Фрэнк Элкапони.
-Господин Элкапони, задолго до выборов в Милли Меджлис, парламент республики, вы объявили о "пророссийской" ориентации вашей партии. Не могли бы вы подробнее прокомментировать это заявление?
- То, о чем вы говорите, не носит характер одноразового, специально сделанного публичного заявления. Ориентация на Россию как на стратегического партнера присутствует и в наших практических делах, и в программных документах. Поэтому такую позицию нельзя рассматривать в качестве чего-то временного или конъюнктурного. Это продуманная и выверенная позиция. Вырабатывая ее, мы учитывали и геополитические, и экономические, и исторические факторы. Равно как и наличие более чем двухмиллионной азербайджанской диаспоры в России и трехсоттысячного русского населения в Азербайджане.
Тщательно анализируя ситуацию, сложившуюся в последние годы на постсоветском пространстве и особенно российско-азербайджанские отношения, мы пришли к однозначному выводу: несмотря ни на какие сложности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, только полномасштабное экономическое и политическое сотрудничество с Россией может явиться фактором, способным сыграть решающую роль в быстром восстановлении экономики самой республики. Судите сами. Объем товарооборота между Азербайджаном и Россией на сегодняшний день составляет 4% от уровня 1991 года - это официальные данные компетентной организации "Росконтракт". Практически это почти разрыв в отношениях между двумя странами; странами, которые в недавнем прошлом были единым целым.
Несмотря на распад Союза, тысячи разнообразных нитей, переплетенных с судьбами людей, остались и продолжают оказывать влияние на отношения наших стран. По любым параметрам никакая другая страна, кроме России, не может быть столь универсальным и комплексным партнером для Азербайджана. С одной стороны, это необъятный рынок сбыта отечественной продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, а с другой - источник дешевой энергии и сырьевых ресурсов. И все это при налаженной транспортной инфраструктуре. Россию и Азербайджан ждут новые грани сотрудничества.
Экономика, как и природа, вакуума не терпит. Именно поэтому мы видим, как в образовавшуюся нишу просто прорываются турецкие, иранские, западноевропейские и американские компании. Их "помощь" сводится к тому, что азербайджанский рынок заполняется дешевыми и низкокачественными товарами, что, в свою очередь, на корню душит отечественного производителя. Это не сотрудничество, это тупик, который в лучшем случае превратит нашу страну в полностью зависимую в экономическом отношении от сильных западных партнеров или транснациональных корпораций. Тягаться же с такими "партнерами" республика не в состоянии, поскольку уж слишком разное у нас положение.
Возвращаясь к началу, хочу добавить, что аналогичной, дружественной России позиции придерживается практически вся двухмиллионная диаспора - этот фактор необходимо учитывать постоянно. Ни для кого не секрет, что сотни тысяч азербайджанских семей имеют средства к существованию только потому, что их кормильцы работают и зарабатывают в России. Это явление вполне можно расценивать как некую народную дипломатию, направленную на интеграцию экономик обеих стран.
Наша партия в этом отношении занимает самую активную позицию. Мы создавались, заранее ориентируясь на поддержку азербайджанской диаспоры, которую в одном из своих выступлений президент Алиев назвал "крыльями нации". Защита законных интересов наших соотечественников, проживающих за рубежом, - одно из приоритетных направлений деятельности НПС. К нам обращаются тысячи людей, проживающих и в Азербайджане, и в России. Мы самым внимательным образом рассматриваем эти обращения и пытаемся оказать помощь людям, попавшим в трудное положение.
НПС совместно со своими сторонниками готовится провести весьма серьезную акцию: своего рода перепись населения. Проще говоря, мы хотим точно подсчитать - сколько же азербайджанцев, как граждан, так и неграждан, проживает в России. Все это, конечно, на сугубо добровольной основе. В многочисленных официальных источниках по этому вопросу царит полный разброд. Разница в цифрах порой достигает сотен тысяч, а то и миллиона. А ведь точно представлять эту цифру в целом и представлять регионы расселения диаспоры очень важно. Это важно не только для консолидации диаспоры - такая информация необходима и любой региональной администрации. Можно много говорить о разобщенности диаспоры, но, не имея реальных данных, сделать что-то реальное невозможно.
- Не раз приходилось слышать, что вы пользуетесь большим уважением в азербайджанской диаспоре России, а кто-то называет вас и одним из ее неформальных лидеров...
- Я не стал бы эксплуатировать слово "лидер". Беда азербайджанской общины, как, впрочем, и многих других национальных общин России, как раз в том, что у нее слишком много "лидеров", а точнее говоря, людей, претендующих на кресло "главного" азербайджанца России.
Эти люди в основном думают о своем собственном "я", а не об интересах своих соотечественников. Я убежден, что только единая, консолидированная азербайджанская диаспора России наряду с другими народами может внести достойный вклад в обустройство России, в совершенствование российского общества. Со своей стороны - я просто делаю все возможное для единения диаспоры и ее полнокровной интеграции в многонациональное сообщество народов России.
- Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете обстановку в Закавказье, и в частности роль России в этом, безусловно, стратегически важном регионе?
- Закавказье и зона Каспия уже объявлены зоной национальных интересов ряда стран, включая США. Однако одно дело - заявления, и совсем другое - политические и экономические реалии. Без России невозможно развязать тугой и болезненный узел, который завязался в этом регионе. Здесь сплетено все: и чеченская война, и проблема Карабаха и оккупированных территорий, и тлеющий грузино-абхазский конфликт. Очевидно, что настолько взрывоопасная ситуация не может существовать бесконечно долго - она требует разрешения, и роль России здесь должна быть ключевой и определяющей.
Приведу конкретный пример: уже несколько лет в Азербайджане и Армении работает объединенная комиссия ОБСЕ по улаживанию карабахского конфликта. Результаты этой работы практически нулевые. Создается впечатление, что упомянутая комиссия проводит бесконечное социологическое исследование, порождая многочисленные тома отчетов о своей деятельности. Нисколько не посягая на такую авторитетную международную организацию, тем не менее хочется задать вопросы: кому это надо? Кому это принесло пользу?
Нам представляется, что только трехсторонняя, высокого уровня российско-азербайджанско-армянская комиссия, работая в совершенно ином режиме, способна сдвинуть с мертвой точки кровоточащую проблему Нагорного Карабаха и никакие иностранные наблюдатели помочь здесь не могут.
Закавказский регион - это не просто территория. Это громадный участок толком еще не обустроенной российской границы, и не в ее интересах иметь на своих рубежах государства, которые фактически находятся в состоянии войны.
Это частный пример. Другой круг вопросов касается участия России в глобальных вопросах, связанных с переброской нефти, газа и других энергоносителей из южных регионов в Западную Европу. Представляется, что в этом направлении для российских компаний еще непочатый край работы. Азербайджан признает законные интересы России в Закавказье и регионе Каспийского моря хотя бы потому, что она вкладывала и продолжает вкладывать в этот регион значительные средства. Это затраты на геологоразведку, строительство, рыбоводство и многое другое. Причем не надо забывать, что эти капитальные вложения осуществлялись в течение многих десятилетий.
Несмотря на все сказанное, налицо ослабление роли России в Каспийско-Закавказском регионе. Причины этого в том, что любое серьезное геополитическое присутствие какой-либо страны в регионе требует и соответствующего экономического подкрепления. России в этом смысле предстоит жесточайшая конкуренция с ведущими западными странами.
- Вернемся непосредственно к деятельности партии, и конкретно - к участию ее в выборах в Милли Меджлис, проходивших 5 ноября.
- В целом прошедшие выборы никаких неожиданностей не принесли. Победа партии "Ени Азербайджан" была предсказуема. Сторонники НПС получили в новом парламенте семь депутатских мандатов, однако могу сказать, что и среди депутатов, прошедших по другим партийным спискам, есть депутаты, поддерживающие нашу программу. К сожалению, и я уже многократно об этом говорил, Министерство юстиции Азербайджана до сих пор затягивает вопрос с государственной регистрацией партии, поэтому принять полноценное участие в этих выборах мы не смогли. Хотя, согласитесь, положение с этим вопросом приобретает, я бы сказал, какой-то нелепый характер.
В соответствии со статьей 4 Закона Азербайджанской Республики "О политических партиях" # 147 для регистрации партия должна иметь в качестве своих членов не менее одной тысячи граждан Азербайджана, а у нас их более 245 тысяч. По-моему, аргумент в пользу регистрации более чем сильный. Мы твердо надеемся, что в конце концов справедливость и законность восторжествуют и НПС будет зарегистрирован.
Нелишне напомнить, что многие азербайджанские СМИ в свое время отмечали как политический феномен для республики столь быстрый рост сторонников НПС.
- Господин Элкапони, вас знают как очень разностороннего человека. Вы известный бизнесмен, постоянно занимаетесь строительством, инвестиционными проектами и в то же время - благотворитель, меценат, политик. Что все-таки главное для вас из перечисленных областей деятельности и как вас на все это хватает?
- Мне непросто ответить на этот вопрос, поскольку в своей жизни и работе я просто осуществляю свои жизненные принципы и установки. Все остальное - это просто формы реализации одних и тех же устремлений. Жизнь едина и неделима, а вот целеполагания могут быть разные. Для одних бизнес - это только получение прибыли, и все, это конечная цель. Получение прибыли - необходимая составляющая в бизнесе. Отрицать это - просто жеманство и кокетство. Но, с другой стороны, это увеличение объема товаров и услуг, предлагаемых населению, создание новых рабочих мест и в конечном счете улучшение благосостояния людей. Политическая деятельность еще более многогранна. Аксиомой является тезис о том, что конечной целью любой политической партии является приход к власти. К власти ведет много путей, да и используется она по-разному, иногда это удовлетворение личных амбиций, иногда - реализация неких групповых интересов. Но ведь бывает и так, что власть - это просто средство реализовать на практике те политические, экономические и другие социально необходимые изменения в обществе, которые никакими другими способами реализовать просто невозможно.
Что же касается благотворительной деятельности, то, по-моему, это удел любого человека, который в силу каких-то причин имеет больше средств, чем средний слой населения. Социологи и экономисты уже давно определили, насколько опасно значительное имущественное расслоение в обществе. Это просто, как математическая формула. Чем более велик разрыв в обществе по доходам, тем более вероятен социальный взрыв, несущий непредсказуемые последствия. Каждый человек, который волей судьбы управляет какими-либо значительными материальными или финансовыми ресурсами, несет, если хотите, личную ответственность за то, чтобы такого взрыва не произошло.
Сказанное мною, как мне кажется, не будет оспаривать ни один разумный человек, по какую бы "сторону баррикад" он ни находился. Но, к сожалению, как говорил легендарный Эрнесто Че Гевара, "идеи святы, а люди - нет", поэтому в жизни очень многие не задумываются над такими вещами и, соответственно не воспринимают благотворительность всерьез.Что же касается вопроса о том, как все успеть и совместить разнородные вещи, то признаюсь, что времени не хватает всегда, причем дефицит времени нельзя компенсировать ничем, здесь даже деньги не помогут. Я и так передвигаюсь или на максимальной скорости на автомобиле, или самолетом и все равно не всегда и не везде успеваю. Мой обычный рабочий день длится приблизительно 16 часов, выходных у меня практически нет. Выручает, наверное, только осознание того, что занимаешься важным и любимым делом, что ты нужен людям, - это осознание придает силы.
- Припомнилась старинная притча. Притча о путнике, который увидел людей, несущих вдоль длинной дороги камни. Когда он спросил первого, что он делает, тот ответил: "Ты что, не видишь? Несу камень". Второй на такой же вопрос ответил: "Таким образом я зарабатываю на жизнь". А третий сказал: "Я строю Храм".
- Замечательная притча и в двух словах передает то, о чем я так долго говорил. Я всю жизнь мечтал построить Храм.
Для меня построение Храма - это реализация на деле моих идей о сближении наших стран и народов, укреплении и умножении граней экономического, культурного и человеческого сотрудничества для достижения того, чтобы народы наших стран жили достойно, обеспеченно и счастливо.
"Строить Храм, а не таскать камни" - это, наверное, то, что привили мне родители, которые всю жизнь проработали в родной для меня Нахичевани, где я родился, провел детство и юность. У отца была очень тяжелая работа на шахте, но никогда я не слышал от него ни слова жалобы - он работал за свою идею. Да и позднее я много раз убеждался в том, что вопреки известной поговорке люди не забывают добра. Я прошел довольно суровую школу в армии, отслужив два года, затем работал в различных государственных учреждениях, закончил юридический факультет Московского педагогического университета. Затем появилось свое дело, была создана компания "Интер-Север" - и везде, на каждом этапе моей жизни находились люди, которые бескорыстно помогали мне и выручали в трудные минуты. Этих людей я никогда не забывал и не забуду - это мое кредо. Я не случайно упомянул слова Эрнесто Че Гевары - мне хорошо знакома биография этого человека, многочисленная литература о нем. Многие принципы, которые он не только проповедовал, но и сам воплощал в жизнь, мне понятны и близки. Я не имею в виду что-то связанное с крайним радикализмом, скорее мне импонирует то, что это был человек дела, всегда готовый подать личный пример.
В вопросе о благотворительной деятельности для меня, наверное, любимым детищем является некоммерческая благотворительная организация "Фонд Фрэнка". Фонд был создан четыре года назад и к настоящему времени достаточно широко развернул свою деятельность. Помимо Москвы отделения Фонда работают в Санкт-Петербурге, Саратове, Рязани, в нескольких районах Азербайджана, на Украине и в Белоруссии. В ближайшее время планируется открытие филиалов в Тюмени, Ставрополе, а также в Эфиопии и на Кубе. Рассказать о проделанной Фондом работе в рамках этого интервью просто невозможно. Обрисую лишь самые основные направления. Прежде всего это работа с детьми, с сиротами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. На содержании Фонда находятся детские дома и школы, больницы, проводится ремонт школ, оснащаются электронные классы, получают постоянные пособия отдельные семьи, оказывается помощь и организациям ветеранов. За его счет осуществляется лечение детей в специализированных клиниках. Много внимания уделяется развитию детско-юношеского спорта, организуются команды, полностью оснащаются спортинвентарем, проводятся турниры. В школах проводятся олимпиады, наиболее талантливые дети получают стипендии и гранды. Наибольший удельный вес работы Фонда приходится на Россию. Только в Саратове и Саратовской области мы оказываем помощь детскому саду, школе и интернату. На местах у нас сложились очень хорошие отношения с местными органами управления, мы всегда находим отклик и взаимопонимание. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить особую благодарность за помощь в работе Фонда администрации Рязанской области, Саратовской области, лично ее губернатору Дмитрию Федоровичу Аяцкову. Ежедневно мы сталкиваемся с горем и болью сотен людей; мы получаем тысячи писем с благодарностью и десятки тысяч - с многочисленными просьбами. Делаем что можем, но на все нас, конечно, не хватает, поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, кто разделяет наши взгляды и способен оказать посильную помощь тем, кто в ней так нуждается.
- Вернемся к политике. Все мы знаем о предстоящем в начале января визите президента России Владимира Путина в республики Закавказья, в том числе в Азербайджан. Чего вы ждете от этого визита?
- За прошедшее десятилетие отношения между Россией и Азербайджаном складывались по-разному и не просто. Однако в любом случае уровень их явно не соответствует реальным потребностям. Особенно последние годы отличались тем, что между нашими странами было больше политических диалогов и трений, чем реального сотрудничества. И это при том, что до развала Союза Азербайджан был одним из главных экономических партнеров России, а Россия доминировала на азербайджанском рынке. В начале 90-х все продолжалось как бы по инерции, затем, после начала боевых действий в Чечне в 1994 году произошло неизбежное ужесточение пограничного контроля на российско-азербайджанской границе. Это, в свою очередь, практически перекрыло путь автомобильным караванам, осуществлявшим встречные поставки между нашими странами. Дальнейшему охлаждению российско-азербайджанских отношений способствовали и отдельные политические события. Так, заявление некоторых бакинских политиков о желании Азербайджана вступить в НАТО привело к появлению значительного недоверия российских политиков к Азербайджану. К слову, отмечу, что с первого же появления подобных заявлений НПС резко выступил против таких тенденций. Мы считаем, что ни при каких условиях Россия и Азербайджан не могут оказаться в разных, враждующих военных блоках.
К счастью, после прихода к власти президента Путина межправительственные отношения стали коренным образом улучшаться. Москва сделала ряд добрых жестов в отношении Азербайджана, в ответ руководство республики вновь заговорило о стратегическом партнерстве между нашими странами. Все это нас радует, и наша партия в силу своих возможностей будет содействовать этой тенденции. Общее улучшение российско-азербайджанских отношений означает, по нашему мнению, и улучшение положения двухмиллионной азербайджанской диаспоры. Мы связываем очень большие надежды с предстоящим визитом главы российского государства в Баку и ждем от него значительных, неординарных, прорывных результатов. Настала пора снять все наносные, искусственные барьеры в наших отношениях и вывести их на качественно новый уровень. Убежден, что два таких политика, как Гейдар Алиев и Владимир Путин, которые не раз на деле проявляли политическую волю, способны сделать это.