1. ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА
ЧЕЧЕНСКОЙ Республики как единого социально-экономического организма более не существует. Действовавшие веками производственные, торговые, снабженческие и иные формы организованной связи между населенными пунктами или полностью исчезли, или существуют в зачаточной форме, случайно прорываясь через мощные блокираторы. Население республики в глухой изоляции от внешнего (по отношению к республике) мира. Изоляция - это наиболее успешная часть проведенной контртеррористической операции, которая фактически превратилась в войну против всего мирного населения республики. Это - факт, реальность.
Обстановка в Чеченской Республике предельно кризисная. Прежде всего жизнь населения в республике находится под реальной угрозой по всем направлениям: с точки зрения безопасности, наличия условий жизнеобеспечения (продовольствие, вода, медицинская помощь), возможностей передвижения, доступа к информации и т.д. Безработица составляет более 80% трудоспособного населения. Никакой экономики в республике не существует, не созданы условия для возрождения даже первичных, кустарных форм хозяйствования на селе, люди полностью лишены возможности зарабатывать на жизнь трудом. Предпринятые действия для воссоздания системы образования и медицинского обслуживания далеко не адекватны масштабам задач, и работники, занятые в них, не в состоянии нормально выполнять свои должностные обязанности. Школы, вузы, больницы фактически не подготовлены (хотя официальные лица утверждают обратное) к нормальной деятельности. В республике свирепствуют все виды и формы заболеваний, к тому же очевидно и то, что абсолютно все население нуждается в медико-психологическом обследовании на стационарной базе. Пережить две страшные войны, а в трехлетний период между ними - условия концлагеря масхадовского режима... - все это оставило глубокие психологические отклонения и травмы. Эта проблема замалчивается. Однако эта проблема в Чечне выражена еще более, чем та, которая обозначилась после трагедии подлодки "Курск", когда государство немедленно предприняло серьезные меры по оказанию медико-психологической помощи родственникам и сослуживцам экипажа.
Источники существования
Источниками существования людей являются:
а) помощь родственников, находящихся за пределами республики;
б) заработная плата, выплачиваемая федеральными властями работникам бюджетной сферы;
в) гуманитарная помощь;
г) нелегальная деятельность, в частности - вывоз металла (в том числе цветного) с разрушенных предприятий и операции с нефтью. Эти сферы ныне контролируются военными чиновниками (которые заменили бывших хозяев - начальников отрядов боевиков). Но занята в этой сфере часть местного населения, в основном та же, что и при Масхадове.
Все, что поступает из этих источников, позволяет всего лишь продлевать жизнь; люди похожи на тени, видны явные признаки недоедания и отсутствия активной деятельности; заметны нарушения психики.
Такая обстановка, с одной стороны, препятствует возвращению людей, особенно двух категорий: потенциальных предпринимателей и людей интеллектуального труда, без которых немыслимо ни решение проблемы миростроительства в целом, ни тем более восстановление народного хозяйства в каких-то приемлемых формах.
С другой стороны, такая обстановка благоприятствует вхождению в систему республиканской и местной власти представителей маргинальных слоев, которые и правили республикой на всем протяжении 90-х годов. Трудно понять логику федеральных властей в этих вопросах.
Военно-политическая обстановки в республике
Основные военные отряды боевиков были разгромлены уже вскоре после взятия города (точнее, развалин) Грозного зимой-весной 2000 года. Приблизительно с марта-апреля началась новая фаза в этой "странной войне", множество эпизодов которой наглядно свидетельствовали о нежелании армии довершить полный разгром отрядов боевиков. Соответственно началось их некоторое "возрождение". По-видимому, в Генштабе решили, что полезно "продлить войну". "Мирное сосуществование" воинских частей и полуразгромленных, прячущихся групп боевиков - это распространенное явление весны-лета 2000 года, о котором хорошо информировано население. Общеизвестный прием - после ухода из какого-то села группы боевиков начинается планомерное уничтожение данного населенного пункта.
Имитация активных действий, в том числе военных
Генералитет буквально вцепился в чеченскую войну и не намерен ее завершать, поскольку она дает огромные возможности, немыслимые в условиях мира: непрерывное возрастание политической роли в обществе, мощное финансирования, чины и должности (вчерашние полковники сегодня генерал-полковники), материальное благополучие, чей источник отнюдь не только казна, и т.д. Это происходит не в силу каких-то субъективных качеств военных, не в силу склонности к жестокости и насилию (хотя отдельные офицеры, несомненно, обладают и такими мерзкими склонностями), а в силу объективных интересов страны (социальной группы) как таковой. Эти узкие интересы выражает Генеральный штаб, который болезненно переживал поражение в прошлой войне в Чечне. Усилиями Генштаба и его политических союзников были сотворены мифы о том, что прошлую "войну армия проиграла благодаря вмешательству политиков". Это утверждение очень далеко от правды. Правда же состоит в том, что прошлая война велась так же бездарно, как и нынешняя, и она была полностью проиграна армией и Генштабом. Проиграна (в том числе) в результате вызванного действиями армии недовольства населения Чечни, поскольку войска вели себя, как жестокие оккупанты, прибегая к репрессиям в отношении мирных граждан. Известно, что профессиональный военный (офицер) всю жизнь готовится к войне, и, коль скоро она началась, он "выжимает" из нее все, что возможно. А если идет такая война, как в Чечне, когда можно безнаказанно совершать любые деяния, в том числе в плане личного обогащения, при минимальном риске, - такая война просто мечта. Но для "продления войны" нужно создавать мифы, кричать о "грозном противнике", "сломленном но не уничтоженном"; посылать "наверх" секретные донесения с ложными характеристиками "поведения" народа, который, якобы "сочувствует бандитам", и т.д. Такая политика военного руководства в Чечне фактически ведет к дальнейшей массовой гибели гражданского населения, препятствует его включению в общую работу по прекращению партизанщины, не дает возможности сформировать эффективно действующую республиканскую систему МВД и милиции, которая, и это вне сомнений, смогла бы в краткие сроки ликвидировать остатки отрядов боевиков, опираясь на помощь населения и частей армии.
Содержание политики "имитации" войны
Любая мелкая стычка выдается за тяжелый бой с сепаратистами. Под это подверстываются даже взаимные столкновения федеральных сил, часто завершающиеся гибелью солдат и офицеров, подозрительна и "минная война". Ураганные обстрелы, ведущиеся ночами из всех видов тяжелого оружия, видимо, тоже вплетаются в ткань "имитации" войны, хотя некоторые утверждают, что таким варварским способом уничтожают накопившиеся за десятилетия снаряды, высвобождая для выгодной реализации медные гильзы.
То, что сообщает пресса (даже самые, казалось бы, правдивые факты), по большей части не соответствует истине, что же касается официальных сообщений - то и подавно.
Испытание новых видов и типов оружия
Очевидно и то обстоятельство, что продление войны диктуется и определенными интересами военно-промышленных предприятий, разработчиков новой военной техники и средств ведения войны. Чечня - это удачный и выгодный полигон для испытаний: абсолютная изоляция и закрытость региона, отсутствие республиканских и местных властей, с которыми необходимо согласовывать такого рода действия, безответственность за наносимый экологический ущерб и, самое главное, люди в качестве подопытных кроликов, за судьбы которых не приходится нести никакой ответственности. Это - реальность, данность.
Жестокое обращение с населением
В целом ряде публикаций и выступлений по итогам первой чеченской войны я называл одним из главных факторов поражения жестокость по отношению к мирному населению. Жестокое обращение военных с народом в этой войне намного превосходит все то, что было ранее, в той первой бесславной войне. И в тот период, и ныне идеологи армии и командиры совершили и совершают роковую ошибку (или преступление?), воспитывая солдат и офицеров в духе ненависти к мирным горцам. За основу такого "воспитания" берутся выхватываемые из контекста слова прославленных полководцев XIX века (Ермолова, Барятинского и др.) типа того, что "хороший чеченец - мертвый чеченец", и т.д. При этом не обращается внимание на конкретную политику, например, генерала Ермолова, которая сводилась к бережному, честному, рыцарскому отношению к мирным чеченцам, старикам, детям, женщинам. Ермолов жестко наказывал целые казачьи подразделения за проявленную ими жестокость, разорение аулов, снимал офицерские погоны с командиров за такого рода действия, оказывал большую материальную и медицинскую помощь людям, строил дороги, мосты, города. Ермолов был не только покоритель, но и созидатель. А чем могут похвалиться "чеченские генералы", оставляющие после себя разрушенные города, пепелища, плачущих вдов и сирот?
Варварское уничтожение Грозного
Ничем, кроме мотивов мести, невозможно объяснить уничтожение этого города. Здесь совершенно не сохранилось ни одного не разрушенного здания. Какая военная необходимость была в этом? Любопытно, что многие уцелевшие от воздушного и артиллерийского налетов здания были сожжены и взорваны армией уже после того, как из города были выбиты боевики и он перешел под федеральный контроль. Подход скорее всего буквально скопирован с того, какой применили нацисты в ходе Второй мировой войны после поражения варшавского восстания - один из красивейших городов Европы был превращен в руины. Другого аналога мировая практика XX века не знает (ведь уничтожен крупный населенный пункт с 400-тысячным населением). Даже Сталинград и Берлин не были разрушены до такой степени. Грозный, основанный Ермоловым в 1818 году, был одним из красивейших городов Северного Кавказа - с мощно развитой промышленностью и производственной инфраструктурой стоимостью более чем в 70-80 млрд. долл. (на начало 90-х годов). Разрушенный жилищный фонд (по минимальным расценкам) оценивается в 20-30 млрд. долл.
Предельная жестокость и насилия в различных формах, в том числе публичные избиения на улицах, произвольные задержания людей, немотивированная стрельба по людям и пр., стали обычной практикой. Процветает, по сути, хищение людей - под любым предлогом и даже без предлога солдаты в масках и на машинах без номеров арестовывают людей, преимущественно молодых, увозят их, избивают, часто требуют выкуп от родственников, превратив это в ремесло. Особенно свирепствуют так называемые контрактники, которые снова и снова возвращаются в республику с целью наживы и утоления нездоровой страсти к насилию.
Мародерство - наиболее развитая сторона в действиях многих солдат и офицеров
Вся история войн, по крайней мере с персидских походов греческих и римских полководцев, показывает, что мародерство - прямой путь к разложению армии, в особенности, если армия склонна увлекаться алкоголем. Это уже произошло и воинских частях армии и МВД на территории Чеченской Республики. Отчасти это следствие полного отсутствия федерального контроля за сегментом армии в этой республике. Здесь нет ни правительственно-президентского, ни парламентского (гражданского) контроля, нет даже контроля со стороны самого военного ведомства. Военная прокуратура, покрывая преступления среди военных, прямо содействует разложению армии, а высшие чины армии и МВД не знают конкретной ситуации, ограничиваясь докладами из Чечни нижних чинов.
Практика произвольных арестов невинных людей, издевательства, пытки, вымогательства, создание искусственных затруднений в передвижении для гражданского населения, бездумные, совершенно необъяснимые с точки зрения здравого смысла действия, направленные на уничтожение Грозного, - все это и многое другое в короткие сроки лишило армию ее объявленной цели - стать освободительницей народа от преступно-репрессивного масхадовского режима.
Денежный фактор в политике "имитации" войны
Остатки разрушенной промышленности демонтируются и вывозятся - вначале вывозили цветной металл, ныне - любой металл. Это делается организованно, под охраной вооруженных людей армии или МВД. Особо важную роль играет нефть. Известно, что при Дудаеве стали появляться примитивные мини-заводы по "домашней" перегонке нефти. В период правления Масхадова их число не превышало 1000 единиц - после установления контроля над республикой федеральными силами (с марта 2000 года) количество мини-заводов быстро возрастало и ныне превышает 2000 единиц. Они полностью контролируются комендантами районов и начальниками воинских частей. Например, в пригородном Пятнадцатом совхозе (Грозненский сельский район), считавшемся "вотчиной" Вахи Арсанова (вице-президент), до войны действовало около 30 таких предприятий, ныне действует более 60 единиц. Нефтепродукты вывозятся с этих предприятий под усиленной охраной воинских команд армии и МВД за пределы республики. Обо всем этом превосходно осведомлено население республики. Можете себе представить, к какому выводу оно приходит.
Во многом денежному фактору подчинены пресловутые зачистки, когда устраиваются массовые облавы в населенных пунктах и городских кварталах в целях якобы "проверки документов" или поимки "боевиков". В ходе таких зачисток осуществляются вымогательства и захваты заложников под видом "подозрительных лиц". Позже начинается длительный и мучительный поиск арестованных и их выкуп родственниками. На большинстве блокпостов существует открытое мздоимство: заплати - проедешь.
Политики изоляции населения
Целям изоляции населения Чечни от России и внешнего мира подчинено и откровенное нежелание открыть воздушный и железнодорожный пути сообщения, возможности для чего существуют уже полгода. Эта мера сама по себе внесла бы существенный вклад в дело общего урегулирования ситуации, но, очевидно, задача заключается не в таком развитии событий.
Деятельность, препятствующая объединению народа и интеллектуалов из республики
В народе уже давно существует понимание необходимости объединения народа как для решения задач ликвидации последствий дудаевско-масхадовского правления, так и восстановления народного хозяйства. Однако некоторые специфические официальные организации и их служащие исходя из "своего" понимания этой проблемы предпринимают энергичные, хотя и скрытые, действия с целью недопущения единства народа и его более или менее известных представителей, живущих, в том числе, вне Чечни, в различных городах России. Проводится тактика "вбрасывания" каких-то сомнительных "лидеров", которые прямо и непосредственно разрушают процесс взаимодействия и сотрудничества между разными влиятельными лицами. Провоцируются столкновения даже между объявленными "лидерами" в самой Чечне. С какой целью проводится эта подрывная деятельность, наносящая огромный ущерб народу, попавшему в беду? Это не соответствует целям и задачам, объявленным президентом, и интересам государства в Чечне. И как позволите понимать эти далеко не сложные, скорее примитивные, игры в то время, когда гибнут тысячи людей, и причина их гибели - уже далеко не только и не столько в масхадовых, басаевых и хаттабах, сколько в политике, проводимой властью?
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Я не думаю, что в целом проводимая политика имеет в своей основе сознательный выбор. Скорее всего Генштаб выторговал право для армии "навести порядок" и с этой задачей откровенно не справляется. Одно дело разгромить военные отряды Масхадова - с этой задачей армия более или менее успешно справилась уже к концу 1999 - началу 2000 года, хотя и не сумела провести операции в рамках собственно контртеррористической деятельности, позволив себе стать на путь тотального разрушения населенных пунктов.
Величайшей ошибкой явилось то обстоятельство, что армия присвоила себе решение сложнейших комплексных вопросов миростроительства в постконфликтный период, не имея об этой проблеме ни малейшего представления. В задачи ни одной армии в мире не входит миростроительство. Армии выполняют всего лишь одну из подзадач. Поручив выполнение совершенно несвойственных Вооруженным силам сложнейших комплексных проблем, государство получило адекватное следствие - армия стала автономным самодостаточным механизмом насилия и даже дополнительным дестабилизатором (раздражителем), над которым контроль со стороны федеральных властей почти полностью утерян.
В Генштабе и среди генералов в Чечне, похоже, преобладает весьма узкий взгляд - будто силой, страхом и репрессиями можно привести к покорности народ. На практике этот подход привел к политике уничтожения народа, к сползанию к геноциду, расширению конфликта за пределы Чеченской Республики.
Самонадеянная уверенность в том, что "конфликт не выходит за пределы Чечни", а "все население окружающих республик поддерживает федеральные Вооруженные силы, воюющие в Чечне", - явное заблуждение. Если отбросить дежурные выступления руководителей республик, то подавляющая часть их населения с нарастающим беспокойством смотрит на все то, что происходит в соседней Чечне, и на то, каким образом федеральные войска наводят "конституционный порядок". Они проецируют это на свою собственную судьбу и связывают произвол с нарастанием этнической напряженности в РФ, с все большим отчуждением федеральных властей от нужд, интересов и специфических особенностей народов Северного Кавказа. В недрах общественных низов зреет мощное недовольство Москвой.
Безработная молодежь в этих республиках все больше склоняется на сторону "борцов за ислам". Морально-нравственный вакуум, образовавшийся в 90-е годы среди народов Северного Кавказа, энергично заполняется различными политизированными религиозными учениями, в том числе пресловутым ваххабизмом, распространение которого идет необычайно динамично, хотя и в скрытых формах. Особенно успешно развиваются идеи о "едином Кавказе" (разумеется, не в пределах России) и, как о промежуточном этапе к этому, о "единой Северо-Кавказской федеративной Республике". Во многом это следствие чрезмерно жестоких последствий тотального применения тяжелых средств ведения войны, жертвой которого стали не террористы, а невинный народ, трагическое положение которого не является секретом для жителей всего Северного Кавказа.
Более откровенно и открыто осуждают чеченскую политику Кремля закавказские народы, традиционно питающие надежды на воссоединение с Россией, хотя бы в отдаленной перспективе.
На фоне чеченской войны представилась легкая возможность проводить антироссийский политический курс и тактику быстрого сближения с НАТО, поскольку Россия представляется в образе жестокого врага, способного безжалостно уничтожить целые народы. Эти крайне негативные для интересов России процессы могут буквально "взорваться", если, к примеру, в российской экономике произойдет сбой и в стране усилится (даже временно) социально-экономическая напряженность.
Другое вполне вероятное направление в развитии событий - переход "особо непримиримых" к тактике террора на территории собственно России, чего пока что, слава Богу, не наблюдалось, хотя потуг доказать обратное, как помним, было достаточно. Кстати, эти потуги длительное время активизировались российскими СМИ и некоторыми должностными лицами, откровенно провоцирующими своими выступлениями античеченские настроения в обществе. Отдельные доброжелательные высказывания президента не меняют общей мрачной картины в пропагандистской кампании, которая последовательно ведется годами.
Возможен новый этап осложнения в международных отношениях. Это тоже реальность, если не будет остановлен маховик произвола и не начнутся фундаментальные восстановительные работы как база миротворчества в постконфликтный период. В настоящее время "чеченская проблема" в международной сфере как бы "заморожена", но она не сошла со сцены и не "угасла". Это надо понять.
ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ
Необходимо коренным образом изменить подходы к решению проблем Чеченской Республики. Какой бы сложной ситуация ни была, ее можно урегулировать, и некоторые конкретные предложения относительно того как это осуществить, мною уже высказывались в целом ряде выступлений в печати.