Николай Байбаков.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
- НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ, сегодня исполнилось ровно 80 лет с момента создания Госплана. Это ведомство в свое время являлось одной из ключевых структур в системе управления народным хозяйством Советского Союза. Сейчас его нет, но многие экономисты говорят о необходимости создания такого органа, пусть и с обновленными функциями, в условиях рыночной экономики. Как вы оцениваете результаты деятельности Госплана и разделяете ли вы точку зрения этих экономистов?
- Недавно в одной газете я прочел о том, что 15 человек, среди которых были и некоторые губернаторы, обратились к президенту с предложением отметить восьмидесятую годовщину образования Госплана. На мой взгляд, это совершенно правильная инициатива. Появление этого органа в нашей стране оказало большое влияние на развитие народного хозяйства СССР.
Насколько я знаю, советская власть обратила свое внимание на вопросы планирования в 1919 году, когда Ленин издал приказ о ГОЭЛРО. Энергетика - очень важная часть промышленности и экономики в целом. Тогда курировать ее было поручено Кржижановскому, который до этого возглавлял электротехнический отдел Высшего совета народного хозяйства.
Что же касается самого Госплана, то приказ о его создании, подписанный Лениным, появился 22 февраля 1921 года. И именно этому новому органу тогда было поручено разрабатывать государственные планы развития государства по пятилеткам.
В этой связи мне хотелось бы привести некоторые конкретные цифры, характеризующие и динамику развития нашей страны, и результаты деятельности Госплана. Первая пятилетка была успешной. Пусть задания и не были выполнены в полном объеме, но результат был получен хороший. Страна стала наращивать темпы развития экономики. Увеличение производства в социалистической индустрии и в коллективном сельском хозяйстве сопровождалось значительным расширением культурной базы и ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Количество учащихся в высших учебных заведениях к 1933 году по сравнению с 1917-1918 годами увеличилось почти в три раза, учащихся техникумов стало больше в три раза, вдвое возросло число учащихся в начальных школах.
Во время второй пятилетки - 1933-1937 годы - национальный доход государства вырос в 2,2 раза, объем промышленного производства - в 2,6 раза, выпуск сельскохозяйственной продукции - в 2 раза.
Для сравнения динамики развития СССР и капиталистических стран могу привести следующие цифры. Национальный доход СССР в 1937 году превысил показатели 1913 года в 4,6 раза, в то время как США смогли нарастить ВВП лишь в 1,4 раза, Англия - в 2,3 раза, Франция - в 1,8 раза.
Выполнение третьего пятилетнего плана - 1938-1942 годы - было прервано Великой Отечественной войной. Но за 3,5 года пятилетний план был выполнен на 85%. Причем по группе тяжелой промышленности было получено 90% запланированного на пять лет, а по группе легкой промышленности - на 80%. К началу войны национальный доход СССР по сравнению с 1913 годом вырос в 5,3 раза, объем производства в машиностроении вырос в 30 раз, в электроэнергетике - в 24 раза, в химической промышленности - в 169 раз, в сельском хозяйстве - в 14 раз.
В первые пятилетки мы ликвидировали безработицу. Напротив, появился дефицит рабочей силы. Правда, последнее оказывало негативное влияние на развитие советской экономики.
- Насколько сильно изменилась ситуация в послевоенные годы?
- Я был назначен председателем Госплана в 1965 году Леонидом Брежневым и Алексеем Косыгиным. Проработал в этом ведомстве до 1985 года. В прошлом году я выпустил книгу "От Сталина до Ельцина", где немало внимания уделил работе Госплана СССР, его роли и значении в развитии экономики и повышении жизненного уровня трудящихся.
Мы работали очень активно, не считались со временем. Если было нужно, готовили документы, которые требовались правительству и Центральному комитету партии. Дневали и ночевали, но старались быть аккуратными и выполнять все поручения вышестоящих органов.
Госплан был большим учреждением. В нем работали более трех тысяч человек. Он занимался всеми вопросами. Даже мелкими, которые, может быть, нужно было перепоручить местным органам управления. Но такая работа и давала свои результаты. Ежегодные темпы роста национального дохода в 1961-1965 годах составляли около 6,5%. В 1966-1970 годах (напомним, что в 1965 году начались реформы, разработанные председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. - "НГ") этот показатель увеличился до 7,8%. В последующие годы темпы роста также держались на высоком уровне, правда, постепенно снижаясь по мере углубления застоя и в экономике, и в политике.
Надо сказать, что и в этот период по темпам роста национального дохода мы не уступали развитым капиталистическим странам.
- Какие ошибки, по вашему мнению, были допущены властью во время перехода страны к рыночной экономике?
- Период работы Горбачева и Ельцина стал поворотным пунктом не только в политике, но и в экономике и в социальной сфере. В 1991 году ВВП снизился до 87% уровня 1990 года, в 1992-м - до 71%, в 1993-м - 62%, в 1994 году - 52,8% и, наконец, в 1995 году - 51%.
К сожалению, эти 15 лет были периодом падения экономики, снижения жизненного уровня трудящихся. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что около 40% населения страны находятся за чертой бедности. Это катастрофа.
Одна из основных ошибок состоит в том, что с переходом к рыночной экономике не учли все те наработки, которые существовали и в системе государственного планирования.
На мой взгляд, связь рыночных условий хозяйствования с общим развитием страны должна быть очень тесной. А что же получается? Создали такие условия, при которых в магазинах много разнообразной продукции, а купить ее могут не все.
Поэтому я, безусловно, поддерживаю те предложения, которые были внесены в письме к президенту. Нужно правильно регулировать все хозяйство, и именно государство должно взять на себя эту функцию. И стесняться того, что новый Госплан будет вмешиваться в вопросы всех отраслей народного хозяйства, даже в условиях рынка не стоит. Российскому правительству сейчас просто необходимо заняться вопросом планирования экономики, ее развития с учетом рыночных технологий.
Я не противник рынка. Тот же Китай сочетает государственное планирование с рыночной технологией. И вот уже 20 лет ежегодные темпы роста в этой стране держатся на уровне 8%.
Правительство наконец должно понять, что нужно серьезно заниматься вопросами регулирования экономики. Необходимо тщательно изучить опыт Китая - при огромном росте населения, где необходимо еще и поддерживать жизненный уровень трудящихся, вовсе не легко развиваться такими темпами. И не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве.
- Насколько сильным было влияние на развитие Советского Союза топливно-энергетического комплекса?
- Где бы я ни работал, меня, конечно, всегда интересовали вопросы ТЭКа как могучего рычага развития нашей экономики. До войны СССР добывал 33 миллиона тонн нефти и несколько миллиардов кубометров газа. Из войны мы вышли с добычей в 19 миллионов тонн нефти.
Как-то меня вызвал Сталин и говорит: "Товарищ Байбаков, вы должны принять все возможные меры для того, чтобы страна как можно быстрее вышла из кризисного положения, обратите внимание на топливно-энергетический комплекс". А до этого - в 1942 году, когда я был первым заместителем председателя Совнаркома, Сталин назначил меня уполномоченным государственного комитета обороны по обеспечению фронта горючим. В 1942 году он мне сказал: "Гитлер рвется на Кавказ с тем, чтобы захватить нефть, без которой он не может дальше воевать. Вы должны очень внимательно подойти к положению дел на военном фронте, и когда вы увидите, что нам ничего не удается сделать, как только уничтожить нефтепромыслы, то вы должны это сделать, согласовав с командующим фронтом".
И вот меня направили на Кавказ. С небольшой группой товарищей и сотрудниками НКВД мы вылетели для того, чтобы выполнить указания Сталина. Мне пришлось уничтожить промыслы Краснодарского края. А это тысячи скважин, которые давали 19 тысяч тонн нефти в сутки. Мне пришлось все это ликвидировать. В последнюю очередь мы взорвали электростанцию, а потом перебрались в Грозный.
Но, к счастью, немцы были остановлены. Сталин направил три-четыре дивизии из резервов, и взять Грозный немцам не удалось. Это был поворотный пункт в войне к победе.
Я был свидетелем атаки немцев и наблюдал за тем, как они двигались, как работали наши артиллеристы. Погибло много наших солдат, но немцы начали отступать, и потом они практически всегда двигались в обратную сторону. Говоря об этом, я не могу не сказать об авиаотряде Марины Расковой. Ночью они бомбили штаб немецкого фронта. Я их спрашивал - не боятся ли они. "Что вы, - отвечали летчицы, - при таком низком полете нас ни одна пуля не возьмет". Действительно, к тому моменту, когда я уезжал из Грозного в наркомат нефтяной промышленности, в Уфу, из 20 девчат погибла только одна, да и то не от пули, а врезалась в столб электропередачи.
Вернемся к послевоенным годам. Сталин вызвал меня и сказал: "Имейте в виду, что без развития нефтяной и газовой промышленности мы не сможем двигаться вперед." И вот как нарком нефтяной промышленности и как председатель Госплана СССР я уделял большое внимание развитию двух отраслей - нефтяной и газовой. В результате добыча нефти выросла с 50 миллионов тонн в начале 60-х до 624 миллионов в 1988 году. Добычу газа мы довели до 815 миллиардов кубометров.
Мы стали экспортировать большее количество сырья и закупать продовольствие. Его внутреннего производства не хватало для обеспечения потребностей населения. Мы уделяли большое внимание использованию валюты, получаемой от продажи нефти и газа. Получали необходимое оборудования для комплектации строящихся предприятий - таких, как КамАЗ, ВАЗ. Эти и другие предприятия во многом способствовали развитию национальной промышленности. Так что нефть и газ не только кормили нас, но и развивали производительные силы внутри страны. Деньги шли также на строительство трубопроводов. Мы смогли обеспечить нефтью и газом не только социалистические страны, расположенные в Европе, но и некоторые капиталистические государства.
Но, как специалист, могу сказать, что сейчас надо быть очень осторожным в использовании ресурсов нефти и газа, которыми мы располагаем. Изобилие будет не вечным. Необходимо экономить, добиваться того, чтобы извлекать сырье полностью, а не оставлять целые пласты.
Сейчас я работаю в Институте проблем нефти и газа Российской академии наук и делаю все, чтобы добиться прогресса в более полном извлечении запасов. Нельзя мириться с тем, чтобы извлекалось лишь 50 - 60%, а остальное консервировалось. Могу привести цифры Бакинского месторождения. Район разрабатывается уже более 100 лет, а извлекли всего 50%. Остаточную нефть нужно извлекать каким-то новым методом, и мы сейчас как раз занимаемся разработкой такой технологии.
- А как вы относитесь к массовому привлечению иностранного капитала в российский ТЭК? Разве не могут развивать добычу сырья только отечественные компании?
- К сожалению, времена эти уже прошли. Это раньше мы очень редко прибегали к займам и все делали за счет собственных ресурсов, за счет расширения производства в нашей экономике.
Сейчас же, когда ВВП снизился на 50%, и при существующих темпах развития экономики, мы не сможем выделить необходимые капиталовложения для ускорения развития. В результате сейчас оно идет очень медленными темпами. В некоторых отраслях вообще наблюдается застой.
Во многом это объясняется отсутствием средств на капитальные вложения, и, соответственно, мы не можем решить вопросы строительства тех или иных предприятий, необходимых для развития страны, для капитального ремонта оборудования в той же нефтяной промышленности. И, несмотря на то что сейчас Россия продает очень много сырья, мы не можем полностью решить вопросы, позволяющие добиться расширенного воспроизводства продукции. Сейчас мы даже не сможем вернуться к тому уровню производства, который был в 1990 году.
- Раньше валютные поступления Советского Союза оценивались приблизительно в 33 миллиарда долларов. И на все хватало. Сейчас же мы получаем много больше, но денег не хватает. С чем это связано, по вашему мнению?
- Видите ли, все зависит сейчас от структуры нашей экономики - куда и как вкладываются деньги, в какие отрасли. Раньше мы были хорошо обеспечены для развития и промышленности, и жизненного уровня населения. Поэтому, пока еще возможно увеличивать экспорт, чтобы получить свободно конвертируемую валюту, это надо сделать, но не допускать, чтобы мы потом остались без нефти, газа и других видов промышленного сырья. Дело в том, что далеко не все в правительстве поняли, что нужно сейчас делать. Я считаю, что нужен стратегический план - наметить первоочередное развитие тех отраслей, от которых зависит развитие экономики в целом. Прежде всего нельзя выпускать из рук нефтяную и газовую промышленность, а наоборот, всемерно помогать, но нужно развивать промышленность и других отраслей, с тем чтобы увеличить производство высокоэффективных продуктов, важных для развития экономики всего мира, надо обязательно повысить технический уровень развития всех отраслей, тогда мы можем при меньших затратах производить больше продуктов, которые нам необходимы и для внутреннего потребления, и для внешней торговли. Вот какова моя точка зрения.
- Но ведь для разработки и реализации стратегического плана, наверное, необходим какой-то орган.
- Конечно, нужен. Раньше этими вопросами занимался Госплан. Потом - Министерство экономики. Сейчас - Министерство экономического развития и торговли.
Но занимаются этими вопросами вовсе не на том уровне, чтобы представить правительству программу действий по развитию нашей экономики. Необходимо создать более мощный орган, который занимался бы не только прогнозированием, как сейчас, но и планированием производства совместно с отраслевыми министерствами.
Помимо Госплана в Москве в ряде областей и в союзных республиках существовали свои отделения Госплана. Эти организации проделывали очень большую работу. Они буквально до мелочей составляли картину того, что есть в области или крае, и давали нам этот материал. Это позволяло очень тщательно подходить к вопросам планирования развития экономики любой области. Мы видели, как развивается производство и сельское хозяйство, и вносили предложения в Центральный комитет партии и правительство, где говорили о необходимости принятия мер для ликвидации недостатков, которые были выявлены в регионах страны.
Такого сейчас в России нет. Детального состояния дел в регионах практически не имеется. Все отдали на откуп местным администрациям. Однако теперь сами губернаторы видят, что не все складывается нормально без плана из Центра.