По злой иронии судьбы в то же самое время, когда на Баренцевом море завершался второй этап операции по подъему золота с потопленного английского крейсера, на противоположном конце Советского Союза, на Черном море, разворачивались другие подводные работы. Только на сей раз извлекали тела погибших людей с потерпевшего катастрофу пассажирского судна.
Принадлежавший Черноморскому морскому пароходству девятипалубный лайнер "Адмирал Нахимов" водоизмещением 18 940 т, построенный в Германии в 1925 г. (бывший "Берлин", поднят со дна Балтийского моря и отремонтирован для дальнейшего использования после окончания Второй мировой войны), совершал свой последний круизный рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с 897 туристами и 346 членами экипажа на борту.
31 августа 1986 г. в 22 часа лайнер отошел от причала Новороссийска и через некоторое время лег на рекомендованный курс выхода из Новороссийской бухты, чтобы затем взять курс на Сочи. В это же время на вход в Новороссийск на полном ходу двигалось построенное в 1981 г. в Японии транспортное судно (балкер) "Петр Васев" водоизмещением 41 тыс. т, возвращавшееся из Канады с грузом в 28 600 т ячменя. В 23 часа 12 минут выступающим за форштевень бульбом балкер нанес удар ниже ватерлинии, в самое уязвимое место пассажирского парохода - в переборку между дизель-генераторным и машинным отделениями, сделав в правом борту "Адмирала Нахимова" пробоину в 80 кв. м. Через нее хлынула вода, и спустя восемь минут после столкновения лайнер затонул на глубине 47 м в двух милях (около 3,7 км) от берега.
Объединенными усилиями Новороссийского пароходства, Черноморского флота, пограничников, курсантов Новороссийского высшего инженерного морского училища, кораблей, судов, катеров и шлюпок (всего около 60) в сплошной темноте при волнении 3 балла удалось спасти 820 пассажиров и членов экипажа. В течение первых суток после катастрофы были подобраны с поверхности воды и у береговой черты тела 79 погибших. В корпусе затонувшего судна и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека.
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ
С рассветом 2 сентября к месту катастрофы подошло спасательное судно ЧФ СС-21, которое в день гибели "Адмирала Нахимова" возвратилось в Севастополь из Средиземного моря после многомесячного похода, проведя ряд плановых и внезапных контрольных учений. В этот же день СС-21 начало его водолазное обследование и подъем погибших.
Одновременно в Новороссийск прибыла правительственная комиссия под руководством Гейдара Алиева, которая взяла на себя координацию действий всех сил и средств, задействованных в спасательной операции. По решению комиссии сформировали две экспедиции: Черноморского флота - в составе спасательных судов СС-21 (флагман), СС-47 и "Эльбрус", спасательного буксира СБ-4, водолазных морских судов ВМ-108, ВМ-230, ВМ-911, плавбазы, автономных глубоководных спасательных снарядов АС-4, АС-11 и Черноморского морского пароходства (ЧМП), в которую вошли СС "Аметист" и СС "Гепард", водолазных морских судов "Водолаз-2" и "Водолаз Лесничий", плавучего крана "Севастополец". К работам также привлекались исследовательские суда "Гидробиолог" и "Импульс", автономный глубоководный аппарат "Аргус" Южного отделения института океанологии Академии наук СССР, водолазы Института геологии южных морей, были задействованы водолазы-разведчики 17-й бригады спецназа ЧФ. Кроме того, с Северного и Балтийского флотов перебросили две группы водолазов по 10 человек в каждой. Таким образом, только в экспедиции ЧФ имелось свыше 140 водолазов.
Перед ней поставили задачу - обследовать все помещения парохода от миделя (110-й шпангоут) в корму и извлечь из них тела погибших. Тем же, только в носовой части парохода занималась экспедиция ЧМП. Причем военным морякам дали значительно более сложный по объему участок. На восьми палубах кормовой части парохода размещалось 184 пассажирские каюты, 77 кают команды, 106 служебных помещений, 30 туалетов и умывальных комнат, 38 ванных и душевых, 6 баров, салонов и буфетов, 3 ресторана, 15 вестибюлей, 47 трапов, 785 погонных метров коридоров. Но и возможности Черноморского флота были большими. На его спасательных судах находилось водолазное снаряжение СВГ-200, позволяющее водолазу работать на глубине 47 м в течение 2 часов, в то время как пароходство использовало трехболтовое снаряжение и снаряжение СВУ, с помощью которого можно находиться под водой 30-40 минут.
Для наиболее рационального размещения спасательных и водолазных судов в месте операции 3 сентября со специальной баржи МБСН-430250 выставили три комплекта рейдового оборудования. При ветре 12-14 м/с, порывами до 18, течении 1,5 узла, рискуя намотать на винты плавающие на поверхности канаты затонувшего парохода, командир СС-21 капитан 3 ранга В. Кузьмищев сумел точно и надежно расположить судно над "Адмиралом Нахимовым", использовав при этом три своих якоря и три швартовые бочки. Сразу к нему на бакштов стал СС "Аметист". В последующие дни над погибшим пароходом, заведя концы на СС-21 и рейдовые бочки, установились еще пять спасательных и водолазных судов.
ПОДВИГ ВОДОЛАЗОВ
Самый короткий путь во внутренние помещения пролегал через левый борт лайнера толщиной 18-20 мм. Здесь проделали 12 отверстий размером 75х75 см. Причем для этого сначала пытались использовать достаточно мощные заряды взрывчатого вещества. Однако они производили внутри помещений большие разрушения, а примененные кумулятивные заряды полностью рамку не прорезали. В дальнейшем все проходы внутрь парохода прорезала с помощью специальной аппаратуры группа водолазов ВМ-911 под руководством водолазного специалиста капитана 3 ранга Беспалова.
Затем в корпус проникли водолазы в снаряжении СВГ-200. Их там ожидали узкие коридоры шириной 80-120 см, которые при крене судна в 90 градусов превратились в высоту. По ним приходилось ползти десятки метров словно по тоннелям и тащить за собой шланг-кабель, кабель светильника, сам светильник и всевозможный инструмент, рискуя жизнью. На пути встречалось много завалов и всевозможного рода препятствий. В каютах, большинство из которых еще предстояло открыть, взломав ломиком замок, сорванная со своих мест мебель заклинивала двери, внутри плавали матрацы, подушки и прочая утварь. Вот в таких условиях в тусклом свете фонаря водолазы отыскивали и извлекали тела пассажиров и членов экипажа лайнера.
Несмотря на все трудности, экспедиция Черноморского флота и в первую очередь водолазы СС-21, на которых выпала основная нагрузка, с поставленной задачей справились. Особенно отличились мичманы С.Шардаков, П.Максимец, старшины А.Черкашин, Ю.Образ, А.Нуждин, старший матрос В.Разумный и другие. Этому во многом способствовал высокий профессионализм моряков и врачей-физиологов. Особенно большая нагрузка легла на плечи капитан-лейтенанта В.Величко (ныне капитан 1 ранга, входит в состав группы, направляемой на АПЛ "Курск"). Он руководил первыми спусками, бессменно сидел у телефонной станции связи с водолазами, направлял и организовывал их работу.
Самые трудные задачи решал опытнейший специалист майор медицинской службы С.Скоп. Он не только строго контролировал время нахождения и самочувствие водолазов под водой, назначал режим декомпрессии, но и сам неоднократно шлюзовался в декомпрессионную камеру, чтобы оперативно оказать помощь нуждающемуся водолазу. И заслуга медиков в том, что, несмотря на тяжелые физические нагрузки, в 568 спусках только 9 водолазов получили декомпрессионные заболевания легкой и средней тяжести. Лечение заболевших было проведено успешно, и достигнуто полное выздоровление.
Те, кто уходил под воду, могли сами ежечасно, ежеминутно столкнуться со смертью, как в бою. И как в каждом бою, к огромному сожалению, не обошлось без потерь. Дважды за период работ на СС-21 приспускались флаги. 10 сентября при закладке зарядов на борту парохода, спасая попавшего в опасную ситуацию товарища, погиб работавший с ним в паре командир взвода водолазов-разведчиков бригады спецназа мичман Ю.Полищук. 19 сентября, выполняя сложное и опасное задание внутри корпуса парохода, попал в завал и самостоятельно не смог выбраться мичман С.Шардаков с СС-21. Несколько часов пробивались к нему на помощь страхующие водолазы, но они опоздали.
Помимо поиска и подъема погибших из корпуса затонувшего парохода искали утонувших людей на грунте в районе катастрофы. Эту задачу решали подводные снаряды АС-4 и АС-11, базировавшиеся на СС "Эльбрус", подводный обитаемый аппарат "Аргус" Южного отделения Института океанологии, базировавшийся на морском спасательном буксире ЧМП "Гепард", исследовательское судно "Гидробиолог" с телевизионной аппаратурой и другие.
"РАБОТЫ ПРЕКРАТИТЬ!"
"Адмирал Нахимов" после затопления не оставался неподвижным, он постоянно погружался в ил и к 18 сентября ушел в него на 1,5 м. Ил через выдавленные иллюминаторы и наружные двери заполнил все помещения правого борта. Проникнуть в них стало невозможно. От длительного нахождения в воде целые секции деревянной обшивки обрушивались в коридорах, создавая для водолазов непреодолимые преграды. Работать в отсеках парохода стало чрезвычайно опасно. Наступило время осенней непогоды. Взвесив все эти обстоятельства, правительственная комиссия приняла решение 19 сентября прекратить поисково-спасательную операцию.
В результате проделанной работы в районе катастрофы подняли тела 279 погибших, из них водолазы ЧМП - 127, ЧФ - 129 и 23 - водолазы Южного отделения Института океанологии Академии наук СССР.
Из 144 водолазов экспедиции ЧФ под воду спускались 98, остальные были заняты обеспечиванием спусков. За весь период работ они провели 568 спусков с общим временем нахождения водолазов под водой 1360 часов 30 минут. Всего ими осмотрены 253 помещения, находящиеся в кормовой части судна, - 52% от подлежащих осмотру.
В настоящее время на месте гибели парохода образована полумильная зона безопасности, установлены вешка и рейдовое оборудование, а в Новороссийске, на мысе Дооб, воздвигнут обелиск скорби в память о погибших на пароходе "Адмирал Нахимов".