НЕДАВНО мне рассказали один далеко не банальный анекдот. Первая брачная ночь. Новобрачная спрашивает своего мужа: "Скажи, ты меня действительно любишь или это пиар?"
Анекдот этот имеет самое прямое отношение ко всему тому, что я считаю смыслом своей общественной деятельности. Более того, он высвечивает и проблемы общественные, которыми я занимаюсь, и то, что касается моей частной жизни. Об общественной стороне я уже говорил в своих предыдущих статьях: нельзя безнаказанно заниматься "пиаризацией всей страны". Нельзя все превращать в рекламные клипы и компрометационные "страшилки". Потому что в огромной нише, размещенной между "страшилками" и холуйскими клипами, в которых рапортуют об успехах вне зависимости от их наличия - окажется вся наша жизнь. Очень непростая, во многом больная и, безусловно, неблагополучная. Нельзя отгородиться от нее полосами газетных компроматов, заказными ужастиками на тему о вполне реальных социальных бедствиях и парадными рапортами.
Рано или поздно жизнь, которую с помощью компроматов и рапортов вытесняют с общественной "территории", где ей полагается находиться, вернется на эту свою законную территорию. И это будет далеко не мирное возвращение.
Любовь - это любовь. А пиар - это пиар. Любовь к России предполагает способность говорить со страной на иных, не рекламных уровнях. И все, что может сейчас сделать общество для реального укрепления власти (а все, кому страна действительно дорога, искренне хотят такого укрепления и связывают его с Владимиром Путиным), - это своими конструктивными действиями расчистить власти дорогу для такого диалога с обществом БЕЗ РЕКЛАМНОГО ШУТОВСТВА.
Власть может то, что она может. И многое из того, что она может, она действительно делает. Но у общества есть свои возможности. Те, которых у власти нет. "Кесарю кесарево..." А осознающим свою ответственность социальным группам в современной России - их роль, их поле социальной ответственности.
Самое главное сегодня - будут ли возрастать эти общественные возможности. И как они будут соотноситься с властью. По принципу экспансии или по принципу глубокого и ответственного сотрудничества.
Кое-кто говорит, что власти не нужна общественная активность, направленная на создание новых каналов взаимодействия между нею и обществом. Ведь, мол, и так - вон какие рейтинги у власти! Но рейтинги хоть и важны, но вовсе не всеобъемлющи. У тех, кто жесточайшим образом оппонирует власти, рейтинги тоже растут. И это, как говорится, "математический факт".
Рейтинги - это пиар. А власти, элите, всей стране в целом очень скоро остро понадобится иное. Все то, что не подлежит анекдотическому сомнению: "То ли любит, то ли пиар".
Прислушайтесь - уже сказано, что мировое сообщество, в которое мы собирались войти, "иллюзорно".
Сказано, что мы не партнеры тем, кого мы долго считали своими партнерами.
Сказано также, что у них есть национальные интересы. Правда, пока не сказано, в чем они состоят, эти национальные интересы. И как они соотносятся с нашей государственной целостностью.
"Независимая газета", обладающая весьма эффективными механизмами информационно-аналитического мониторинга, уже несколько раз предупреждала - лидером в информационной войне против президента Украины Леонида Кучмы является не то или иное украинское издание, а голландская газета "Фолькскрант", ежедневно издаваемая в Амстердаме тиражом в 400 тысяч экземпляров, имеющая корпункты более чем в 20 странах мира и обладающая прекрасными выходами на западную элиту. Недаром роль этой газеты во всем, что происходит сейчас на Украине, сравнивают с ролью газеты "Коррьере делла сера" в информационной войне с Кремлем эпохи Бориса Ельцина. И низводить здесь все к вкусовым симпатиям журналистов - вряд ли целесообразно.
В западном мире существует понятие "политическая корректность". Это очень строгое понятие. И журналисты солидных изданий редко нарушают эту самую корректность на свой страх и риск. Неизмеримо чаще речь идет о глубоко продуманных согласованиях целей определенных элитных групп и курса изданий, идущих на нарушение политкорректности. Самый яркий пример в истории - газета "Вашингтон пост" и пресловутый "Уотергейт", направленный против президента США Никсона. И недаром многие сейчас говорят о "Кремльгейте", "Кучмагейте", "Лукашенкогейте" и т.п.
Здесь - реальная политика, а не попытка найти безответственные сопоставления для ярких рекламных кампаний. Так вот - помимо "Кучмагейта", который, как справедливо показывала "НГ", разыгрывала и разыгрывает в качестве информационного лидера именно газета "Фолькскрант", та же газета вела острейшую компрометационную кампанию против президента России Владимира Путина. Кому-то это может показаться случайным, но я убежден - случайностей в большой политике не бывает.
Вот почему поскорее надо уйти от рекламных шоу. Поскорее перестать прислушиваться к благоприятным прогнозам погоды, выглянуть в окно и увидеть контуры огромной грозовой тучи. Это, и только это, отвечает, я убежден, подлинным интересам нынешней власти, линию на ответственную стратегическую поддержку которой мы проводим не со вчерашнего дня.
В ближайшее время власти остро понадобится глубокая сосредоточенность, полная отстраненность от двусмысленно-хвалебных рекламных вывертов, серьезность, сухость, волевой прагматизм. Все то, что не есть пиар из впечатлившего меня анекдота.
Еще один смысл данного анекдота - сугубо личный. Но в то же время для меня - опять-таки политический.
На днях НТВ, описывая очень крупный международный политико-экономический скандал, среди фигурантов скандала назвало моего брата Михаила Черного. И показало одновременно вместо его фотографии - мою. Я вовсе не склонен бить в барабаны по поводу подобной, хочется верить, сугубо технической ошибки. Тем более что компания тут же принесла мне вполне корректные извинения, дала опровержение. В общем, поступила не по-пиаровски (в худшем смысле этого слова), а в полном соответствии с нормами журналистской этики. Для меня в этой ситуации интересно совсем другое.
Не так давно одна авторитетная газета опубликовала интервью моего брата, Михаила Черного, назвав интервью "Брат-1" (явный отсыл к шедеврам нашего детективного кинопроката). В интервью мой брат умно и тактично ведет себя, принимая правила игры, задаваемые жанром так называемой светской хроники. Я эти правила игры считаю совершенно убийственными для большинства наших сегодняшних бизнесменов. И сам по этим правилам играть никогда не буду. Но и решения других, готовых принять эти правила, совершенно не собираюсь критиковать.
На следующий день после выхода этого интервью я сказал членам своей команды: "Теперь у меня попросят такое же интервью, которое захотят опубликовать под названием "Брат-2".
Мой прогноз оказался абсолютно верным. А настойчивость, с которой я побуждался к игре по тем же правилам светской хроники (фактически правилам пиара), была, поверьте мне, избыточно высока.
Между тем в своем интервью мой брат демонстрирует очень проникновенное отношение ко мне. Это отношение и меня, безусловно, подвигает на ответную теплоту. Я лишь сожалею, что в эти теплые (и со стороны брата наверняка искренние) оценки и суждения чьей-то рукой вмонтирована абсолютно не отвечающая действительности моя роль в тех проектах, которые (вместе с командами менеджеров проектов) реализует мой брат, Михаил Черной. К которому я, повторяю, относился и отношусь по-братски. Но проекты эти не отвечают моим представлениям о стратегии бизнеса в России. И именно это несоответствие привело к тому, что разговор об "общем деле братьев Черных" стал сугубо спекулятивным.
Между тем этот разговор за время начиная с выхода указанного интервью в жанре "светская хроника" стал фактически постоянным. Не проходит недели без того, чтобы то или иное издание опять не описало мою решающую роль в бизнесе, из которого я сознательно ушел, ориентируясь на свое отношение к происходящему в нашей стране.
Не скрою - какое-то время я пытался убедить партнеров, что именно мое отношение правильное. Но после того, как я не сумел проявить достаточную убедительность, я сделал то, что делаю всегда в таких случаях. Я не конфликтую, а ухожу. Я делаю это именно потому, что считаю конфликты в нашем российском бизнесе на нынешней фазе его развития столь же разрушительными, как и политические конфликты. Всегда в таких случаях двое дерутся, а третий радостно потирает руки. И я никогда не играл и не буду играть на руку этому третьему.
Единственное, чем я сейчас реально занимаюсь, - это тем, чем хочу и считаю нужным и должным. Я занимаюсь движением "МиР" ("Мобилизация и Развитие"). Я занимаюсь и приведением самого себя в некое соответствие с новой, мной самим осознанно избранной для себя деятельностью. Если практическая специфика российского бизнеса известна мне как практику, что называется, "от и до", то экономическая, политическая, социальная теория долгое время находилась вне сферы моих интересов.
Теперь я "сел за парту" и совсем не стыжусь этого. Я заново осваиваю все, что нужно для нового дела. Потому что я уверен - только основательное понимание российской экономической реальности, всех ее закоулков, соединенное с теоретическими знаниями, способными дать практический выход, открывают путь к преодолению нынешнего неблагополучия в России. Кое-кто говорит: "Это слова, а где же дела?" Странно слышать подобные противопоставления в стране, чья культура основана на великом "в начале было Слово".
Слово - это не пиар. Слово - это путь к делу. И вряд ли кто-то может заподозрить нас в том, что мы намерены противопоставлять друг другу слова и дела.
Руководимая мною организация выпускает доклад, в котором изложена концептуальная оценка перспектив развития российской и мировой энергетики. Мы убеждены, что энергетика - это именно та "печка", от которой должно "плясать" любое хозяйство мира. Российское же - в первую очередь. Но мы же не только концепциями занимаемся! Мы и к новым типам энергетики присматриваемся весьма и весьма практично и с целеустремленной ориентацией на стратегические интересы России.
Вот так - последовательно и понемногу - мы и будем идти к реализации своих целей. Целей обеспечения реального конструктивного диалога между властью и бизнесом. Диалога, а не рекламного шутовства со всякого рода "страшилками". Диалога без пиара - черного, серого, любого другого.
Вопрос "действительно любишь или пиар?" - для меня поэтому особый вопрос. Гражданский, личный и политический. И я сделаю все, что в моих силах, для того чтобы на нашей родине, в обществе, этой большой семье, где все мы вместе живем, в малых наших семьях, где с братской любовью пиаровские шутки не шутят, возобладала все-таки (пусть и очень непростым образом) ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ.