Однотипный с "Эдинбургом" крейсер "Белфаст" ныне занимает в Лондоне такое же место, как "Аврора" в Санкт-Петербурге.
Осенью 1941 г. по результатам конференции трех держав (СССР, США и Великобритании) было подписано Соглашение о поставках из США по ленд-лизу в Советский Союз вооружения, техники, боеприпасов, продовольствия, сырья и др. Один из маршрутов, по которому шел поток грузов, северный, проходил через Баренцево море в Мурманск и Архангельск. Но он пролегал в зоне активных действий немецких надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, базировавшихся в Северной Норвегии.
28 апреля 1942 г. из Мурманска вышел английский крейсер "Эдинбург" и, догнав отправившийся в путь ранее конвой QP-11 (всего 13 судов и кораблей охранения), занял место в голове конвоя, идя противолодочным зигзагом в 15 милях южнее кромки плавучих льдов. На борту боевого корабля, водоизмещением 10000 т (основные размерения: 187х19,5х7 м), кроме 750 членов экипажа, находились свыше 300 возвращавшихся на родину раненых и выздоравливающих английских и американских моряков и несколько десятков чешских летчиков. И наконец, 465 слитков золота общим весом 5536 кг, упакованных в 93 ящика стоимостью 6,2 млн. долл. США. Они направлялись в США в качестве оплаты за поставки по ленд-лизу. Ценный груз был на 2/3 застрахован в Госстрахе СССР (впоследствии Ингосстрах) и на 1/3 - в Бюро страхования военных рисков правительства Великобритании.
Через двое суток, 30 апреля около 16 часов, "Эдинбург" атаковала немецкая подводная лодка. Две из трех выпущенных ею торпед попали в среднюю часть левого борта корабля и в корму. Получив тяжелые повреждения, крейсер повернул обратно в Мурманск, но 2 мая подвергся нападению трех германских эсминцев. Более полутора суток "Эдинбург" оставался на плаву, медленно погружаясь в воду. Опасаясь, что и он, и груз на нем попадут к противнику, было принято решение снять с корабля экипаж и пассажиров, а его вместе с золотом затопить. Добил крейсер несколькими торпедами английский эсминец "Форсайт" в 187 милях севернее Мурманска.
Позднее США были выплачены страховые суммы, и право на золото "Эдинбурга" перешло в тех же долях к Ингосстраху СССР и английскому правительству. Потопленный крейсер был объявлен англичанами воинским захоронением, и в соответствии с обычаями международного права никто без согласия Великобритании не мог пробраться внутрь затонувшего корабля. А для извлечения золота к тому же требовалось согласие руководства СССР в лице "Ингосстраха".
Hовые технологии
Первые попытки подъема слитков были предприняты после войны, в середине 50-х годов. Тогда одна английская фирма пыталась получить права на эту работу. Но отсутствие необходимых технических средств не позволяло водолазам проникнуть в артиллерийские погреба корабля, где хранилось золото. Да и глубина, на которой лежал "Эдинбург", была тогда для водолазов запредельной. Только в 1956 г. трое советских водолазов впервые в мире осуществили экспериментальный спуск на 300 м в новом снаряжении ГКС-3М. В начале 60-х годов 100 м стали для водолазов рабочей глубиной погружения, а к середине 70-х им стали доступны и 200 м.
К этому времени были созданы и инструменты, и соответствующее водолазное снаряжение для производства подводных работ, и оборудование для контроля за ними и их обеспечения: необитаемые подводные аппараты (НПА) и телевизионные камеры. А самое главное - появились специализированные суда, оснащенные глубоководными водолазными комплексами (ГВК), позволяющими осуществлять спуски на глубины свыше 300 м и обеспечивающие длительное пребывание под водой. Барокомплекс представляет из себя небольшой жилой отсек с местами для отдыха, хранения снаряжения, и соединенный переходной шахтой с водолазным колоколом, доставляющим людей на глубину. В барокомплексе и в водолазном колоколе постоянно поддерживается давление, равное давлению на глубине, где проходят подводные работы. Дополнительное снаряжение и пища передаются водолазам через шлюзовые камеры.
В конкурсе на проведение поиска и подъема золота на условиях "нет спасения - нет вознаграждения" (т.е. все расходы на проведение поисковых и спасательных работ фирма берет на себя, и только в случае успеха она может рассчитывать на прибыль) участвовали одна норвежская и две английские фирмы. Британское правительство отдало предпочтение вновь созданной английской фирме "Джессон Марин Ритвериз". И хотя ее уставный капитал составлял всего около 250 долл. США, за ее спиной стояли крупная компания по производству водолазных работ из Абердина "Вартон-Вильямс" и фирма по производству навигационного оборудования "Декка Сервей". После переговоров английская и советская стороны заключили договор, согласно которому все поднятое золото распределялось между ними в соответствии с долями, за вычетом вознаграждения за операцию. Кроме того, было специально оговорено, что в течение всего времени производства спасательных работ на борту водолазного судна будут постоянно находиться два советских наблюдателя (в том числе водолазный специалист ВМФ СССР). Одного из них возьмут на судно, которое займется поиском затонувшего крейсера. В дальнейшем за ходом операции следил и советский корабль.
ПОДГОТОВКА
Работы начались 9 мая 1981 г. На начальном этапе операции удалось определить точное местонахождение "Эдинбурга". Это сделал небольшой транспорт "Даммтор", в течение нескольких недель переоборудованный для поиска. На нем смонтировали модульные блоки с НПА, спускоподъемным устройством, пультом управления, каютой для специалистов и др. По данным советской стороны, вероятное место затопления крейсера находилось в районе размером 69х90 миль. Для точной привязки к поисковому району и определения координат обнаруженных объектов на территории Норвегии были установлены два репера на расстоянии 117,5 км друг от друга, а на судне - соответствующее аппаратура. Но у англичан имелись более точные сведения о том, где покоился погибший корабль. Они выбрали одну из трех наиболее вероятных точек, и 14 мая 1981 г. гидролокатором бокового обзора был обнаружен подводный объект, который, после его обследования привязным НПА "Скорпио", был идентифицирован как "Эдинбург". Его обвеховали тремя притопленными гидроакустическими буями, включавшимися по специальному кодированному сигналу с поискового судна. Для сохранения в тайне местонахождения крейсера с команды поискового судна была взята подписка о неразглашении.
Но только через несколько месяцев, после проведения целого ряда подготовительных мероприятий, включавших, помимо прочих: подбор команды из 15 опытных водолазов из разных стран, которые также были набраны на условиях "нет спасения - нет вознаграждения"; их ознакомление с помещениями однотипного крейсера "Белфаст", стоящего на реке Темза в Лондоне в качестве музея; обучение водолазов на специально построенном в масштабе 1:25 макете "Эдинбурга" - в район работы в Баренцевом море прибыло водолазное судно "Стефанитариум", арендованное англичанами у немецкой фирмы "ОСА" (Бремен).
Водолазное судно "Стефанитариум" построено в 1978 г., имело водоизмещение 1400 т и было оснащено 400-метровым ГВК на 6-8 человек. В средней части корпуса судна находилась шахта для спуска водолазного колокола. На корме размещалась П-образная рама на 60 т. Двухтонный гак 36-тонного крана мог опускаться на глубину 300 м и поднимать соответствующие грузы. Новинкой для того времени было наличие у судна системы динамического позиционирования, которая с помощью главной энергетической установки, подруливающих устройств и спутниковой навигационной системы с ЭВМ обеспечивала надежную безъякорную стоянку и удержание в заданной точке с глубиной места до 300 м с точностью до 10 м при волнении моря 5-6 баллов. Для обеспечения работ на судне были созданы запасы различных газов для обеспечения дыхания водолазов общим объемом около 42 500 куб. м.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Крейсер лежал на грунте правым бортом. Первоначальным планом предполагалось добраться до золота через пробоину в этом борту размером около 5х5 м. Но после осмотра выяснилось, что ее острые края и нагромождения искореженного металла внутри представляют серьезную опасность для шланг-кабельных линий водолазов и их гидрокостюмов с водяным обогревом. Поэтому решили прорезать рядом новое отверстие размером 2х3 м с помощью электрокислородной резки, хотя рассматривался и вариант резки струей воды высокого давления.
Люди доставлялись на глубину водолазным колоколом, рассчитанным на три человека. Но из-за неисправности системы регенерации и накопления в нем углекислого газа пришлось использовать только двух, один из которых оставался страхующим в колоколе. Прорезание входного отверстия в крейсер начали 7 сентября 1981 г. За обшивкой корпуса оказалась топливная цистерна с загустевшим мазутом, который вместе с накопившимся илом пришлось убирать с помощью грунтонасоса. Проход в следующее помещение проделали опять с помощью электрокислородной резки. Для освещения внутри помещений крейсера использовали химические источники света (ХИС), которые испускали довольно яркий свет в течение 4-5 часов: водолаз надламывал пластмассовую колбу, находившиеся в ней два химических состава смешивались и давали световую химическую реакцию. Только 16 сентября после частичной разгрузки артиллерийского погреба от мешавших предметов и ила с мазутом во время 27-го спуска водолазного колокола специалист из Зимбабве Джон Россье нашел под слоем ила первый брусок, оказавшийся золотым, под номером КРО 620.
Работа на судне велась в две смены по 12 часов. Смена водолазов при этом работала 8-9 часов, а один человек - 4-5 часов. Колокол останавливался на глубине 226 м, а рабочие водолазы спускались на глубину 235-249 м, удаляясь от него на расстояние до 25 м. Работы продолжались до 5 октября и были остановлены после 67 погружений колокола из-за ухудшения погоды (шторм усилился до 8-9 баллов) и усталости водолазов. Всего нашли и подняли 431 слиток из 465 (93% от затонувшего золота) общим весом 5129 кг, которые в то время стоили более 100 млн. долл. США. Подъем золота осуществлялся с помощью 2-тонного гака в металлической корзине, который поднимал ее на палубу водолазного судна. Затем замазученные бруски золота отмывали керосином и помещали в специальную кладовую с тремя замками, ключи от которых хранились у главы фирмы, осуществлявшей подъем, представителя Британского правительства и у советского наблюдателя. Тут же на борту осуществлялось предварительное взвешивание золота и фотографирование номера и веса, указанных на слитке. Все это фиксировалось в специальном журнале учета за тремя подписями.
Но не все протекало гладко. Были отказы в работе технических средств, например протечки газа в водолазном снаряжении, отказы в работе подводной телевизионной системы, недостатки в работе системы регенерации водолазного колокола, часто выходили из строя подводные электросветильники, система водообогрева специалистов на глубине. Часть людей получили отиты (воспаления ушей), был случай вывиха плеча. Это явилось причиной замены ряда водолазов в ходе спасательных работ. Многие получили очень сильные ожоги на ногах из-за неотрегулированности системы подачи горячей воды для обогрева. Всего водолазы провели под водой 360 часов при среднем времени работы одной пары в течение 5 часов. Таким образом, 35-суточная работа на глубине 245 м завершилась 8-суточной декомпрессией (190 часов). Водолазы вышли из барокомплекса здоровыми и невредимыми только в Абердине (Великобритания), куда судно прибыло 14 октября 1981 г. Каждый из них помимо денежного вознаграждения в размере около 70 тыс. долл. США был награжден медалью и сувениром в виде уменьшенной копии золотого слитка, выполненной из чистого золота пробы 999.
ВТОРАЯ ПОПЫТКА
Однако 34 слитка все еще продолжали оставаться на борту затонувшего "Эдинбурга". Только через пять лет ввиду целого ряда обстоятельств смогли поднять оставшееся золото. На этот раз в операции участвовало более новое и совершенное водолазное судно "Дипвотер-2" водоизмещением свыше 2000 т. Оно было построено в 1984 г. и оснащено 300-метровым ГВК. Система динамического позиционирования судна с тремя ЭВМ обеспечивала точность удержания его до 1 м при волнении моря 5-6 баллов и не более 5 м при волнении 7-8 баллов. ГВК был создан с учетом опыта первой операции. Система регенерации водолазного колокола работала без сбоев, и люди спускались тройками: один оставался страхующим в колоколе, второй находился у входа в крейсер, а третий работал в артиллерийском погребе. В этот раз было задействовано 12 водолазов. Для дыхания использовались специально приготовленные гелиокислородные смеси, хотя на судне имелась установка динамического смешения газов для дыхания водолазов в процессе спуска. Кроме того, было увеличено до 14 часов время подъема давления (компрессии), чтобы избежать имевших ранее место явлений тремора (дрожания мышц у водолазов), а также увеличено и время декомпрессии с 8 до 12 суток.
С началом работ выяснилось, что за прошедшее время внутренние помещения крейсера опять накопили много наносов, которые пришлось расчищать. Спуски приходилось останавливать из-за штормовых условий, которые помимо всего прочего способствовали укачиванию водолазов при вертикальной тряске водолазного колокола. К 10 сентября 1986 г. было осуществлено 24 спуска колокола, при этом было поднято 29 слитков на сумму более 10 млн. долл. США. Они были доставлены в Мурманск и в присутствии представителей Ингосстраха переданы Гохрану. В ходе второго этапа операции также имели место нарушения в работе технических средств.
Несмотря на все трудности, водолазам удалось поднять в общей сложности 99% затонувшего золота. По оценкам специалистов, это лучший в мировой практике результат при спасении ценных грузов из-под воды. Уникальность этой работы состоит еще и в том, что в условиях сохранявшейся холодной войны обе стороны, британская и советская, сумели договориться, что и стало результатом успешно проведенной операции.