взгляде кажется, что новые руководители США становятся именно на такой путь. Еще не познакомившись с президентом Владимиром Путиным, американская администрация составила негативное представление о нем. Она выступила в защиту некоторых хозяев телевидения, даже не дав себе труда изучить материалы об их экономических преступлениях. И самый жесткий протест вызвали у нее контакты России с так называемыми государствами-изгоями: Ираком, Северной Кореей, и особенно Ираном. Вершиной этого раздражения стала высылка четырех российских дипломатов из США и угроза выдворения еще нескольких десятков.

Сама по себе эта последняя акция не имеет сколько-нибудь значительного веса. Время от времени под влиянием тех или иных обстоятельств те или иные государства прибегают к подобным демаршам, чтобы показать свое недовольство. Партнер - в данном случае Россия - реагирует на это автоматически, как счетная машина, выдворяя такое же число подозрительных лиц. Стороны прекрасно знают, что какая-то часть дипломатов, торговых представителей, журналистов занимается сбором закрытой информации в других странах. Так было всегда и так всегда будет. И не только между потенциальными противниками, но и между близкими друзьями. Например, технологический шпионаж Японии, США, Германии в десятки раз перекрывает сейчас шпионаж политический. Так что не следует преувеличивать значение последней недружественной американской акции. Это не рецидив холодной войны, хотя, конечно, и далеко не жест доброй воли...

Америка всегда стояла в своих отношениях с СССР или Россией перед дилеммой: друг, партнер или враг? Она рассматривала нас как врага на протяжении почти 50 лет. Нет, не с момента фултонской речи Уинстона Черчилля, которую многие считают началом холодной войны. Первый ее выстрел был сделан на Потсдамской встрече между Трумэном, Черчиллем и Сталиным. Напомню, что Трумэн тогда мимоходом сообщил Сталину о том, что в Америке создано новое мощное оружие - атомная бомба, но отказался дать какую-либо информацию о ней. Он рассчитывал, что Америка еще многие и многие годы будет сохранять монополию на это оружие и использовать его для давления на СССР. Выйдя из комнаты, где проходило заседание, Сталин бросил Молотову: Трумэн думает, что мы ничего не знаем о бомбе, надо сказать Курчатову, чтобы ускорил работы. Трумэн поверил тогда в американское превосходство, и как раз это послужило первоначальным толчком к противостоянию с СССР, к политике холодной войны. Правда, тогда советские танки стояли в центре Европы и Америка не могла не считаться с подавляющим преимуществом СССР на этом континенте.

Сейчас ситуация в одном - и только в одном! - отношении напоминает тот период. Американское экономическое и технологическое превосходство над Россией несравненно выше, чем это было в те далекие времена. Однако Россия, несмотря на все катаклизмы, сумела сохранить ядерный потенциал сдерживания. Черчилль оказался прав, когда предсказывал, что наличие этого чудовищного оружия у обеих сторон странным образом позволит предотвратить войну между Востоком и Западом, между СССР и США. Что касается холодной войны, то в ней тогда были заинтересованы обе стороны, надеясь потеснить друг друга в различных регионах земного шара или вырвать у врага куски "живого мяса" - в Восточной или Западной Европе, Югославии, Корее, на Ближнем Востоке, в Африке, на Кубе и т.д.

Россия в ее нынешнем состоянии не имеет никаких мотивов для обострения отношений с США, а тем более для установления недружественного климата. Напротив, мы глубоко заинтересованы в дружеских отношениях и разностороннем сотрудничестве. Но как обстоит дело с новой администрацией этой страны, с президентом Джорджем Бушем-младшим? Некоторые специалисты у нас считают, что сама по себе победа республиканцев в США детерминирует ухудшение наших отношений. Но такая точка зрения не соответствует фактам.

Как я уже заметил, кульминация советско-американского конфликта падает на время правления демократа Дж. Кеннеди. Я имею в виду не только Карибский кризис, но и начало войны во Вьетнаме. Хотел бы отметить также факт, к которому наши эксперты относятся с недоверием. Президент Джордж Буш-старший в самый ответственный момент решительно выступил против развала СССР. В своей речи 10 августа 1991 г. в Киеве, накануне водевильного путча в Москве, Буш резко осудил украинский сепаратизм и предостерег против попыток выхода Украины из СССР. Америка тогда опасалась, что Украина и Белоруссия получат в свое распоряжение ядерное оружие. И только позднее, особенно в период, когда в Белый дом пришел демократ Билл Клинтон, США стали проводить активную политику отторжения бывших советских республик от России.

Значит, дело не в партийных переменах в Белом доме. Тогда в чем же? Думаю, что американские руководители опять поддались опьяняющему чувству превосходства над Россией. Но такое чувство не может быть стабильным фактором в отношениях между державами. Главное - это национальные интересы. С этой точки зрения совершенно понятно недовольство Америки последними решениями России о военном сотрудничестве с Ираном. Но не менее обоснованны и наши интересы. Не только Иран, но и многие другие государства, к которым США относятся отрицательно или настороженно, добиваются сотрудничества с Россией, в том числе в военной области. Руководство страны, избранное демократическим путем - и президент, и парламент, - считает, что такая политика отвечает интересам России. Почему Россия должна отказываться от этого в угоду другой державе, пускай и намного более могущественной? Мы не настолько слабы, чтобы стоять на коленях.

Вполне понятно, почему это делал поздний Ельцин: располагая 6 % сторонников внутри России, он стремился любой ценой найти поддержку за рубежом, прежде всего в США. Так родилась политика, получившая ироническое название "друг Билл": он действительно протягивал руку помощи "другу Борису" - и на президентских выборах 1996 г., и через МВФ, и на основе программы "Черномырдин - Гор". Но Владимир Путин имеет поддержку 70-80% избирателей в России, и ему нет никакой необходимости заниматься искательством за рубежом. Кроме того, - и это главное - в отличие от предшественника он твердо проводит политику защиты интересов своей страны, подобно тому, как это всегда делала и делает сама Америка, любая независимая страна в современном мире.

Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе трудно рассчитывать на отношения по модели "друг Джордж и друг Владимир". Но это ни в малейшей мере не означает возрождения конфронтации двух стран в каком бы то ни было виде. России это, повторяю, не нужно. Но это не нужно и США. Все, что можно было разрушить, в России команда Ельцина уже разрушила. Точно так же, как вполне разрушены надежды на то, что американские партнеры будут бескорыстно содействовать возрождению экономического, а тем более военного могущества нашей страны.

Об этом убедительно написал единственный американский диссидент среди советологов профессор Стив Коэн в недавно переведенной на русский язык книге "Крестовый поход" - о политике Клинтона в отношении России.

И последнее. Рациональная цель американской администрации при создании напряженности между США и Россией, возможно, состоит в том, чтобы развязать себе руки в отношении программы противоракетной обороны. В такой обстановке можно будет меньше считаться с отрицательной позицией России и легче добиваться согласия у своих европейских союзников. Но и для достижения этих целей Вашингтону совсем не нужно заходить слишком далеко в направлении конфронтации с Москвой. В конце концов, ключ к решению находится в руках администрации США.

Итак, "холодной войны #2" не будет. Бури на русском поле также не будет. Но отдельные вспышки молний, дипломатические ошибки, экономические ограничения - все это возможно. Но не так страшно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1633
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
936
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1924
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1076

Другие новости