0
4060
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.03.2001 00:00:00

Можно ли не праздновать 8 марта?

Тэги: Масленица, Пурим, Новруз, праздник


Масленица, Пурим, Новруз, праздник Агитационный плакат 30-х годов.

СЫРНАЯ неделя, как еще по-другому называют Масленицу, в этом году отмечалась 19-25 февраля, в прошлом году она пришлась на 5-12 марта, а в позапрошлом - на 15-22 февраля. Она привязана к Пасхе, которая, как известно, праздник переходящий и может "кочевать" по календарю от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, или 4 апреля - 8 мая по новому. Пасхе предшествует Великий пост, который с постом Страстной недели составляет семь недель. Масленица же предваряет Великий пост. Вот и считайте: восемь недель, или 56 дней от Пасхи.

На Масленицу всю неделю ходуном ходила матушка-Русь. Апогея разгулье достигало в четверг, когда с утра открывались балаганы, ледяные горки и качели и прочие потехи, а в деревнях молодые мужики выходили на кулачные бои, а потом устраивали пир горой...

В прошлом году пик Масленицы пришелся на 8 Марта, и, согласитесь, мало кто вспоминал в тот день про обычаи старины глубокой: их подмял под себя этот в общем-то совсем ненашенский, чужеродный праздник, который, как тот кукушонок, высиженный доверчивой синичкой, что, повзрослев и окрепнув, вытолкнул прочь ее родных птенчиков.

"Так кто же приучил нас праздновать 8 марта? Кто и зачем?" - задал однажды эти вопросы диакон Андрей Кураев и в поисках ответа на него написал целую книгу "Как делают антисемитом". Одна из глав ее так и называется: "Можно ли не праздновать 8 марта?" Действительно, стоит прислушаться к православному богослову и задуматься вслед за ним: "Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом из той поры, которую сегодня принято ругать? Почему именно она выжила из советской эпохи?" Нет-нет, диакон вовсе не против празднования Женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось советским праздником, а не только старинной Масленицей, но его всегда смущало то, что в течение многих лет на простой вопрос: "Почему мы празднуем именно этот день?" - все встречные, включая историков и журналистов, изготовившиеся писать праздничные очерки, отвечали какими-то безличностными оборотами: "так сложилось", "так установилось". И тогда Кураев совершенно резонно сделал вывод, что "если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно, - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (инициаторы) празднуют нечто совсем иное?".

Не буду пересказывать всю главу, на которой, как на несущей конструкции держится упомянутая выше книга. Процитирую лишь ее квинтэссенцию, и даже самому простодушному и доверчивому - из тех, кто так от души отмечает Женский день, - все сразу станет ясно и понятно.

"Клара Цеткин - еврейка. И поэтому, когда партия поставила задачу придумать женский праздник, Клара Цеткин вспомнила об Эсфири... Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим... Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея, а 8 марта было избрано в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим... Празднуется Пурим как раз на переломе от зимы к весне (конец февраля - начало марта). У иудеев сохраняется лунный календарь, и поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю. (Как и христианская Пасха. - В.К.) Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно. И потому празднование Женщины-Разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

А сейчас перенесемся на 279 лет назад. Масленица 1722 года в Москве носила невиданный дотоле театрализованный характер. Петр и прежде более других жаловал именно этот праздник и обычно в понедельник сам открывал масленичные торжества, поразвлекшись со своими офицерами на качелях, которые для этого устраивали близ Красных ворот. Там же размещались и другие потехи: ледяные горки, катания на санях и каруселях, представления в балаганах, торговля блинами и т.д.

На сей раз на четвертый день Сырной недели император устроил пышный карнавал в честь заключения Великого Ништадтского мира, означавшего конец Северной войне и окончательную победу России над Швецией. Из села Всесвятского (там, где сейчас метро "Сокол") началось движение необычного поезда: множество морских судов разной величины и вида были установлены на сани, запряженные всякими зверями. С утра этот экзотический кортеж потянулся к Тверским Триумфальным воротам (метро "Маяковская"). Вот как описал безвестный репортер "Северной пчелы" поразившее москвичей зрелище.

"Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь - папа Зотов, облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями. Наконец появилась громада, 88-пушечный корабль... На этом корабле, везенном шестнадцатью лошадьми, сидел сам государь Петр в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски".

Корабль на колеснице был (и остается) непременным атрибутом карнавальных процессий и в Западной Европе. Собственно, само слово "карнавал" происходит от латинского "carrus-navalis" - "колесница-корабль". Общим для всех этих гуляний на стыке зимы и весны, называемых на Западе карнавалом, а на Руси Масленицей, было буйное веселье, обжорство, пьянство, прелюбодеяния, игры, представления ряженых и шутов и прочее в том же духе. Гульбища эти пришли из глубокой древности, церковь всячески боролась с ними, но безуспешно. Удалось лишь сократить время "бесовского разгулья" с двенадцати дней до семи, а на Руси еще убрать из меню мясо. Потому у нас Масленица имеет еще и третье название - "мясопуст". Есть можно до отвала любые масломолочные, рыбные и мучные продукты. А вот на Западе от мяса так и не отказались. И если основное русское название праздника идет от масленичного блина, то в Европе слово "карнавал" связывают также с созвучным "carne vale!" - "да здравствует мясо". Мяса в эти дни едят действительно от пуза, поэтому во Франции чучело, изображающее Карнавал, так и называется Пузаном (Bansard).

Но корабль, откуда взялся корабль, тот самый carrus-navalis? Традиция восходит аж - хотите верьте, хотите нет - к древнему Вавилону. Но об этом подробнее мы поговорим как-нибудь в другой раз. А сейчас отметим только, что в Древнем Вавилоне главным праздником был Новый год, который отмечали двенадцать дней во время весеннего равноденствия. Все обряды, которые мы знаем из европейских традиций Карнавала и Масленицы, а также святого 12-дневья (Святок), легко узнаются в вавилонских мистериях: это и гадания, и хождения ряженых, и избрание короля шутов - в Вавилоне на время празднеств царя заменяли рабом, ДОЗВОЛЯЛОСЬ ВСЕ, в эти дни нельзя было наказывать детей, вершить суд, и т.д. Но главное - это были дни "необузданной свободы".

Обряды древнего Вавилона, уходящие корнями в еще более древний Шумер, со временем трансформируясь, но сохраняя основные черты, распространились по всему Средиземноморью. От греков, у которых эти празднества назывались дионисиями или вакханиями (в честь бога земледелия и урожая Дионисия (Вакха), от римских сатурналий традиции безудержного веселья перешли к германским и славянским народам, органически смешавшись с их культами.

Персы назвали этот праздник Новруз-байрам. От них его переняли арабы, азербайджанцы, туркмены, таджики и другие сопредельные народы. Они отмечают его, как и в Древнем Вавилоне, в день весеннего равноденствия, которое по григорианскому календарю приходится на 21 марта. В прошлом году Новруз-байрам совпал с Пуримом, который тоже из того же ряда.

Древние евреи заимствовали Пурим во время своего вавилонского плена (586-539 гг. до н.э.), когда они насильственно были переселены после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Иудейская церковь упорно пыталась изжить языческий обычай, но тщетно. И тогда Пурим был включен в религиозный культ, однако пережитки древних обрядов легко узнаются даже сегодня. Главная особенность Пурима - разгульное веселье. В этот день правоверным иудеям предписывается напиться до такой степени, что невозможно будет отличить "благословен Мордехай" от "будь проклят Гаман". Очень странная заповедь иудейского права, совершенно для евреев нехарактерная, ибо согласно Ветхому Завету злоупотребление вином есть большой грех. С народным обычаем напиваться на Пурим раввины поделать ничего не могли и тогда сделали его обычаем религиозным. А сам новогодний праздник был трансформирован в легенду о спасении Мардохеем, визирем персидского царя Ксеркса, еврейского народа, который замыслил погубить царский военачальник Гаман (Аман). Легенда эта легла в основу книги Есфирь, с большим трудом канонизированной сначала иудейской, а затем христианской церквами.

Исследователи уже давно установили прямую связь между библейским Мардохеем и вавилонским Мардуком, царицей Есфирь (Эстер) и богиней любви Иштар (Астар). Но более всего говорят за себя обычаи Пурима. В этот день иудеям не только дозволено нарушать Моисеевы законы, упиваясь, как говорится, "вусмерть". В этот день они могут приходить в синагогу не в парадных костюмах, как принято обычно, а в маскарадных одеждах и даже в масках. Служба в синагоге при каждом произнесении имени Гамана (фактически поминутно) прерывается шумом, криком, треском грогеров (специальных трещоток). Еще 100-150 лет назад в гетто - еврейских кварталах европейских городов - по улицам ходили ряженые. За службой в синагоге следует трапеза, тоже "от пуза" - обильная и разнообразная. Во время праздника готовятся особые сладости, так называемые хоманташен (уши Гамана): маленькие пирожки треугольной формы, начиненные черносливом, абрикосом, маком или еще чем-нибудь "вкусненьким". Обязательное правило Пурима - посылать друг другу "мишлоах манот" (подарки из еды и питья, не менее двух блюд). На Пурим принято также оказывать благотворительность.

Итак, Масленица, Пурим, Дионисии и Вакханалии, Сатурналии и болгарское Кукере, Новруз-байрам и европейский Карнавал - это все родные братья и сестры того прекрасного праздника встречи Нового года, который придумали древние шумерцы. Вот уж поистине все мы происходим от Адама и Евы, первых жителей первой на земле страны Эдем, который, собственно, и есть Шумер, то самое место, где Тигр и Евфрат, почти вплотную приближаясь друг к другу, образуют плодороднейшую, благодатную долину. Ее заселил древний народ, неизвестно откуда пришедший. А может, и ниоткуда он и не приходил, а здесь же, из первобытного мира создал первую в мире цивилизацию, ставшую колыбелью нынешней европейской...

Что же касается МЖД (ну прямо-таки "мы-жиды", как обозвал воспаленный антисемитизмом диакон Международный женский день), то к Пуриму он имеет отношение не больше, чем Кураев к китайскому императору. Начнем с того, что Клара Цеткин никакая не еврейка и в роду ее до энного колена не было ни одного еврея. Пустячок, но в кураевскую концепцию жидомассонского заговора никак не вписывается. Во-вторых, в 1910 году на съезде социалисток в Копенгагене была принята дата Женского дня 19 марта, но не в честь Пурима, а в память о победе берлинских рабочих в революции 1948 года. Лишь в 1914 году повсеместно в Европе отмечали Женский день 8 марта по той простой причине, что это было воскресенье, да так и осталось с тех пор по сей день...

Чтобы узнать все это, не надо было расспрашивать встречных-поперечных, достаточно было пойти в библиотеку и посидеть там всего один вечер. Кураев не какой-нибудь полуграмотный сельский дьячок, который не имеет понятия о том, как надо работать с источниками. Кураев - доктор богословия, автор многих книг. Ложь, которую он нагромоздил в своей книге, понадобилась ему для одной, но пламенной цели, которая в последнее время не дает ему спокойно жить, - везде и во всем видит он еврейские козни и страстно их разоблачает. Столь страстно, что даже Международный женский день принял за скрытый, замаскированный иудейский праздник Пурим. И хотя Кураева уличили во лжи сразу же по выходе книги еще более двух лет назад, в том числе и в "НГ", она по-прежнему продается в церквях и церковных лавках и на всевозможных черносотенных книжных развалах: совпадение, наводящее, увы, на печальные размышления. Такова "се ля ви": рядом соседствуют Пурим, Масленица, Новруз-байрам и Женский день - праздники любви и радости, а рядом - разные кураевы, которые эти праздники изо всех сил пытаются омрачить. У каждого свой стиль жизни...

P.S. К вящей радости Кураева, Пурим в этом году пришелся на... 8 Марта. Впервые с 1917 года эти два праздника совпали в календаре. Кто как, а я по такому случаю выпью в два раза больше. Нет, в три раза больше: из любви к женщинам, и из любви ко всем народам, и, конечно же, из любви к народным праздникам, чьи бы они ни были. Так выпью, чтобы не различать "Бог с нами" и "х... с ними"...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости