ПО УТВЕРЖДЕНИЯМ социологов, человек, находящийся на посту руководителя правительства, как правило, набирает 5-7% популярности народа, максимум 12%, как было в случае с Евгением Примаковым. Когда Владимир Путин в августе 1999-го возглавил кабинет министров, его рейтинг составлял всего лишь 2%. Однако в октябре он вырос до 31%, а к декабрю число людей, симпатизирующих премьеру, приближалось уже к 50%.
В январе 2000 года, когда Путин стал и.о. президента России, уровень народного доверия к нему достигал почти 60%. Это дало повод говорить не только о "феномене Путина", но даже подозревать власть в "нечистой игре". Некоторые СМИ открыто намекали на то, что взрывы жилых домов в Москве - дело рук российских спецслужб, которые таким образом пытаются усилить позиции своего протеже как единственного политика, способного навести в стране порядок. В принципе резкий рост рейтинга был действительно связан и с терактами в российских городах, и с началом антитеррористической операции в Чечне. Вспомним, что Путин выступил тогда по телевидению и заявил о беспощадной борьбе с бандитами - "будем мочить в сортире". Но это была именно та реакция, которая совпала с настроениями миллионов россиян.
Феномен же заключается в том, что это был рейтинг надежд. Накануне президентских выборов более 50% опрошенных заявили, что Путин, по их мнению, покончит с войной в Чечне, вернет России статус великой державы и обеспечит в стране укрепление закона. Более 60% россиян были уверены в том, что он сможет обеспечить продолжение курса реформ, хотя многие из опрошенных не имели представления о его экономических и политических воззрениях.
Владимир Путин победил своих соперников, набрав в первом туре 52,94% голосов избирателей. Доверие граждан к новому президенту неуклонно повышалось: март - 63%, апрель - 69%, май - 71%. В то же время росло и беспокойство по поводу отсутствия у Путина и его правительства четкой экономической программы - об этом заявляли более половины опрошенных социологами респондентов. 13 мая Путин издал указ о начале реформирования региональной политики государства и снова обратился к избирателям с просьбой поддержать его намерения по ограничению губернаторской вольницы. Несмотря на явное сопротивление региональных лидеров, народ президента поддержал - более 50% опрошенных высказались за практически неограниченную власть главы государства. В принципе, имея столь сильную поддержку населения, президент мог предпринимать самые радикальные шаги по укреплению своей власти. Многие из них он и сделал, опираясь главным образом на силовиков. И здесь имеет смысл сказать еще об одном "феномене", связанном с деятельностью нового президента: без всяких видимых на то причин повысилось доверие людей к таким государственным структурам, как армия, ФСБ, милиция, суд и прокуратура. Впервые за долгие годы население стало больше доверять федеральной власти, чем региональной.
Однако после гибели подлодки "Курск" и невиданной доселе журналистской атаки на Путина доверие к нему на порядок упало. Увеличилось число тех, кто уже не ждал от президента серьезных перемен и не видел его особых достижений. Разочарование усугублялось ситуацией в Чечне, взрывом на Пушкинской, пожаром в Останкино, ростом цен и общим ощущением нестабильности. Самое большое число критиков президента - в Москве, где и раньше отношение к нему было довольно скептическим: более 30% не одобряют его действий, 13% вообще "ненавидят". Но и в целом по России почти половина опрошенного населения заявила о том, что считает поведение Путина в связи с трагедией в Баренцевом море "недостойным или неправильным". Осенью президентский рейтинг снова выравнивается: во-первых, он "прощен", во-вторых, выясняются результаты экономического роста страны, в-третьих, очевиден успех реформы властной вертикали, и, наконец, Путин напоминает о своей войне с олигархами - в ноябрьском интервью парижской газете "Фигаро" президент заявляет о "дубине" в руках государства, "которой можно ударить единожды, но по голове". Народу это нравится, и почти половина опрошенных - 47% - считают, что возбуждение уголовного дела против Владимира Гусинского связано не с политическим преследованием медиамагната, а с его финансовыми махинациями. Критические выпады Бориса Березовского в адрес власти 48% россиян расценивает как "пиар" самого бизнесмена и политическое интриганство.
В конце минувшего - начале нынешнего года рейтинг доверия Путину практически не опускается ниже 60%. В заслугу ему ставится повышение зарплат и пенсий, успешная внешняя политика, установление равных правил для всех субъектов Федерации, принятие госсимволики, возбуждение уголовных дел против олигархов и, конечно же, дееспособность самого президента. Отрицательная оценка деятельности главы государства по-прежнему связана с Чечней. Более того, с октября доля сторонников переговоров с чеченскими сепаратистами стала превышать долю тех, кто выступает за продолжение войны. Последние исследования социологов говорят о том, что народ продолжает верить своему президенту - об этом в той или иной степени заявили более 80% россиян. Плохо относятся к российскому лидеру 9%, а очень плохо - 3%. Единоличное лидерство Владимира Путина сегодня признается всеми без исключения политическими силами: от коммунистов, которые считают его "государственником и патриотом", до либералов, которые не могут не признать, что именно Путин фактически реабилитировал само слово "демократ". И все-таки его рейтинг был и остается рейтингом надежд, которые пока для многих так и не сбылись.